Анализ поэмы «Двенадцать» (А. Блок)

Анализ произведения

Представьте себе ситуацию, в которой перед вами поставили бы выбор: либо сохранить в русской литературе только одну единственную поэму, “Двенадцать” Александра Блока, либо убрать ее из общего литературного наследия, оставив все остальное. На первый взгляд, такой выбор кажется чрезмерно драматичным и сложным. Однако Дмитрий Святополк-Мирский, один из наиболее влиятельных русских литературных критиков XX века, поднимал подобный вопрос и выразил свои размышления на этот счет.

Создать шпаргалку - нажми, чтобы скачать

Святополк-Мирский считал, что “Двенадцать” занимает особое место в русской литературе. И его рассмотрение этой поэмы в таком контексте не просто случайное исследование, а попытка раскроить глубокие корни и важность этого произведения. Почему же он пришел к выводу, что “Двенадцать” так важна для русской литературы?

Пожалуй, ответ кроется в том, что “Двенадцать” прямо или косвенно затрагивает множество ключевых аспектов русской истории и культуры. Эта поэма не только художественно ценна, но и функционирует как своеобразный хроникер русской души и судьбы. Она итожит в себе предыдущие три столетия русской жизни и литературы, аналогично тому, как революция 1917 года подытожила шесть веков русской государственности.

История создания

Произведение было написано в январе 1918 года, в период после Февральской и Октябрьской революций, когда Россию охватила волна перемен, и страна оказалась на пороге новой эры, управляемой большевиками под руководством В. И. Ленина.

История создания

Идея “Двенадцати” зародилась в уме Александра Блока задолго до начала революционных событий. Под впечатлением предреволюционных ожиданий, когда в воздухе Петрограда витала неопределенность и страх, поэт ощутил неотъемлемую потребность выразить свои чувства и мысли через поэзию.

В момент создания поэмы, Петроград был городом, который взрывался неописуемой энергией и напряжением. Блок описывал его как застывшее море перед бурей, а сам он находился в состоянии эмоционального возбуждения и оцепенения. Словно лихорадка охватила его, а вместе с ним и весь город.

“Двенадцать” стала своего рода хроникой тех времен, отражая в себе искусство, мир и человеческие переживания. Александр Блок вложил в эту поэму свои впечатления от службы на фронте и жизни в предреволюционном Петрограде, с его холодом, лишениями, разрухой и разбоем.

Кроме того, на процесс написания “Двенадцати” оказало влияние несколько важных источников. Одним из них было эссе “Жизнь Иисуса” французского религиозного историка Эрнеста Ренана, в котором Христос рассматривается как одаренный проповедник и революционер своего времени, без божественного ореола. Эта концепция вдохновила Блока на осмысление революции и общественных изменений.

Кроме того, интерес к идеям Фридриха Ницше о “смерти Бога” также оказал влияние на поэзию Блока и, возможно, на “Двенадцать”. Эта концепция поднимала вопросы о вере, морали и смысле в условиях перемен и искажений.

Сам процесс написания поэмы был поразительно быстрым и страстным. Блок написал первый вариант “Двенадцати” всего за несколько дней. Затем еще месяц ушел на “причесывание” стихов, перестановку фраз и подбор слов.

Поэт завершил работу над поэмой с гордостью и уверенностью, записав в своем дневнике: “Сегодня я — гений!” Эти слова отражают не только его творческое величие, но и важность “Двенадцати” в контексте литературной и исторической эволюции.

Смысл названия

Название поэмы “Двенадцать” Александра Блока несет в себе глубокий символический и исторический смысл, отражая множество аспектов, связанных с революцией, идеологией, и религиозными аллюзиями.

Сначала следует обратить внимание на исторический контекст. Поэма получила название “Двенадцать” в честь отряда, который осуществлял революционные судилища и судил за измену в переулках Петрограда.

Из мемуаров журналистов, присутствовавших при этих событиях, стало известно, что такие отряды красноармейцев действительно состояли из двенадцати человек. Этот факт делает название поэмы живописным отражением реальных событий того времени.

Однако “Двенадцать” для Блока имело глубокое символическое значение. Поэт видел параллели между этой цифрой и религиозными аллюзиями. В христианской истории двенадцать апостолов окружали Христа. Таким образом, автор устанавливает связь между событиями в России и миссией Христа и его учеников.

Как тебе учеба? Нравится или нет?






Александр Блок, цитата

Блок пытается увидеть в революции своеобразное вторжение Иисуса в новой форме, в белом венчике из роз, окруженного двенадцатью учениками. Эта аллюзия связывает революцию с религиозными ожиданиями и предвосхищает возможность начала мировой революции, которая уничтожит старый мир и установит царство Божие на земле.

С другой стороны, название “Двенадцать” отражает идею коллективизации духа. Блок обезличивает своих героев, делая из них монолитное целое, символизирующее единство и силу революционной стихии. Каждый из двенадцати в отдельности не имеет большого значения, но вместе они становятся выразителями единого порыва, объединяющего народные массы в стремлении к свободе и переменам.

Жанр

Поэма “Двенадцать” Александра Блока представляет собой интересный калейдоскоп жанров, который сложно ограничить одним определением. Она не придерживается строгой жанровой рамки, и вместо этого переплетает разные жанры и стили в единое художественное полотно.

Важно отметить, что в поэме нет жанровой иерархии. Все эти элементы – лирика, повествование, диалоги и песни – равноправны и служат одной цели: передать стихийное состояние, хаос и неупорядоченность мира, предвосхищая его революционное обновление.

Основными характеристиками жанрового решения в поэме можно назвать разнообразие и разноречие. Блок использует лирические отступления, которые позволяют читателю ощутить внутренний мир лирического героя, его чувства и размышления. Эти отступления предоставляют интимный взгляд на эмоциональный ландшафт персонажа.

Параллельно с лирическими моментами, в поэме есть элементы повествования, где рассказчик передает события и описывает действия персонажей. Это создает более объективную историю и позволяет читателю углубиться в события и ход сюжета.

Более того, в “Двенадцати” присутствуют диалоги, частушки, романсы и солдатские песни, что придает поэме многообразие и динамичность. Эти элементы речи персонажей помогают создать живые образы и передать атмосферу времени.

 Жанр


Основная тема

Поэма “Двенадцать” Александра Блока открывает перед читателем уникальную тематику, которая отличается от типичных работ поэта. В своем творчестве, Блок был известным идеалистом, но после событий 1917 года произошел перелом в его восприятии реальности.

Он осознал, что мир далеко не такой идеализированный, каким он себе представлял, и это отразилось в его произведениях, которые стали нести на себе отпечаток надрыва и болезненной конфронтации с жесткой действительностью.

  1. Основной темой поэмы “Двенадцать” становится тема революции. Блок изображает революцию как разрушительную стихию, сравнивая ее с вьюгой и ветром, которые разносят все на своем пути. Этот образ подчеркивает необузданность и неуправляемость происходящих событий. Представители старого мира, которые оказались в новом порядке вещей, теряют свою идентичность и пытаются адаптироваться к новой реальности. Поэт описывает их как лишенных имени, плещущихся по улицам, словно снежные хлопья. Это подчеркивает анархический характер революционных идей и действий, а также стихийность социальных перемещений в это время.
  2. Кроме темы революции, в поэме Блок поднимает и другие важные темы. Так, тема мести проявляется в действиях отряда, который расправляется с Катькой и Ванькой, вспоминая старые обиды и обусловленную ими ревность.
  3. Тема невежества прослеживается на уровне стилистики произведения, которая включает элементы уличного жаргона, блатные песни и фольклорные частицы. Это создает аутентичную атмосферу времени и подчеркивает живость и динамичность событий.

Поэма 12

Проблематика

Проблематика поэмы “Двенадцать” Александра Блока пронизана темой жестокости, которая является одной из ключевых черт произведения. Читатель сталкивается с этой жестокостью в ее самой красочной и откровенной форме. Через художественные события и диалоги главных персонажей, поэт передает безжалостность и бесчувственность героев, показывая их способность к душераздирающим решениям в стремлении к возможному будущему спокойствию.

В поэме характерной чертой основных персонажей является их беспокойство и стремление к хаосу. Они представлены как индивидуумы, чья стихия – хаос и беспорядок, а не мир и порядок. Мечты о мире и гармонии кажутся лишь разговорами и снами, не имеющими реальной основы в их жизни.

Главная идея

Одной из ключевых идей произведения является рассмотрение исторических событий через призму эмоций и взглядов самого поэта, который был свидетелем суровых событий зимы 1918 года. Блок через свой текст пытается передать сущность цивилизации и культуры, используя символы и разговорную речь времени, чтобы выразить свой личный взгляд на происходившие события.

Однако финальная часть поэмы оставляет много места для различных интерпретаций. Существует два основных варианта трактовки этой части:

  1. По первой версии, главным персонажем является Иисус Христос, который, подобно первому революционеру, шел против традиций своего времени. В этом контексте, “двенадцать” представляют роль инквизиторов, и автор утверждает, что изменение мира и устоев возможно только через насилие и жертвы. Такая интерпретация подчеркивает сложность и важность революционных изменений.
  2. По второй версии, во главе процессии стоит Антихрист, который представляет собой последнего вестника апокалипсиса. В этой интерпретации, революция и “двенадцать” ведут к гибели как духовной, так и физической. Революция считается разрушительной силой, способной уничтожить все на своем пути, а в конечном 1итоге привести к братоубийственной войне и разрухе.

Таким образом, главная идея поэмы “Двенадцать” остается многозначной и открытой для разных интерпретаций. Блок оставляет читателям свободу выбора между этими двумя ключевыми трактовками, позволяя каждому видеть исторические события и их последствия через свою собственную призму.

Композиция

Композиционная структура произведения состоит из 12 глав, что является символичным числом, отражая название самой поэмы. Это число, как бы намекая на двенадцать апостолов Христа, которые окружали его, создает своеобразное зеркало, которое отражает основные события и образы произведения.

  1. Произведение начинается с экспозиции, в которой читатели погружаются в атмосферу революционного времени, ощущая его хаос и неопределенность.
  2. Завязка, представленная во второй главе, позволяет читателям познакомиться с основными героями поэмы и начать их психологический портрет, который будет развиваться в следующих главах.
  3. Кульминацией произведения является шестая глава, где происходит убийство Катьки. Этот момент олицетворяет развитие действия и достигает пика напряжения, предвещая развязку и последующее разрешение конфликтов.

Особенностью композиции “Двенадцати” является ее зеркальность. События и образы перекликаются между главами, как сюжетно, так и образно, создавая интересную плетеную структуру произведения. Эта зеркальность подчеркивает внутреннюю связь событий и символику числа двенадцать, что придает поэме дополнительный смысл и глубину.

Главные герои и их характеристика

Герои поэмы “Двенадцать” Александра Блока – это символические образы, которые несут на себе груз идеологии и эмоций, характерных для революционной России начала 20-го века. Каждый из них представляет определенный аспект общества и времени, в котором они живут.

Герои поэмы

  • Двенадцать (Отряд красноармейцев). Главный герой поэмы, это коллективный образ революционных борцов. Они не являются индивидуальностями, а скорее стихийной силой, символизирующей гнев и восстание масс. Они представляют беднейшие слои населения, лишенные индивидуальности, их маргинальное поведение и бедность стали движущей силой революции.
  • Иисус Христос. Образ Иисуса в поэме является символом революционных идеалов и борьбы за справедливость. Он ассоциируется с первым революционером, идущим против устоявшихся порядков и традиций. Его присутствие подчеркивает необходимость перемен и жертв в этом процессе.
  • Петруха. Один из Двенадцати, представляющий переходную стадию между старым и новым миром. Его характер отличается нежностью и сомнением, но в конечном итоге он становится частью коллектива и подчиняется новым идеалам.
  • Ванька. Образ предателя, который перешел на сторону царских приспешников. Он ассоциируется с образом Иуды и символизирует трусость и измену в революционной борьбе.
  • Катька. Бывшая подруга Петрухи, олицетворяющая разложение и разврат старого мира. Ее образ символизирует порочность и растрату, и ее смерть означает конец старых ценностей и начало новой эпохи.
  • Буржуй. Представитель старого мира, который стал символом его гибели. Его образ показывает слабость и одиночество богатых, потерявших свое богатство и власть.
  • Старуха. Героиня первой главы, которая символизирует меркантильность и ограниченность старой эпохи. Ее жалоба на траты ткани на транспаранты выражает отсутствие понимания новых идей и приоритетов.

 Герои поэмы

Каждый из этих символических образов вносит свой вклад в общую идею произведения и помогает читателю понять сложные социокультурные изменения, которые происходили в России во времена революции.

Символы

Символы в поэме “Двенадцать” обогащают текст многозначностью и глубокими аллегориями, помогая читателю глубже понять смысл и идеи произведения.

Символ Трактовка
Вьюга и темный вечер Атмосфера событий и эмоций, холод, разрушение, хаос.
Черный цвет Отрицательные аспекты старого мира, мрак, тьма.
Белый цвет Светлые идеи и символы, светлое будущее.
Красный цвет Революционные идеи и атрибуты Красной гвардии.
Число 12 Соотносится с апостолами, связано с преобразованием.
Катька Символ старой, разгульной России, уничтоженной революцией.
Иисус Христос Предводитель красногвардейцев, объект преследования, символ преобразования.
Ветер Символ революции, разрушения и смерти.
Злой голодный пес Образ старого буржуазного мира.
Спаситель (Исус) Символизирует перемены в ценностях и идеалах, смену святости и порока.

Краткое содержание поэмы «Двенадцать» А. Блока по главам

1

Заснеженный Петроград, времена революции 1917-1918 годов. По улицам метель, мороз, и ветер, словно хищник, сбивающий с ног всех, кто осмелился выйти на улицу. В метели между высокими домами развевается огромный транспарант с надписью: «Вся власть Учредительному Собранию!».

Среди прохожих медленно идет старушка, молясь за спасение. Увидев большой лоскут ткани на транспаранте, она с грустью думает, что этот материал мог бы быть использован на портянки для парней, чтобы хоть как-то согреть их в этот лютый мороз. Она внимательно наблюдает за тем, что происходит вокруг, и уверена, что не следует ожидать ничего хорошего от большевиков. В ее глазах они стали гробовщиками России.

Заснеженный Петроград

Среди метели и холода на улицах появляются и другие прохожие. На перекрестке стоит буржуй, пытаясь спрятаться от бури, зарывшись в свой воротник. В этот момент писатель повествует о гибели России и о предателях, которые стали ее окончательной судьбой. Мимо прокрадывается опечаленный поп, стараясь не замечать его и не привлекать внимание. Барышня в каракуле беседует с другой женщиной, выражая свои жалобы на тяжелую участь, и внезапно скользит и падает на лед.

Внезапный порыв ветра срывает плакат об Учредительном Собрании, символизируя, что власть теперь в руках других. Писатель описывает, как теперь собрания проводятся повсюду, даже среди проституток, которые решают изменить цены на свои услуги. На первый взгляд улицы кажутся пустыми, но повсюду можно увидеть людей, уставших и огорченных, а ночью лишь бродит голодный бродяга, отчаянный и одинокий.

2

По улице медленно проходит отряд красноармейцев, держа в руках винтовки. Это их время, и они идут с невероятной уверенностью. Отряд выглядит как будто соратники во времена каторжников, но сейчас они патруль, свободные и без креста на шее.

Среди них звучат ругательства в адрес бывшего товарища Ваньки, который предал своих друзей и стал буржуем, пьянеющим в кабаке с Катькой, распутной девушкой. Но отряд не останавливается, они продолжают двигаться по улице, шагая с революционным воодушевлением и решимостью.

3

Красноармейцы продолжают двигаться по улице, напевая песню о своей службе. В их рядах ощущается старинный дух, их винтовки могли быть старыми, но их решимость и преданность идее революции были сильными: «Мировой пожар раздуем!».

Они полны уверенности в том, что после революции все буржуи исчезнут, и они с нетерпением предвкушают это событие.

4

Ванька и Катька мчатся по улицам, сидя в извозчике, и Ванька обнимает свою “толстоморденькую” подругу. Даже мороз им не мешает, потому что Ванька одет в солдатскую теплую шинель. Весело и беспечно они наслаждаются моментом вместе.

5

Ванька напоминает своей подруге о ее темном прошлом, когда она гуляла с офицерами и юнкерами. Тогда Катька носила дорогое белье и наслаждалась изысканными блюдами, но на ее теле остались шрамы и следы разгульной жизни. Он также вспоминает, как одного из офицеров убили из-за нее, и теперь она должна искупить свою вину, проводя время с “солдатом”.

6

Парочка мчится на санях, наслаждаясь скоростью и весельем. Однако внезапно они сталкиваются с отрядом красноармейцев, которые нападают на них. Раздаются громкие выстрелы, и в этой беспорядочной стрельбе Ванька и извозчик сбегают, оставив Катьку в опасности.

Петька, испытывающий жажду мести из-за ухода Катьки с Ванькой, выстреливает, и смертельная пуля попадает в Катьку. Она падает на снег и остается лежать мертвой, словно брошенная добыча, на холодной земле. Несмотря на произошедшее, отряд красноармейцев продолжает свой путь, не останавливаясь перед убийством.

7

После трагических событий Петьку охватывает глубокая печаль, и он начинает вспоминать моменты, проведенные с Катькой, ночи, которые они провели вместе. Сожаление и угрызения совести мучают его душу.

Однако товарищи из отряда не проявляют понимания к его переживаниям. Они говорят ему, что сейчас другое время, и важно идти вперед, бороться за революционную идею и против врагов, а не углубляться в горе и воспоминания о распутной женщине. Эти слова поднимают дух Петьки, и он продолжает двигаться вперед, сохраняя бодрость духа, несмотря на тяжесть пережитой утраты.

8

Петьке становится скучно, им овладевает агрессия. Он испытывает желание разрушать и убивать, выражая это фразой “Выпью кровушку за зазнобушку”. Его гнев и агрессия нацелены на борьбу с буржуазией, и он готов сражаться с ними даже без оружия, только с одним ножом. В этот момент, несмотря на свою ярость, Петька также молится об упокоении души Катьки, что может указывать на его внутренний конфликт и смешанные чувства в отношении умершей подруги.

9

В описании девятой главы продолжается аллегория старого мира, который становится беспомощным и беззащитным перед революционерами. Отсутствие городовых на улицах указывает на утрату прежней власти и контроля.

На перекрестке стоит перепуганный буржуй, который символизирует представителей старого порядка, и к нему прижимается “паршивый пес”, что может быть интерпретировано как упадок и разложение старой аристократии и буржуазии.

10

В десятой главе отряд красноармейцев продолжает движение в условиях сильной вьюги, когда перед ними почти ничего не видно.

В этот момент Петька начинает молиться, но его товарищи напоминают ему об убийстве Катьки и призывают не рассчитывать на помощь бога, так как его руки запятнаны кровью.

Это символичное напоминание о том, что в условиях революции и борьбы за идеи, иногда приходится совершать жертвы и делать непоправимые поступки, которые изменяют характер и мораль героев.

Товарищи настаивают на необходимости двигаться вперед, считая, что только через совместные усилия с рабочим народом можно достичь целей революции.

11

В одиннадцатой главе бойцы идут под красным флагом, символизируя свою принадлежность к революционному движению. В этот момент в них нет жалости или сочувствия ни к другим, ни к себе.

Они составляют отряд из двенадцати человек и ищут врагов на городских улицах. Они готовы погибнуть за свою идею и идут вперед, решительно шагая нога в ногу с рабочими.

12

В двенадцатой главе красноармейцы продолжают двигаться державным шагом, но впереди отряда кто-то несет красный флаг, хотя из-за метели его не видно. Бойцы кричат, призывая неизвестного выйти и показаться.

За отрядом увязался голодный уличный пес, которого они пытаются прогнать штыками, но пес сопротивляется и продолжает следовать за отрядом. Бойцы интересуются, кто же идет впереди с флагом, и начинают стрелять вслепую, но не попадают.

Так отряд продолжает движение: в хвосте следует упорный пес, а впереди несмотря на пули и метель идет Иисус Христос, увенчанный “венчиком из белых роз”.

Критика

Критический взгляд на поэму “Двенадцать” Александра Блока был разнообразным и многогранным, отражая сложные общественные и литературные тенденции времени. Многие известные личности того периода – Ольга Давидовна Каменева, Андрей Белый и Анатолий Васильевич Луначарский, выразили свое мнение о произведении, что добавило многообразия точек зрения на текст.

Критики отмечали, что стиль, выбранный Блоком для этой поэмы, существенно отличался от его предыдущих работ, вызывая оживленные споры и обсуждения. С самого начала своего публичного существования, поэма столкнулась с широким спектром мнений. Многие приветствовали ее как литературное произведение о революционных временах, однако, среди восхищенных голосов, Блок мог уловить нотки страха, сомнения и тревоги.

Критика

Несмотря на отдельные положительные отзывы среди близких друзей и знакомых автора, даже среди этой аудитории чувствовалось напряжение и беспокойство. Исторические события и темы, касающиеся революции, обычно вызывали большие интересы у ценителей литературы. Однако, многие опасались возможных репрессий и насилия со стороны высокопоставленных чиновников, что могло повлиять на их реакцию на произведение.

Выводы

  1. Поэма “Двенадцать” А. Блока вызвала разнообразные и противоречивые реакции среди критиков и читателей. Некоторые видели в ней выдающееся произведение, отражающее дух революции, в то время как другие испытывали беспокойство и опасения из-за ее резкой и ярко выраженной тематики.
  2. Александр Блок использовал в поэме нетрадиционные средства выразительности, что делает ее сложной для интерпретации. Стиль и язык поэмы отличаются от других произведений Блока и были настолько уникальными, что вызвали неоднозначные реакции.
  3. “Двенадцать” активно отражает времена революции и гражданской войны в России. Она стала своеобразным зеркалом общественных конфликтов и кризиса, связанных с этим периодом, и была написана в условиях политической и социальной нестабильности.
  4. Поэма показывает, как личные переживания персонажей, их сомнения и страхи, соотносятся с историческими событиями и трансформацией общества. Она подчеркивает, что исторические процессы имеют влияние на жизнь индивидов.
  5. “Двенадцать” богата символами и аллегорическими образами. Искусственное использование символов, таких как Иисус Христос, переносит сложные идеи и конфликты на символический уровень.
  6. Поэма активно взаимодействует с читателем, вызывая размышления и диалог по вопросам социальной справедливости, роли индивида в истории и ценностях революции.
Произведения русских писателей
Добавить комментарий