Анализ повести «Гранатовый браслет» (А.И. Куприн)

Анализ произведения

Повесть “Гранатовый браслет” А.И. Куприна, по мнению Константина Георгиевича Паустовского, является истинным произведением искусства, которое словно благоухает нежностью и страстью любви. Некоторые критики даже сравнивают ее с музыкальной сонатой Людвига ван Бетховена, подчеркивая гармонию и эмоциональную глубину произведения.

Создать шпаргалку - нажми, чтобы скачать

Что же делает эту повесть такой особенной и запоминающейся для читателей? Ответ на этот вопрос заключается в совершенстве сюжета, глубоких образах и неординарной интерпретации темы любви.

История создания

Гранатовый браслет

История создания повести “Гранатовый браслет” началась задолго до того, как Куприн взялся за перо осенью 1910 года. Эта повесть не просто возникла в голове писателя – она была вдохновлена реальными событиями и человеческими историями.

Однажды, во время посещения друзей и просмотра семейного альбома с письмами и зарисовками, Куприн услышал увлекательный рассказ. Этот рассказ был поведан ему его другом Любимовым, который поделился историей своей матери. В молодости, когда она была еще девушкой, за ней ухаживал загадочный чиновник.

Он отправлял ей письма, проявляя к ней непередаваемую страсть. Однажды он передал ей золотую цепочку с подвеской в виде пасхального яичка, что было своего рода символом их отношений. Однако, в то время получать подарки от незнакомого мужчины считалось не приличным, и жених девушки решил выяснить отношения с дерзким поклонником.

Встреча двух мужчин стала поворотным моментом в этой истории. Жених внушительно попросил нежелательного соперника прекратить свои ухаживания и исчезнуть из жизни молодой женщины. Юноша послушно исчез, и с тех пор о нем ничего не было известно. Эта история несчастной любви и потери произвела на Куприна глубокое впечатление, и он решил превратить ее в литературное произведение.

Работа над “Гранатовым браслетом” заняла около года.

Перед нами оказался обыденный эпизод из светской жизни, преобразованный писателем в трогательную повесть. Оригинальную цепочку с пасхальным яичком автор заменил на браслет, украшенный пятью гранатами, каждый из которых символизировал человеческие чувства. Зеленый гранат, блистающий в этой истории, олицетворял таинственное и магическое, как подчеркнуто в письме дарителя.

Смысл названия

Смысл названия повести “Гранатовый браслет” оказывается глубоко связанным с ключевыми моментами сюжета и символикой произведения. Автор выбрал для своей повести предмет, который стал не просто украшением, но и метафорой главной темы произведения: страстной и бескорыстной любви.

Важную роль в повести играет гранатовый браслет, который Желтков дарит Вере. Этот браслет несет в себе большой эмоциональный и исторический вес. Для Желткова, небогатого чиновника, он был своего рода семейной реликвией, символом его прошлой жизни и ценностями, которые он хранил.

Подарив этот браслет Вере, он передавал ей не только материальное украшение, но и всю свою судьбу, свое прошлое, настоящее и будущее. Гранатовый браслет уже пережил несколько поколений владельцев, так же как и чувство Желткова, которое было не менее стойким и временами несчастным.

Выбрав такое название для своего произведения, Куприн подчеркнул его главную идею – настоящую, искреннюю и горячую любовь, которую переживает Желтков. Гранат, как древний символ любви, верности и страсти, идеально выражает всю глубину чувства героя. Браслет стал не просто украшением на руке Веры, но и символом той непередаваемой страсти, которую они испытывали друг к другу.

Направление и жанр

Повесть “Гранатовый браслет” Александра Куприна является прекрасным примером реализма в литературе. Основным направлением этого произведения является желание автора максимально достоверно передать окружающую действительность.

Гранатовый браслет, анализ

Как тебе учеба? Нравится или нет?






Куприн с легкостью создал персонажей, действия которых кажутся максимально живыми и естественными. Он не жалеет деталей, вкладывая в текст большое количество мельчайших нюансов, что придает произведению осязаемость и реалистичность. При чтении “Гранатового браслета” читатель погружается в события настолько, что ему начинает казаться, будто все происходящее реально существовало и случилось где-то в реальном мире.

Что касается жанра произведения, то здесь нет сомнения: это повесть. Несмотря на относительно небольшой временной интервал, охваченный сюжетом, и ограниченное количество персонажей, Куприн с успехом передает богатство деталей.

Автор использует названия реальных мест, что еще сильнее погружает читателя в атмосферу повести и создает ощущение, что события происходят прямо перед его глазами.


Основная тема

Тема безответной любви является главным мотивом и эмоциональным каркасом повести “Гранатовый браслет” А.И. Куприна. В ней мастерски раскрываются чувства, которые способны пережить люди, искренне и безусловно преданные друг другу. Желтков, один из центральных персонажей произведения, воплощает эту тему в своей жизни.

Его любовь к княгине Шейне — пример искренней и бескорыстной привязанности. Желтков готов отдать все, даже собственную жизнь, чтобы сохранить свои чувства и верность. Эта тема выходит за рамки простой романтической любви и касается более глубоких и универсальных аспектов человеческих отношений.

Княгиня Шейна

Княгиня Шейна также переживает влияние этой безответной любви. Годы спустя она осознает, что ей снова хочется любить и быть любимой. Браслет, подаренный Желтковым, становится символом возможности новой страсти в ее жизни. И тут становится ясно, что тема любви в повести пронизывает весь текст и преображает не только отношения персонажей, но и их внутренний мир.

Эта любовь, описываемая в произведении, является высокой и чистой, она становится своего рода проявлением духовности и благородства. Вера Николаевна, главная героиня, переживает внутренние изменения даже после трагической гибели Желткова. Она узнает истинность этого благородного чувства и готовность пожертвовать собой ради другого человека, не ждущего ничего взамен.

Любовь изменяет характер всей повести: чувства княгини постепенно угасают и превращаются в спокойную дружескую связь с мужем. Но главная героиня продолжает стремиться к любви, и эта тема остается одной из ключевых в повести, раскрывая глубокие и сложные отношения между героями.

Эмоции, пусть и притупленные временем, все равно существуют в душе главной героини, и она остается верна этому внутреннему стремлению к любви и страсти.

Проблематика

Проблематика

Как и во многих произведениях литературы XIX века (культурологически 1910 год все еще был частью этой эпохи), в повести “Гранатовый браслет” центральным мотивом является проблема маленького человека. Господин Желтков, нижестоящий чиновник, представляет собой типичного представителя этой категории.

Его небогатое положение и социальное неравенство с Верой Николаевной, знатной дамой, делают его невероятно уязвимым перед обществом и ее высоким статусом. Он даже не может мечтать о том, чтобы его чувства нашли взаимность. Куприн возвышает Желткова до символа обычного человека, борющегося за свои искренние чувства, несмотря на все социальные и экономические преграды.

Гуманизм — еще одна важная проблема, затронутая автором в повести. Князь Василий, высший чиновник и знатный человек, мог бы легко уничтожить репутацию Желткова после подарка, который тот сделал его жене. Но князь остается мудрым и терпимым. Он осознает, что чувства Желткова и Веры — это нечто более глубокое и невероятно искреннее, чем просто страсть. Это платоническая, высокая любовь, не несущая в себе ничего постыдного.

Куприн также поднимает вопрос о природе чувств и страсти. Полковник Аносов рассказывает женской компании несколько трагических историй о “настоящей любви”, с которыми он столкнулся в своей жизни. Однако, автор оставляет за читателями решение, где настоящая любовь, а где одержимость. В этой проблеме проявляется глубокая психологическая характеристика персонажей и их чувств, а также сложность разграничения между истинными эмоциями и простой страстью.

Основная мысль

Главная мысль повести “Гранатовый браслет” Александра Ивановича Куприна пронизывает всю повествовательную нить произведения и звучит как важное напоминание о значении любви в жизни каждого человека. Куприн через судьбу героев демонстрирует, что жизнь может быть лишена смысла, если человек не способен найти и принять любовь.

История Желткова и Веры служит конкретным примером, как неразделенная любовь может разрушить внутренний мир человека и довести его до добровольной смерти. Желтков, чувствуя, что он никому не нужен и не может быть с той, кого любит, решает пойти на крайний шаг. Его трагическая участь становится предостережением о том, как важно не утратить связь с любовью и принять ее как неразрывную часть жизни.

Куприн призывает читателя задуматься над тем, что настоящая жизнь включает не только материальные блага, но и внутренний мир, эмоции и отношения.

Внутренний мир Желткова был разрушен болезненной неразделенной любовью, и это служит важным уроком о том, как важно уметь распознавать, ценить и принимать любовь.

Композиция

Композиция в повести “Гранатовый браслет” Александра Ивановича Куприна является одним из ключевых элементов, которые придают произведению глубину и художественную цельность. Она проявляется как на формальном, так и на смысловом уровне, взаимодействуя с основными мотивами произведения.

С самого начала повести Куприн обращает внимание читателя на музыкальный эпиграф, связанный с сонатой Бетховена. Этот эпиграф несет в себе символическое значение и становится важным мотивом в развитии сюжета. В конце произведения музыкальное произведение Бетховена становится неотъемлемой частью событий, подчеркивая идею о важности и силе искусства и чувств.

Экспозиция

Порядок элементов сюжета в повести строго соблюден, что придает произведению логичность и последовательность.

  1. Экспозиция представлена пейзажными зарисовками, знакомством с семьей Шеиных и рассказом о предстоящем празднике.
  2. Завязка возникает с получением Верой Николаевной подарка, а развитие событий включает в себя расследование отправителя этого подарка и встречу с Желтковым.
  3. Кульминация достигается при признании Желткова, что его чувства могут быть убиты только его смертью.
  4. Развязка, в свою очередь, представляет собой трагическое завершение сюжета со смертью Желткова и описанием того, как Вера слушает сонату.

Кроме того, в композицию произведения вплетены рассказы генерала Аносова о любовных историях. Эти истории добавляют глубину и сложность повести, а также помогают читателю лучше понять значение любви в человеческой жизни и различить истинные чувства от мимолетных страстей.

Главные герои и их характеристика

Вера Николаевна Шеина

Вера Николаевна Шеина

Искусная хозяйка и верная жена Василия Львовича, Вера Николаевна всегда стояла рядом со своим мужем, помогая ему удерживать их семейное финансовое положение на плаву. Ее преданность и поддержка стали важной опорой для Василия в трудные времена.

Однако, с течением времени, страсть и романтика увядают в их отношениях, уступая место более спокойным и искренним дружеским связям. Вера Николаевна не скрывает от мужа письма от влюбленного “телеграфиста”, что является проявлением ее открытости и искренности в отношениях.

Смерть Желткова становится для Веры Николаевны трагическим событием, которое она переживает с глубокими чувствами вины и сожаления. Она жалеет, что настоящая, высокая любовь прошла мимо нее, оставив ее внутренний мир и чувства в сложном состоянии.

Князь Василий Львович Шеин

Князь Василий Львович Шеин

Князь Василий Львович Шеин – это выдающаяся фигура в губернии, предводитель дворянства и обладатель знатного происхождения. Несмотря на трудности и финансовые затруднения, с которыми он сталкивается, он сохраняет свою гордость и положение. Его дела могут идти не самым успешным образом, но он всегда ведет себя соответственно своему высокому статусу и сохраняет честь своей фамилии.

Князь Василий Львович проявляет множество характерных черт личности, среди которых выделяется его чувство юмора. Эта особенность делает его привлекательным и обаятельным для окружающих, и он умеет создавать атмосферу радушия и гостеприимства в своем доме.

Одним из ключевых аспектов характера князя Василия Львовича является его понимание и толерантность. Он знает о тайном поклоннике своей супруги, Веры Николаевны, но не прибегает к скандалам или разбирательствам. Как глубоко порядочный и искренний человек, он относится к этой ситуации с пониманием, что делает его еще более человечным и образцовым.

Георгий Степанович Желтков

Георгий Степанович Желтков

Внешне Георгий Желтков может показаться незаметным и мелким служащим, но в его душе горит яркая и непоколебимая страсть.

С самого начала повести Георгий влюбляется в княгиню Веру, и это чувство становится определяющим в его жизни. Его любовь к Вере сопровождает его на протяжении всей жизни, и он не надеется на взаимность, а скорее боготворит ее как свой идеал. Его преданность и страсть к ней делают его героем, способным на самопожертвование ради любимой женщины.

Его решение сделать Вере подарок на именины – гранатовый браслет, становится проявлением истинной романтики. Георгий понимал, что так никогда и не получит взаимности, поэтому чтобы не доставлять неприятностей любимой женщине, он решил покончить с собой.

Генерал Яков Михайлович Аносов

Генерал Яков Михайлович Аносов

Генерал Аносов – это человек, который прожил долгую и насыщенную жизнь, пережил множество событий и испытаний. Эти жизненные опыты сделали его мудрым и чувствительным стариком, способным видеть глубже поверхностных вещей и судить о людях с объективностью. Он обладает уникальным способом видения мира и человеческой природы.

Генерал осуждает моральное разложение общества и замечает, как ценности, которые когда-то считались святыми, стали бытовыми потребностями. Его высказывания и мысли стали классическими цитатами, отражающими его глубокое понимание человеческой природы и общественных явлений.

Николай Николаевич Мирза-Булат-Туганский

Николай Николаевич Мирза-Булат-Туганский

Николай Николаевич представляет собой персонажа, который отличается честностью, серьезностью и строгостью. Его характер пронизан реализмом, и он всегда ориентирован на практический подход к жизни. Все его действия и решения принимаются на основе логики и прагматизма.

Этот персонаж не придает большого значения тонким нюансам человеческих чувств и романтике. Для него мир разделен на черное и белое, и он склонен видеть события в жизни через призму правовой и моральной оценки.

Его рассмотрение последствий истории, связанных с именем Веры Николаевны, было чрезмерно жестоким и строгим, и оно стало одной из причин, побудивших Георгия Желткова к трагическому решению самоубийства.

Анна Николаевна Фриессе

Анна Николаевна Фриессе

Анна Николаевна Фриессе – младшая сестра Веры в повести “Гранатовый браслет” Александра Ивановича Куприна.

Анна привязана к Вере и всегда готова поддержать ее. Однако она сильно отличается от старшей сестры. Внешние различия выражаются не только в их внешности, но и в манере поведения. Анна проявляет склонность к флирту и кокетничанию, но всегда остается в рамках приличия. Ее жизнерадостность и чувство юмора делают ее яркой и смешливой личностью.

Однако помимо этой игривой стороны, Анна также проявляет искреннюю веру и щедрость. Ее религиозность и готовность помогать другим через благотворительность добавляют ей глубины и составляют важную часть ее характера.

Густав Иванович Фриессе

Густав Иванович Фриессе

Густав Иванович Фриессе – муж Анны Николаевны, представляет собой персонажа, который олицетворяет безусловную и глубокую любовь. Его влюбленность в супругу вызывает жалость у окружающих, так как она стоит в ярком контрасте с характером Анны.

Густав полностью предан своей супруге и обожает ее. Его чувства и внимание к ней никогда не иссякают, даже несмотря на ее развлекательные и кокетливые наклонности. В этой безусловной любви кроется ирония судьбы, так как Густав – полная противоположность своей жены по характеру и интересам.

Густав Иванович Фриессе является в повести символом той искренности и глубины чувств, которые могут присутствовать в человеческих отношениях, несмотря на внешние различия и недостатки партнера. Его персонаж демонстрирует, что настоящая любовь способна преодолеть даже самые большие разногласия и противоречия.

Пономарев

Полковник Пономарев, гость в доме Шеиных

Полковник Пономарев, гость в доме Шеиных, представляет собой персонажа, который внес мудрость и уважение к труду в сюжет произведения.

Старший возраст и долгое время, проведенное в канцелярии, сделали Пономарева мудрым человеком. Его советы и размышления отражают глубокое понимание жизни и человеческих отношений. Он пришел в дом Шеиных как гость, но его присутствие приносит много ценных наблюдений и мудрых советов.

Пономарев также символизирует уважение к труду и честному трудолюбию. Его долгие годы работы в канцелярии подчеркивают, что труд – это не только средство заработка, но и часть жизни, которая формирует характер и мировоззрение человека.

Бахтинский

Поручик Бахтинский

Поручик Бахтинский, один из гостей в доме Шеиных, славится своим умением танцевать, и его талант в этом искусстве непревзойден. Он становится живописцем балов, создавая неповторимые образы и атмосферу веселья и радости на приемах. Его мастерство в танцах и организации балов придает событиям особое влечение и привлекательность.

Бахтинский, таким образом, символизирует не только искусство танца, но и искусство создания веселых и запоминающихся моментов в жизни. Его персонаж добавляет легкости и развлекательной нотки в произведение, создавая контраст с более серьезными аспектами сюжета.

Женни Рейтер

Женни Рейтер

Женни Рейтер, известная пианистка и подруга Веры Николаевны, играет важную роль в повести “Гранатовый браслет” Александра Ивановича Куприна.

Как известная пианистка, Женни Рейтер – звезда музыкальной сцены, и ее музыкальное мастерство придает произведению дополнительную глубину и эмоциональную насыщенность. Исполнив 2-ю сонату Бетховена по просьбе Веры и Желткова, она передает музыкой те чувства и эмоции, которые не всегда можно выразить словами.

Женни Рейтер также служит примером истинной дружбы и поддержки. Ее готовность исполнить последнее желание ушедшего друга и помочь Вере в трудный момент подчеркивает тему дружбы и взаимоподдержки в повести.

Лука

Лука – повар, работающий в доме Шеиных уже долгое время, и хозяева доверяют ему не только приготовление вкусных блюд, но и сохранение гастрономических тайн семьи. Он знает предпочтения и вкусы каждого члена семьи, и его кулинарные шедевры приносят радость и удовлетворение.

Васючок

Васючок, молодой гость в доме Шеиных, приглашен для того, чтобы добавить ярких красок и веселья в их обыденную жизнь.

Этот молодой парень, или “Васючок”, как его зовут, известен своей способностью создавать атмосферу веселья и развлечений. Его приглашение в дом Шеиных несомненно связано с желанием сделать вечеринки и собрания более яркими и запоминающимися.

Васючок – это тот, кто всегда готов поднять настроение, устроить шумную вечеринку и подарить моменты радости и смеха. Его персонаж добавляет динамичности и свежести в окружающую обстановку и позволяет героям отвлечься от повседневных забот.

Краткое содержание повести «Гранатовый браслет» по главам

Глава 1

Середина августа в этом году подарила прибрежным курортам Черного моря непогоду. Штормовой ветер и моросящий дождь заставили большинство отдыхающих спешно покинуть свои дачи и направиться в город, избегая неприятных сюрпризов природы. Однако княгиня Вера Шеина не имела такой возможности, так как в ее городском доме в это время велись ремонтные работы.

С приходом сентября природа внезапно поменяла свое настроение. Жуткие грозы уступили место ясному солнцу и теплым лучам. Дни стали долгожданно ясными и теплыми, и Вера не могла не радоваться этим чудесным дням ранней осени. Несмотря на начальные неурядицы, наступление сентября обещало ей приятное и яркое продолжение.

Глава 2

17 сентября, в день своих именин, Вера Николаевна с нетерпением ожидала прихода гостей. Ее муж с самого утра отправился в город по делам и обещал привести гостей к обеду. Этот день обещал быть особенным, и Вера была полна ожидания.

Княгиня радовалась тому, что ее именины пришлись на время дачного сезона, что позволяло устроить скромное торжество без пышных приемов. Семья Шеиных находилась на грани финансового краха, и положение князя требовало осторожности и экономии. Вера Николаевна, чья любовь к мужу превратилась в “чувство прочной, верной, истинной дружбы,” делала все возможное, чтобы поддержать его. Она экономила, жертвовала многим и старалась поддерживать семейный бюджет.

Чтобы помочь Вере с хозяйством и принимать гостей, к ней приехала сестра, Анна Николаевна Фриессе. Эти две женщины были абсолютно разными как по внешности, так и по характерам, но с детства они были крайне привязаны друг к другу и всегда приходили друг другу на помощь.

Глава 3

Для Анны, которая уже давно не видела моря, этот момент был особенно важным. Сестры решили ненадолго остановиться и посидеть на скамье, расположенной над обрывом, уходящем “отвесной стеной падавшего глубоко в море”. Они наслаждались прекрасным видом, который предоставлялся этим местом.

Анна, вспомнив о подготовленном подарке для сестры, извлекла из сумки старинную записную книжку в красивом переплете и вручила ее Вере.

Глава 4

Как наступил вечер, начали съезжаться гости. Среди приглашенных был генерал Аносов, давний друг князя Мирза-Булат-Тугановского и уважаемый человек в семье Фриессе. Он был как дедушка для сестер, а они, в свою очередь, обожали этого великого человека. Их связывали годы дружбы и взаимного уважения, а вечеринки в его компании всегда приносили массу приятных воспоминаний.

Глава 5

Собравшихся в доме Шеиных развлекал сам хозяин, князь Василий Львович. У него был особый талант рассказчика: его рассказы всегда были настолько юмористичными, что даже в тяжелые времена гости смеялись до слез. На этот раз история касалась неудачной попытки бракосочетания его брата, Николая Николаевича.

Несмотря на веселое настроение, Вера не могла избавиться от беспокойства. Она почувствовала, что сегодняшний день может принести нечто необычное. Сначала это коснулось количества гостей – их было тринадцать. Вера, будучи суеверной, начала волноваться.

После обеда большинство гостей устроились за покерным столом. Вера же решила провести время на террасе. Однако, едва она вышла из комнаты, как горничная позвала ее снова внутрь. На столе в кабинете стоял небольшой пакет, завязанный лентой, и служанка объявила, что его принес посыльный и что он предназначен для Веры Николаевны.

Вера открыла пакет и обнаружила внутри золотой браслет. В центре браслета блеснули красные гранаты, как «живые огни». Она почувствовала, что эти камни как бы пульсируют, напоминая капли крови.

Вместе с браслетом было письмо. Вера начала читать. Это оказалось письмо от ее тайного поклонника, который поздравлял ее с Днем ангела и признавался в своих чувствах. Он рассказывал, как переносил камни с ее старого серебряного браслета на золотой, желая, чтобы она была первой, кто его носит. Он признавал свою преданность и благоговение перед ней, выражая желание видеть ее счастливой.

Вера размышляла о том, стоит ли показывать этот подарок мужу.

Глава 6

Вечер в доме Шеиных тек ровно и оживленно. Гости играли в карты, беседовали и наслаждались пением одного из приглашенных артистов. Князь Василий Львович продемонстрировал нескольким гостям свой домашний альбом, наполненный его собственными рисунками. Этот альбом был непременным атрибутом к его юмористическим рассказам, и его рисунки вызывали такой заразительный смех, что гости постепенно собрались вокруг него.

Последний рассказ в альбоме назывался «Княгиня Вера и влюбленный телеграфист», и сам текст этой истории, как говорил князь, все еще “готовился”. Вера попросила мужа не начинать этот рассказ, но он, кажется, не расслышал ее слова и начал свою веселую историю о том, как княгиня Вера получала страстные послания от влюбленного телеграфиста.

Глава 7

После чая несколько гостей решили покинуть дом, а оставшиеся переместились на террасу. Генерал Аносов начал делиться своими военными историями, и его слушали с интересом, словно дети, Анна и Вера. Их воспоминания относились к детству, когда генерал был для них как дедушка.

Перед тем, как проводить старого генерала, Вера предложила своему мужу прочитать письмо, которое она только что получила.

Глава 8

По пути к ожидавшему генерала экипажу, Аносов начал беседовать с Верой и Анной о своих взглядах на любовь. Он признался, что в своей долгой жизни никогда не испытывал настоящей, истинной любви. По его мнению, любовь должна быть чем-то великим, чем-то, что остается тайной в этом мире и приносит в жизни настоящую трагедию.

Затем генерал поинтересовался у Веры, какая часть истории, рассказанной ее мужем, является правдой. Она с удовольствием поделилась своей версией: какой-то безумец преследовал ее своей страстью и писал ей письма еще до того, как она вышла замуж. Княгиня также упомянула о посылке с письмом. Генерал пришел в раздумье и заметил, что, возможно, жизнь Веры пересекла настоящую, всепожирающую, скромную и самоотверженную любовь, о которой мечтает каждая женщина.

Глава 9

После проводов гостей и возврата в дом, Вера вступила в разговор с братом Николаем и Василием Львовичем. Николай настаивал на неотложной необходимости прекратить “глупости” тайного поклонника, считая, что история с браслетом и письмами могла бы повредить репутации семьи.

После обсуждения того, как поступить дальше, они приняли решение: на следующий день Василий Львович и Николай попытаются найти тайного поклонника Веры и, требуя прекратить беспокойство жены, вернут ему браслет.

Глава 10

Визит Шеина и Мирза-Булат-Тугановского к тайному поклоннику Веры оказался важным моментом. Оказавшись перед ним, они обнаружили, что это чиновник Желтков, мужчина в возрасте около тридцати пяти лет.

Николай сразу ясно и четко объяснил Желткову причину своего прихода – он превысил все границы, преследуя княгиню своими проявлениями любви. Желтков быстро признал свою вину в этом преследовании.

Обратившись к Василию Львовичу, Желтков выразил свою глубокую любовь к Вере и признал, что никогда не сможет перестать любить ее, что его ожидает лишь смерть, и он готов принять ее “в какой угодно форме”. Он попросил разрешения уйти на несколько минут, чтобы позвонить Вере и объяснить ей свои чувства.

Пока Желтков отсутствовал, Василий Львович поделился с Николаем своими чувствами и пониманием к Желткову. Князь был уверен, что этот человек не способен обманывать или лгать. Он понял, что стал свидетелем чего-то невероятно трагического и могучего – проявления истинной любви.

По возвращении Желтков попросил разрешения написать Вере последнее письмо и заверил, что история больше не повториться.

Вечером князь поделился с Верой подробностями визита. Вера не проявила удивления, но она чувствовала легкое беспокойство, так как поняла, что “этот человек покончит с собой”.

Глава 11

На следующее утро Вера узнала из газет о смерти чиновника Желткова, который покончил с собой из-за растраты государственных денег. Весь день она размышляла о нем, о том “неведомом человеке”, которого ей так и не удалось увидеть. Ее беспокоил вопрос, почему она предчувствовала такую трагическую развязку его судьбы. Эти события заставили Веру вспомнить слова генерала Аносова о настоящей любви, возможно, она только что пересекла свой путь.

Почтальон доставил прощальное письмо от Желткова. В этом письме он выразил свои чувства и признал, что любовь к Вере была для него большим счастьем. Он просил ее прощения за беспокойство, которое он ей доставил, и благодарил за просто то, что она существует. Желтков прощался навсегда, описывая свою любовь как нечто, что он не мог контролировать, и признавая, что это было для него большим благом. Письмо завершалось словами благоговения перед Верой.

Прочитав это письмо, Вера сказала мужу, что хотела бы поехать, чтобы увидеть того человека, который так сильно ее любил. Князь поддержал ее решение.

Глава 12

Вера нашла квартиру, в которой Желтков снимал жилье. Хозяйка квартиры встретила ее и согласилась рассказать о последних днях Желткова. В комнате, где он ушел из жизни, Вера увидела его тело. Выражение его лица было умиротворенным, как будто он, умирая, открыл какую-то глубокую и сладкую тайну, которая помогла ему примириться с жизнью.

На прощание хозяйка квартиры рассказала Вере, что если женщина придет попрощаться, Желтков просил передать ей, что лучшее произведение Бетховена для него – это “L. van Beethoven. Son. № 2, op. 2. Largo Appassionato.”

Вера, потрясенная этими событиями, не смогла удержать слезы. Ее слезы были смешаны с чувством горечи и тяжести, связанными с впечатлением от смерти.

Глава 13

Домой Вера Николаевна вернулась поздно вечером, и ее единственной компанией была Женни Рейтер. Княгиня моментально обратилась к подруге с просьбой сыграть что-нибудь на фортепиано. Она была уверена, что пианистка исполнит “то самое место из Второй сонаты”, о котором упоминал Желтков перед своей смертью.

Женни начала играть, и с первых аккордов Вера узнала эту музыку. Ее душа казалось разделилась на две части: одна думала о той упущенной возможности любви, которая прошла мимо нее, а другая размышляла о том, почему именно это произведение должно ей сейчас звучать.

Слова начали формироваться в ее уме, слова, которые казалось создавались сами по себе в гармонии с музыкой. Они заканчивались фразой: “Да святится имя Твое”. Эти слова говорили о великой любви. Вера плакала, вспоминая ушедшие чувства, но музыка одновременно успокаивала и волновала ее. Когда соната закончилась, княгиня почувствовала спокойствие.

Женни спросила Веру, почему она плакала, и та ответила фразой, которую поняла только она сама: “Он меня простил теперь. Все хорошо”.

Чему учит?

Повесть “Гранатовый Браслет” раскрывает перед читателем необычный любовный треугольник и представляет женщину, которой пришлось сделать сложный выбор между страстью и прочными чувствами. Она учит нас ценить и беречь доверие, а также быть внимательными не только к своим собственным эмоциям и страданиям, но и к чужим.

Близкие родственники Веры сначала насмехались над ее тайным поклонником, считая его чудаком. Но Вера и ее муж обладали удивительным даром понимания и сострадания. Их отношения были построены на взаимопонимании и готовности беречь друг друга. Именно эти качества помогли им отнестись к чувствам Желткова с уважением, а не с осуждением.

Таким образом, книга “Гранатовый Браслет” учит нас тому, как важно быть чуткими к чужим эмоциям и переживаниям, как ценно доверие и уважение в отношениях, и как важно беречь их, даже когда сталкиваешься с нестандартными ситуациями в любви.

Критика

Произведение А. Куприна, “Гранатовый Браслет”, было тепло встречено критиками и другими современными писателями. Они отмечали свежесть этого произведения и его практически документарную точность в описании характеров и чувств персонажей:

  1. Максим Горький назвал “Гранатовый Браслет” “хорошей литературой” и радовался его появлению.
  2. Александр Горнфельд, критик, увидел в рассказе образ “маленького человека”, который ему показался смешным и наивным, аналогом современного Дон Кихота.
  3. Критик Андрей Бартенев отметил, что описанная в произведении любовь может быть отнесена к категориям высшего порядка.
  4. Филимонова Н. В. говорила, что Александр Куприн, среди современников, наиболее глубоко исследовал тему любви. Она подчеркнула, что именно неразделенная любовь придает его рассказам глубину страстей, несмотря на внешнюю обыденность происходящих событий.

Советские критики отнесли произведение критически, так как оно не вписывалось в рамки социалистической литературы и идеологии строителей светлого будущего.

С течением времени, мнения о “Гранатовом Браслете” изменились. В современном эссе Владимира Березина, произведение рассматривается с иной стороны. Он видит в нем нечто более глубокое и замысловатое, сравнивая его с философским образом Цахеса. В своем эссе, он приходит к выводу, что “Гранатовый Браслет” не так прост, как кажется на первый взгляд, и вызывает более глубокие размышления о человеческих чувствах и отношениях.

Выводы

  1. Повесть “Гранатовый Браслет” отличается глубоким исследованием человеческих чувств, в особенности любви. Куприн с легкостью передает сложность и многогранность чувств персонажей, что делает их отношения реалистичными и убедительными.
  2. Автор высмеивает социальные нормы и стереотипы своего времени, особенно в отношении женщин. Героиня Вера олицетворяет женщину, которая не укладывается в традиционные роли и ожидания общества.
  3. Одной из центральных тем произведения является неразделенная любовь. Желтков, поклонник Веры, становится символом человека, чья страсть не находит отклика, что приносит трагический исход. Эта тема обращает внимание на сложность человеческих чувств и их влияние на жизнь людей.
  4. Куприн создает живописные описания природы и окружающей среды, что придает произведению глубину и атмосферность. Его художественный стиль и богатый язык способствуют созданию ярких образов и многогранных персонажей.
  5. Мнения критиков о “Гранатовом браслете” разнятся в зависимости от времени и контекста. Если советская критика видела в произведении отклонение от социалистической идеологии, то более современные исследователи придавали ему новое значение и глубину.
Персонажи повести
Вера Николаевна Шеина
0
Князь Василий Львович Шеин
0
Георгий Степанович Желтков
0
Генерал Яков Михайлович Аносов
0
Николай Николаевич Мирза-Булат-Туганский
0
Анна Николаевна Фриессе
0
Густав Иванович Фриессе
0
Полковник Пономарев, гость в доме Шеиных
0
Поручик Бахтинский
0
Женни Рейтер
0
Произведения русских писателей
Добавить комментарий