Анализ произведения Гроза

Анализ произведения

Драматург А.Н. Островский – один из классиков русской литературы. Его пьесы интересны и сегодня: в них отражена Россия XIX века, обычаи прошедшей эпохи и вечные вопросы человеческой жизни. Драматическая пьеса «Гроза» написана в период, когда сильны были традиции Домостроя, но уже заметны признаки надвигающихся перемен в Российской Империи и в мире.

Создать шпаргалку - нажми, чтобы скачать

История создания драмы

Островский задумал это произведение, когда побывал в конце 1850-х годов в провинциальных городах Поволжья. Драматург знал и живо изображал быт и нравы российской провинции, отношения в семье, в обществе, в деловом мире. Вымышленный город Калинов вобрал в себя черты разных поволжских городов, но больше всего в нем примет старинной Костромы.

Работу над пьесой автор закончил в 1859 году. Рукопись «Грозы» хранится в Российской Государственной библиотеке. В том же году, 16 ноября, состоялась премьера пьесы в Малом театре. Она имела успех, которому способствовали не только талантливые артисты, но и споры критиков, узревших в пьесе политический подтекст.

«Гроза» создавалась практически в то же время, что и роман французского писателя Флобера «Госпожа Бовари». И при бросающемся в глаза внешнем сходстве с «Госпожой Бовари» драма «Гроза» оказалась полемичной (то есть можно говорить о своеобразном споре писателей).

Интересно мнение писателей и литературных критиков Петра Вайля и Александра Гениса об этом произведении. В своей книге «Родная речь» авторы отметили главное, поистине ключевое различие французского романа и русской драматической пьесы – роль денег.

Фактически, в романе Флобера ключевой персонаж – именно деньги, ими меряется всё. Главный грех госпожи Бовари – расточительность. Ради любовника она растратила состояние, наделала долгов и разорила семью.

В произведении Островского денежные вопросы тоже присутствуют, ведь действие разворачивается в купеческой среде. Но деньги здесь больше похожи на декорацию, элемент фона. Главная роль отведена отношениям людей, психологии героев, нравственным коллизиям.

Жанр

Жанр пьесы – реализм, драма. Уже в начале читатель узнаёт, кто есть кто (сразу раскрывается характер купца Дикого, купчихи Кабановой). Все события вполне могли случиться в реальности. Драматизм разворачивается постепенно и завершается трагическим финалом – самоубийством героини.

Основная тема

Главная тема – трагический конфликт между любовью и долгом. Пусть у героини нет любви к мужу, но она обвенчана с ним и дала клятву перед алтарем. Образ жизни, патриархальные устои, традиции русского провинциального общества требуют от женщины безусловной покорности мужу, женская измена – страшный непростительный грех. Но страстная натура Катерины одерживает верх над разумом, женщина решает погубить себя, но обрести счастье хотя бы на короткий срок.

К финалу пьесы постепенно нарастает напряжение, кульминацией является летняя гроза с громами и молниями, которую экзальтированная Катерина воспринимает как Божий гнев, обращенный к ней. Она принародно кается в грехе. Ее жизнь после такого признания становится невыносимой, она становится отверженной в своей семье и обществе. Доведенная до отчаяния женщина бросается с обрыва в омут.


Композиция

Пьеса создана в соответствии с канонами драматургии XIX века. Вначале зрители и читатели знакомятся с героями, которые сами себя характеризуют и заодно высказывают мнение о других персонажах и жизни в их городке. Далее разворачиваются драматические события: две пары влюбленных по-разному пытаются обрести счастье. Фоном любовных отношений служат житейские подробности купеческого быта, описанные Островским со знанием дела и с юмором. Автор отмечает косность провинциального общества, склонность к предрассудкам, презрение к науке и учености, неприятие всего выходящего за грани принятых правил.

Как уже упоминалось, кульминация произведения – летняя гроза и покаяние Катерины перед мужем и людьми. После этого поступка женщина обречена на всеобщее презрение, и трагическая развязка следует закономерно.

Литературоведы спорят о том, можно ли назвать своеобразным «тёмным царством» мир провинциального города Калинова или нет. В сущности, провинциальное купечество Калинова не хуже и не лучше своих современников, их добродетели и пороки типичны для той эпохи.«Жертвы» (Тихон, Борис) в нравственном и житейском отношении ничем не лучше «палачей» (Дикой, Кабаниха).

Главные герои

Возглавляет список персонажей человек с поистине говорящей фамилией – купец Савелий Прокофьевич Дикой. Уже в начале пьесы понятно, почему Дикого прозвали пронзительным мужиком: этот купец – карикатурный самодур, жадный, придирчивый, всегда готовый обругать кого угодно и постоянно скандалящий с родными детьми.

Дикой не пытается скрыть свой дурной характер: он, наоборот, не упускает возможности показать своё презрение к тем, кого не считает себе ровней. Однако при встрече с суровой купчихой Марфой Кабановой Савелий Прокофьевич готов рассказать о своих обидчиках и о том, как пришлось просить прощения у обруганного мужика (ибо тогда был великий пост, а Дикой всё-таки был религиозен, побаивался гнева Божьего).

Как тебе учеба? Нравится или нет?






Богатая вдова купчиха Марфа Игнатьевна Кабанова неспроста получила прозвище Кабаниха. Под внешней учтивостью скрывается жестокая деспотичная натура. Кабаниха настолько сурова, что Дикой невольно уважает её (по словам купца-самодура, во всём городе лишь она «может разговорить его сердце»).

Все слова о любви к сыну – лишь притворство. Марфа Игнатьевна постоянно донимает Тихона придирками. До женитьбы были постоянные упреки: почему сын всё ещё холост. После Кабаниха возмущается, что Тихон перестал любить родную мать. По мнению литературоведов, Кабаниха опаснее Дикого, потому что самодурство ее замаскировано благочестием.

Борис Григорьевич – молодой и «порядочно образованный» человек, одевающийся по-европейски. Приехал в провинциальный город, чтобы получить наследство от дяди, и сразу же столкнулся с суровой реальностью. Самодур Дикой постоянно ругает племянника, называя его дармоедом, а в финале отправляет Бориса в сибирский город – фактически в ссылку за его роман с замужней женщиной.

Тихон Кабанов – молодой человек, выросший в атмосфере ханжества. Деспотичная мать подавляла волю сына постоянными придирками и нравоучениями. Неудивительно, что Тихон начинал пить, как только вырывался из-под нестерпимой опеки. Он боялся суровой матери, а потому не мог защитить жену от постоянных упрёков свекрови. В финале пьесы Тихон невольно завидует жене: она покончила с собой и свободна от страданий, а слабовольный муж будет «страдать и мучиться».

Катерину Вайль и Генис образно назвали «Волжской Бовари», и неспроста: в какой-то степени судьбы героинь схожи. Но различий больше, и они связаны с упомянутой ролью денег. Если героиня французского романа выросла в бедности, а после замужества завела любовника, залезла в большие долги и покончила с собой, запутавшись в них, то для Катерины самый серьёзный грех – неверность супругу. Любовь к другому мужчине так мучила замужнюю женщину, что она всерьёз боялась Божьей кары за грех и в итоге бросилась с обрыва.

По словам Вайля и Гениса, Катерина хоть и глупее, нежели Бовари, зато куда чище душой («русские, уступая Западу ум, оставляли себе душу», потому что знали, что сам по себе ум, без души, не стоит ломаного гроша).


Другие персонажи

Драматизм пьесы усиливается при появлении персонажа-рока, а именно, полусумасшедшей старухи-барыни. Сначала её фразы о том, что красота губительна для женщины, кажутся просто бредом. Когда же Катерина уже страдает от любви к Борису, появление Барыни, да ещё совпадающее с грозой, пугает читателя. Фразы старухи о том, как опасна для женщины красота, звучат как зловещее пророчество.

Носитель прогрессивных идей – Кулигин, механик-самоучка (важно: его предшественник – знаменитый русский изобретатель Кулибин). Кроме поиска «перпетуум-мобиле», то есть вечного двигателя (замысел, обречённый на неудачу), механик предлагает установить в городе часы, а также молниеотводы. Кулигин пытается донести эти идеи до влиятельного купца Дикого, однако безуспешно: купец сполна оправдывает фамилию, называя идеи изобретателя вздором, и вдобавок заявляет, что-де «гроза посылается жителям Калинова в наказание».

Варвара Кабанова недовольна, что её брат Тихон в ответ на придирки матери говорил, что не посмеет ослушаться. Варвара догадывалась, что Катерина лишь жалеет мужа, а по-настоящему любит Бориса, и помогла встретиться влюблённым. В финале пьесы женщина покидает дом Кабановых, сбежав вместе с Кудряшом.

Кудряш– молодой человек, работающий конторщиком у Дикого. В отличие от большинства жителей Калинова, не боится самодура: как только Дикой начинал ругаться, Кудряш отвечал такой ругательной скороговоркой, на что вредный купец лишь плевал от досады и оставлял конторщика в покое.

Краткое содержание

Уже в первом действии читателя ждёт знакомство с «палачами» и «жертвами». Сначала был разговор Кулигина с теми, кто близко знал купца Савелия Прокофьевича Дикого. Оказалось, что этот карикатурный самодур постоянно ругался, без ругани жить не мог, а особенно сильно злился Дикой, когда начинался разговор о деньгах.

Потом начинается разговор купца-самодура с племянником: короткий и очень резкий. Дикой нещадно ругался, а Борис покорно слушал брань вечно сердитого дяди. Затем купец уходит, а Борис рассказывает о том, каково жить в доме Диких, где глава семейства постоянно буянит.

После разговора с Кулигиным Борис призадумался: нравы в городе Калинове жестокие – типичные для провинции. Больше всего тревожила молодого человека любовь к замужней женщине.

Впереди читателя ждёт знакомство с иной семьёй – Кабановыми. Суровая купчиха, прозванная Кабанихой, нещадно придирается к сыну, Тихону. Главный упрёк – якобы перестал молодой человек любить родную мать, лишь о жене думает. Когда Кабаниха ушла домой, Тихон с огорчением говорит, что не может угодить матери: раньше были придирки из-за холостой жизни, теперь же из-за жены. Он решает пойти к Дикому и напиться, чтобы хоть как-то разогнать невыносимую тоску.

Сестра Тихона, Варвара, поговорила с Катериной. Оказалось, что до замужества Катерина жила, как вольная птица, видела приятные сны, а после замужества всё изменилось. Всё чаще и чаще приходило желание уйти из опостылевшего дома, а всё потому, что Катерина полюбила Бориса Григорьевича. Несчастная героиня начинает задумываться о самоубийстве – измена мужу для нее ужасный грех. Символично появление полусумасшедшей старой барыни, «олицетворяющей рок» (по словам Вайля и Гениса).

Во втором действии Тихон уезжает, выслушав от жестокой матери много наставлений. Читатель узнаёт, что Катерина лишь жалеет мужа, а полюбить вряд ли сможет. Когда же героиня остаётся одна, то понимает, что сердце обмануть нельзя – всё равно хочется встретиться с Борисом – и нетерпеливо ждёт ночи.

В начале третьего действия к Кабанихе приходит Дикой. Купец нетрезвый, как всегда, раздражённый, и хочет, чтобы суровая купчиха разговорила его. Беседа завязывается, а затем «палачи» уходят в дом Кабановых.

Борис встречается с Катериной. Оказалось, что Тихон вернётся не очень скоро, а значит, можно вволю погулять.

В четвёртом действии разворачивается драма: Тихон Кабанов вернулся раньше, чем ждали. После неожиданного появления старой барыни героиня раскаивается и говорит о том, что всё то время, пока муж был в отъезде, гуляла с Борисом. Кабаниха не упускает возможности придраться к сыну: дескать, не послушался матери, и стряслась беда.

В пятом действии драма перерастает в трагедию. Узнав, что Катерина полюбила Бориса, Кабаниха решила, что любовника надо прогнать, а невестку хорошенько проучить. Тихон поговорил с Диким, и суровый купец одобрил план Кабанихи. Попрощавшись с Катериной, Борис уехал в далёкий сибирский город. Сама же героиня решила, что жить ей незачем, и бросилась с обрыва в речной омут.

Узнав, что жена пропала, Тихон нервничает. Начинаются поиски, и вскоре Кулигин находит утопленницу. Увидев мёртвую Катерину, Тихон в отчаянии заявляет, что виновница трагедии – Кабаниха.

Значение пьесы «Гроза»

Среди творений Островского «Гроза» занимает особое положение не только из-за названия и трактовки слова как в прямом, так и в переносном смысле. Главная причина: пьеса заинтересовала тогдашнюю либеральную общественность (так называемых революционных демократов).

«Революционный демократ» Добролюбов увидел в пьесе смысл, вряд ли предусмотренный драматургом: бунт простых и просвещённых людей против традиционных русских устоев и церковных правил. Добролюбов написал статью «Луч света в тёмном царстве», где высказал сочувствие тем, кто боролся за свободу слова, свободу выбора и свободу любви (а традиционные русские ценности названы в статье «мракобесием»). По мнению «революционного демократа», именно Катерина стала тем самым лучом света, надеждой на изменение жизни к лучшему.

В советских учебниках русской литературы, в главе, где разбиралась драма «Гроза», ссылались именно на статью Добролюбова, хотя не было принято слишком вникать в буквальное содержание и смысл этой статьи. Свобода любви, которую смело пропагандировали нигилисты в XIX веке, вовсе не считалась приемлемой в светском обществе.

Сегодня это литературное произведение интересно вне зависимости от действительного или мнимого революционного подтекста. «Гроза», как и другие пьесы Александра Островского, неоспоримый элемент русской и мировой культуры. Они второй век не сходят со сцен российских театров, потому что ценятся за свои художественные достоинства и признанное место в русской истории, за связанные с ними судьбы великих актеров, исполнявших главные роли, за русскую старину, которую мы узнаем, благодаря таким произведениям.

Автор сайта
Кристина Залозная
Филолог, переводчик (славянские языки); учитель русского, украинского языка и литературы.
Задать вопрос
Произведения русских писателей
Добавить комментарий

  1. Дарья Вишневская

    «Гроза» – философская пьеса А.Н. Островского, написанная в реалистическом жанре. Интрига повествования вращается вокруг судьбы Катерины, которая вынуждена бороться за свою любовь и счастье, на фоне грозных революционных перемены. Основной темой произведения является противоречие между личным желанием быть счастливым и общественной необходимостью подчинения нормам и ценностям общества. Цитата “Некрасивая любовь бывает иногда главнее красивой” подчеркивает главную мысль пьесы. Эта работа Островского считается одной из самых глубоких и значимых в русской классической литературе.

    Ответить
  2. Фёдор Нечаев

    Пьеса «Гроза» – превосходное произведение! Краткое содержание по главам, анализ и основная тема были изложены исключительно ясно и содержательно. Жанр произведения скрасил вечера своими непредсказуемыми поворотами сюжета. Цитаты из произведения проникают в душу и заставляют задуматься о глубинных проблемах человеческой природы. Браво всем, кто принимал участие в создании такого шедевра!

    Ответить
  3. Анастасия

    Я думаю, что прочитанное мною в этой статье было очень полезным. Очень детально и понятно описаны методы и приемы по работе с грозой в школе. Очень полезно для учителей и родителей. Благодарю за полезную информацию!

    Ответить