Анализ поэмы «Медный всадник» (А. С. Пушкин)

Анализ произведения

Поэма “Медный всадник” Александра Сергеевича Пушкина безусловно считается одним из вершинных достижений русской поэзии. Ее слог, богатство языка и эмоциональная глубина напоминают нам “Евгения Онегина”, что позволяет утверждать, что Пушкин достиг в ней своего мастерства наивысшего уровня. Однако, “Медный всадник” также уникальна своим содержанием, объединяя исторический и мифологический аспекты.

Создать шпаргалку - нажми, чтобы скачать

Сюжет поэмы базируется на исторических событиях и фигуре Петра Великого, российского монарха, известного своими реформами и стремлением к трансформации России в великую державу.

История создания

Произведение, также называемое “петербургской повестью”, было написано во вторую болдинскую осень 1833 года. Исторические даты начала и окончания работы над поэмой точно известны – 6 и 31 октября соответственно.

История создания

Стоит отметить, что этот срок был чрезвычайно кратким для создания такого масштабного произведения, как “Медный всадник”. Однако, Пушкину удалось завершить эту поэму в удивительно сжатые сроки.

Содержание “Медного всадника” глубоко философское и символичное. Пушкин задумал произведение как историю конфликта “маленького человека” с “великой силой” государства и истории. В фокусе внимания оказывается обычный житель Санкт-Петербурга, работник городской площади Евгений, чья жизнь сталкивается с безжалостной силой природы и государства.

“Медный всадник” поднимает важные вопросы о судьбе и справедливости, о том, как маленький индивидуум существует в мире огромных исторических событий и бюрократических структур. Поэма ставит вопрос о беспомощности человека перед могуществом государства и неспособности последнего понять частные житейские проблемы своих граждан.

Жанр и направление

Поэма “Медный всадник” Александра Сергеевича Пушкина является ярким представителем реалистического направления в литературе и относится к жанру стихотворной поэмы. Сам Пушкин, давая этому произведению подзаголовок “Петербургская повесть”, четко обозначил его жанровую принадлежность.

Основная черта реализма в литературе – это стремление изображать жизнь и общество с максимальной достоверностью, без преувеличений и идеализации. В “Медном всаднике” мы видим отражение современных социальных и исторических реалий, а также внимание к обыденным жизненным событиям и проблемам маленьких людей.

Поэма, несмотря на свою относительно небольшую длину, масштабна по глубокому содержанию. В ней присутствует и историческая, и философская проблематика. История создания памятника Петру Великому и судьба главного героя, Евгения, сталкиваются с великой силой государства и истории, что подчеркивает актуальность философских вопросов о месте человека в мире и его взаимодействии с обществом.

Медный всадник поэма

Завершаясь без эпилога, “Медный всадник” оставляет противоречия между маленьким человеком и целым государством неразрешенными. Это создает атмосферу незавершенности и заставляет читателя задуматься над множеством моральных и философских вопросов, что является одной из характерных черт реалистической литературы.

Основная тема

Одной из главных и наиболее ярких тем в поэме “Медный всадник” Александра Сергеевича Пушкина является тема власти и судьбы маленького человека. Поэма представляет собой глубокий акт размышлений автора о природе государственной власти и ее воздействии на жизнь обычных людей.

В названии поэмы заключена ключевая идея произведения. Памятник Петру Великому изготовлен из бронзы, но Пушкин выбирает эпитет “медный”, который придает ему более тяжелый и мрачный оттенок. Этот художественный прием выражает мощь и непреклонность государственной машины, которой безразличны трудности и страдания маленьких людей, подвергшихся власти самодержавного режима.

Основная тема

 

Как тебе учеба? Нравится или нет?






В поэме видно, как маленький человек сталкивается с огромной бюрократической структурой, которая кажется непостижимой и безжалостной. Конфликт между маленьким человеком, в данном случае главным героем Евгением, и властью остается неразрешенным. Это подчеркивает беспомощность и малозначимость отдельного индивида в грандиозной системе государства.

Вступление к поэме, в котором Пушкин описывает Петра Первого как выдающегося лидера и строителя России, поднимает важный вопрос о роли одной личности в истории государства. Петр Великий считается одним из великих реформаторов, но вместе с тем его деяния несут и большой тени деспотизма и жертв. Это вызывает различные точки зрения на его роль в истории России.

Таким образом, “Медный всадник” представляет собой произведение, в котором Пушкин поднимает актуальные вопросы власти, судьбы человека в государственной машине и роль отдельной личности в истории. Эти темы оставляют читателя с множеством неразрешенных вопросов и вызывают размышления о сложной природе власти и ее воздействии на общество.

Проблематика

Поэма “Медный всадник” Александра Сергеевича Пушкина олицетворяет множество важных социальных и философских проблем, которые актуальны и в наше время.

  1. Одной из ключевых проблем, которую автор остро поднимает, является вопрос мирного сосуществования народа с государством. Главным персонажем, представляющим простое население, является работяга Евгений. В контексте поэмы, он кажется маленьким и хрупким на фоне грозной скульптуры, символизирующей государство. Эта аллегория подчеркивает неравенство и беззащитность обычных граждан перед могуществом и бюрократической машиной государства.
  2. Еще одной важной проблемой, затронутой в поэме, является проблема одиночества. Герой, Евгений, не может вынести ни дня без своей второй половины, что подчеркивает человеческую уязвимость и зависимость от социальных связей. Пушкин, размышляя об этой теме, подчеркивает, что даже самый разумный и сильный человек подвержен страданиям и чувству одиночества.
  3. Также в поэме заметна проблема равнодушия со стороны государства и его чиновников к судьбам обычных граждан. Горожанам не было предоставлено помощи во время бури, а последствия ее разрушений были оставлены без внимания. Компенсации семьям погибших и социальная поддержка пострадавших оказались недостаточными или даже отсутствующими. Это отражает безразличие государственного аппарата к жизням и страданиям своих подданных.

Композиция

Композиция поэмы

Структуру произведения можно описать как линейную, но она несет в себе неожиданные сдвиги и исторические вставки, которые придают ей глубину и сложность:

  • Пролог поэмы, объемный и величественный, начинается с описания славных деяний Петра Первого, включая строительство Санкт-Петербурга. Этот пролог, хотя и выдается как начало произведения, создает контекст для понимания всей истории и служит введением в мир поэмы.
  • Основная часть поэмы начинается с описания наводнения, которое становится отправной точкой для развития сюжета и характеризует мрачный ход событий. Ложной кульминацией выглядит момент, когда герой осознает, что его возлюбленная Параша погибла, но на самом деле, это лишь ввод в более глубокую проблематику и конфликт произведения.
  • Настоящей кульминацией поэмы становится момент, когда главный герой обращается к статуе Медного всадника, выражая свои страхи и надежды. Этот момент обретает символическое значение и подчеркивает тему власти и маленького человека, а развязка – погоня статуи за дерзким обидчиком – вносит элемент драматизма и динамики.
  • Эпилог поэмы не выделен графически, что придает произведению особую законченность и гармонию. Последние четыре четверостишия, описывающие гибель Евгения, фактически служат эпилогом, завершая повествование о судьбе главного героя и оставляя читателя с множеством глубоких впечатлений и мыслей.

Конфликт произведения

Основной конфликт в поэме “Медный всадник” Александра Сергеевича Пушкина является центральной драматической точкой сюжета и имеет множество необычных и философски значимых аспектов. Этот конфликт возникает между двумя ключевыми персонажами: императором, великим реформатором России Петром I, и простым жителем Санкт-Петербурга, Евгением, представляющим собой типичного “маленького человека”.

Конфликт произведения

Каждый из этих персонажей придерживается своей “правды”:

  1. Петр I стремится к глобальным целям, таким как укрепление обороны страны, развитие флота и построение великолепного города, который он видел за границей. Его мечта – сделать Россию мощной и современной державой, и он идет к этой цели, даже если это означает жертвы и изменения в жизни обычных людей.
  2. С другой стороны, “правда” Евгения связана с его личными планами и мечтами о счастливой жизни с любимой женщиной. Его амбиции ограничиваются созданием семьи и благополучием, и его стремления важны для него так же, как и глобальные цели императора.

В этом конфликте нет явного ответа на вопрос о том, кто из них прав. Оба положения ограничены и неразрешимы.

Петр I не мог проигнорировать потенциальную угрозу для государства, а Евгений имеет право на свои личные мечты и амбиции. Конфликт между этими двумя позициями подчеркивает сложность взаимодействия между властью и обычными гражданами, а также философские вопросы о природе права и справедливости.

Главные герои и их характеристика

Евгений

Евгений

Евгений представляет собой портрет молодого и бедного чиновника, чья жизнь пронизана мечтами и страстными чувствами. В нем проявляется интересный контраст между его родовым происхождением и текущим положением.

Евгений, принадлежавший к знатному роду, представляет собой символ утраты и упадка. Он живет в мире мечтаний о будущем, о встрече с возлюбленной, которая находится на другом берегу Невы. Непогода и наводнение Невы становятся метафорой для его внутреннего беспокойства и тоски. Он томится от разлуки и стремится создать семью, дом и детей.

Однако судьба жестока к Евгению, и его мечты рушатся, когда он приходит к дому своей возлюбленной и видит развалины и трупы. Этот момент становится переломным для его психологического состояния, и он погружается в безумие. Евгений бродит по улицам, становится беспризорным и зависимым от милосердия окружающих. Его психическое состояние ухудшается, и он начинает воспринимать памятник Петру Великому как угрозу и символ своего бедствия.

В этой истории, Евгений олицетворяет утрату и разочарование, а также сложные внутренние конфликты с иллюзиями и реальностью. Его путешествие от мечтаний к безумию ярко демонстрирует влияние внешних обстоятельств и собственных эмоциональных переживаний на человеческую психику и жизненные планы.

Медный всадник

Медный всадник

Образ “Медного всадника” олицетворяет сложную и двойственную характеристику Петра I, великого российского императора:

  1. С одной стороны, “Медный всадник” символизирует мудрого и справедливого правителя, всевидящего владыку, родоначальника реформ и нововведений. Этот аспект образа подчеркивает Петра I как защитника слабых и “отца” просвещения. Он изображается как гений, способный к проведению смелых и прогрессивных реформ, исходящих из его стремления к современному образу жизни и мощи России. Эта интерпретация “Медного всадника” придает ему величественность и благородство.
  2. С другой стороны, образ также носит амбивалентный характер, отражая обычного человека, иногда недальновидного и грубого. Это представление о Петре I показывает его самодурство и деспотизм, которые привели к множеству бед и страданиям. С этой точки зрения, “Медный всадник” преследует несчастного сумасшедшего, символизируя искаженное восприятие императора и его реформ в глазах обычных людей.

Такие исторические персонажи часто вызывают смешанные эмоции, и их роль в истории подвергается спорам и разногласиям.

Второстепенные персонажи

Перевозчик

Перевозчик – в непогоду переправляет Евгения к дому его возлюбленной за символическую плату.

Параша

Живя вместе с матерью в скромном домике на берегу Невы, Параша олицетворяет для Евгения смысл его существования и его мечты о будущем. Она становится идеалом и надеждой на счастье для главного героя. Однако, судьба Параши становится символом утраты и трагедии. Ее гибель во время наводнения означает для Евгения утрату будущего, и он буквально теряет опору в жизни.

Постепенно проходит время, и Евгения находят мертвым в Неве, выброшенным на островок. Этот финал символизирует его полное разочарование и утрату надежды.

Краткое содержание поэмы Пушкина «Медный всадник»

Сюжет поэмы разворачивается в Санкт-Петербурге и охватывает два разных временных периода. Первая часть сюжета, составляющая пятую часть всего произведения, относится к моменту, когда зарождается идея строительства новой столицы для новой империи. Этот период ставит начало всей истории.

Вторая часть сюжета разворачивается осенью 1824 года и описывает события в более поздний период времени. В этой части произведения развиваются главные события и конфликты.

Предисловие

Предисловие к поэме указывает на то, что происшествие, описанное в произведении, имеет настоящий источник в истории. Детали наводнения, о которых идет речь в произведении, были заимствованы из тогдашних журналов. Чтобы подтвердить эту информацию, читатели могут обратиться к известию, составленному В. Н. Берхом.

Вступление

В начале поэмы “Медный всадник” вводится сцена, где главным персонажем выступает Петр I. После успешной битвы, в которой русским войскам удалось отбить балтийский берег, царь стоит “на берегу пустынных волн”, окруженный великими размышлениями. Молодой император решает возвести на этом месте новый город, который должен стать торговым и промышленным центром России.

Петр I, вдохновленный амбициозными идеями, призванными преобразить Россию, принимает решение о строительстве Петербурга. Этот город “вознесся пышно, горделиво”, превратившись в один из самых красивых и впечатляющих городов в Европе.

Часть 1. Знакомство с главным персонажем

В начале поэмы “Медный всадник” внимание обращается на Петра I, царя России. После победной битвы, в которой русским войскам удалось вернуть балтийский берег, Петр I оказывается “на берегу пустынных волн”. Его ум и душа полны великих размышлений.

1 часть

Молодой император решает, что это место идеально подходит для создания нового города, который должен стать центром торговли и промышленности России. Вдохновленный амбициозными идеями преобразования страны, Петр I принимает историческое решение о строительстве Петербурга.

Город “вознесся пышно, горделиво”, превратившись в один из самых величественных и красивых городов в Европе. Этот момент становится отправной точкой для развития сюжета поэмы, и он представляет начало великой истории, рассказываемой в произведении.

Часть 2. Последствия стихийного бедствия

Со временем стихийное бедствие начало утихать, и Нева возвратилась на свои обычные берега. Дождь прекратился, и в этом хаосе и разрушении Евгению удалось найти лодку.

Перевозчик согласился отвезти молодого человека на остров, где жила его невеста с матерью. Однако, когда Евгений достиг острова, он обнаружил, что дом, где жили его близкие, был сметен мутными водами Невы. Нет ни малейших следов жильцов. Трагический финал ожидал невесту Евгения и ее мать, их тела унесла река.

Местные жители на острове начали восстанавливать порядок, и повседневная жизнь постепенно восстанавливалась. Но для Евгения мир рухнул. Он пережил невообразимую утрату, лишившись самых близких людей. Герой постепенно теряет разум. Он перестает выполнять свои обязанности на службе, теряет квартиру.

Прошло время, и Евгений все также бродит по улицам столицы, потерянный и без цели. Он случайно попадает на площадь, где установлен памятник основателю города, Петру I. Царь гордо сидит на коне, а сама скульптура выполнена из меди. Евгений, измученный, узнает этого правителя, “чьей волей роковой / Под морем город основался…”.

Иллюстрация к книге

Внутри него растет убеждение, что именно Петр I приказал строить город в этом опасном месте, где наводнения случались слишком часто, а река вела себя непредсказуемо. В своем безумии Евгений начинает обвинять царя во всех своих несчастьях и оскорбляет памятник, выражая свои страдания.

Вдруг Евгению кажется, что статуя Петра начинает проявлять злобу, и он бежит в ужасе. Он слышит звуки копыт, громыхающие по мостовой. С тех пор, как произошло это событие, Евгений боится поднимать голову и встречаться взглядом с медным всадником.

В конечном итоге, домик, который принадлежал погибшей невесте, приносит к берегу. Рядом с развалинами находят тело Евгения. Его тихо “похоронили, ради Бога”, положив конец его страданиям.

Главная мысль поэмы

Главная мысль поэмы “Медный всадник” заключается в неразрешимости конфликта между интересами государства и счастьем обычного человека. Пушкин полностью признает важность и правоту Петра I, который стремился к благополучию и могуществу своей империи, не всегда учитывая при этом индивидуальные интересы и страдания отдельных личностей. В то же время поэт настаивает на праве каждого человека требовать уважения к своим интересам и судьбе.

Евгений в комнате у Параши

Автор глубоко сопереживает своему герою, Евгению, и поэтому не предоставляет читателю завершенного эпилога, который бы вернул нас к величию Петербурга и утешил бы нас в трагической участи Евгения, справедливо оправданной историческими событиями.

В чем смысл поэмы?

Поэма “Медный всадник” Александра Пушкина представляет собой многогранный и глубокий текст, который приглашает читателя задуматься над различными аспектами человеческой судьбы и общественной жизни. Ее смысл можно интерпретировать с разных точек зрения, и в ней звучат разные темы и идеи.

Важным смыслом поэмы является конфликт между личностью и государством, между интересами простого человека и целями великой политики.

Евгений, как представитель обывателя, смотрит на мир с позиции личных чувств, мечтает о счастье и любви. Медный всадник же, олицетворяя государство и власть, работает на благо государства, даже если это приводит к страданиям отдельных индивидов. Этот конфликт показывает неразрешимость дилеммы между индивидуальным счастьем и потребностями государства.

Другой смысл поэмы заключается в критике недальновидности и самодурства власти. Петр I, хоть и был великим реформатором, не всегда учитывал человеческие страдания и интересы. Евгений, с другой стороны, символизирует голос народа, который страдает от решений верховной власти. Это позволяет читателю задуматься о необходимости сбалансированного подхода к управлению и учете интересов всех слоев общества.

Также в поэме звучат темы мирного сосуществования человека с силой природы и государства. Евгений оказывается бессильным перед природным стихийным бедствием, которое смывает его счастье. В этом контексте поэма предостерегает о нашей уязвимости перед природой и необходимости бережного отношения к окружающей среде.

Наконец, поэма “Медный всадник” может рассматриваться как аллегория на тему вечных вопросов власти, судьбы и жертв, которые приносит история. Конфликт между Евгением и Медным всадником становится символом бесконечных столкновений интересов, ценностей и идеалов в истории человечества.

Средства выразительности

Великий Пушкин, используя богатый арсенал художественных средств, создал уникальное описание Санкт-Петербурга в своей поэме “Медный всадник”. В этом произведении он использует следующие средства выразительности:

Выразительное средство Примеры из поэмы Объяснение
Эпитеты “Неведомые воды” Эпитеты – это прилагательные или фразы, которые придают предметам или явлениям более яркий и выразительный характер. “Неведомые воды” описывают Неву как таинственную и неизведанную.
Метафоры “город Петров” Метафоры – это формы речи, в которых один объект или явление сравниваются с другими, чтобы передать особый смысл. “Город Петров” сравнивает Петербург с чем-то принадлежащим Петру I, что подчеркивает его связь с царем.
Сравнения “как новая царица” Сравнения – это выражения, в которых устанавливается аналогия между двумя объектами или явлениями. “Как новая царица” сравнивает Петербург с женским образом, что придает ему характер и стиль.
Олицетворения “громады теснятся” Олицетворения дают человеческие черты предметам или явлениям. “Громады теснятся” показывает, что город стал объектом, обладающим живой активностью.
Метонимия “в гранит оделася Нева” Метонимия заменяет одну часть объекта другой, обозначая его через какой-то связанный элемент. “В гранит оделася Нева” описывает берега Невы как покрытые гранитом, что придает им монументальность.
Обращения “люблю тебя, Петра творенье” Обращения – это формы речи, в которых говорящий обращается к кому-либо или чему-либо. “Люблю тебя, Петра творенье” выражает чувства автора к городу, создавая интимную связь.

Чему учит?

Поэма “Медный всадник” нас учит тому, что история всегда связана с судьбами отдельных людей. Независимо от великих событий и реформ, она влияет на жизни обычных людей, их радости и страдания. Важно помнить, что у каждого человека есть свои мечты, надежды и потребности, которые необходимо учитывать при принятии решений на государственном уровне.

Сила и величие государства не должны означать равнодушие к судьбам его граждан. Власть обязана действовать с мудростью и сочувствием, учитывая интересы и благополучие каждого индивида. История Петербурга и судьба главного героя Евгения в поэме напоминают нам о важности гармонии между интересами государства и счастьем простого человека.

Критика

Критика

Поэма “Медный всадник” Александра Пушкина вызывает разные трактовки и отзывы со стороны критиков. Эти разносторонние взгляды позволяют увидеть богатство и глубину произведения, а также его многозначность.

  • В. Г. Белинский выделяет социально-философскую идею в поэме, видя в ней противостояние интересов государства и интересов личности. Он считает, что главный герой, Евгений, становится неизбежной жертвой исторического процесса, и при этом сочувствует ему, хотя понимает правоту Петра.
  • А. В. Дружинин описывает Евгения как “бедного мальчика” и видит Петра I как “великого Преобразователя России”. Он также поддерживает Петра, но не проявляет сочувствия к герою, ставшему бездомным и безродным.
  • Д. С. Мережковский представляет интересную трактовку, подчеркивая возможность восстания “маленького человека” против власти. Он верит в силу искренней любви и страсти, которые способны двигать человека к борьбе за свои убеждения.
  • В. Я. Брюсов усматривает в поэме борьбу с деспотизмом и тиранией, причем он считает, что стихийный мятеж не способен преодолеть тиранию, но мятеж души каждого отдельного человека может победить власть и деспотию.

Выводы

  1. Пушкин создал произведение, которое допускает разнообразные интерпретации и трактовки. Он исследует сложные социальные и философские идеи через противостояние героев и событий.
  2. В поэме “Медный всадник” четко прослеживается конфликт между интересами государства и интересами отдельной личности. Петр I, как символ власти, вынужден принимать решения, которые влияют на судьбу обычных граждан.
  3. Пушкин создает глубокий портрет главного героя, Евгения, и проявляет к нему сочувствие. Герой становится символом многих обычных людей, которые страдают от исторических перемен и решений правителей.
  4. Критика трактует поэму по-разному, что свидетельствует о ее многозначности и богатстве смыслов. Разные критики подчеркивают различные аспекты произведения, отражая разные точки зрения на героев и события.
  5. Пушкин поднимает в поэме актуальные социальные вопросы: соотношение интересов государства и граждан, власть и личность, деспотизм и свобода. Он призывает читателя задуматься над этими проблемами и понять, что история всегда связана с судьбами отдельных людей.
Произведения русских писателей
Добавить комментарий