Анализ поэмы «Мертвые души» (Н.В. Гоголь)

Анализ произведения

Поэму “Мертвые души” Николая Васильевича Гоголя можно смело назвать произведением, насыщенным мистическими аурой и сверхъестественными элементами. Великий русский классик, сквозь свои произведения, часто проникал в мир загадочного и необъяснимого. В “Мертвых душах” эта мистическая составляющая особенно заметна.

Создать шпаргалку - нажми, чтобы скачать

Стоит отметить, что ассоциации с мистикой вокруг этой поэмы не случайны. В творчестве Гоголя можно найти множество произведений, где реальность смешивается с фантазией, а сверхъестественное переплетается с повседневной жизнью.

“Мертвые души” не стали исключением. Гоголь, будучи мастером в создании образов и атмосферы, умело вплетает в сюжет своих произведений загадочные элементы, что придает его текстам необычайный колорит и глубину.

История создания книги

Книга

Гоголь посвятил значительную часть своей жизни работе над “Мертвыми душами”. Изначально, автор задумал эту поэму как юмористический роман, но со временем его концепция начала меняться. Он решил, что это произведение может стать не просто историей смешных приключений, а мощным инструментом обличения проблем российского общества и способом его духовного возрождения. Именно так родилась идея “Мертвых душ”.

Гоголь задумал создать три тома этой эпической поэмы:

  1. В первом томе он планировал разобрать пороки и разложение крепостнического общества, давая речь героям, которые пытаются обогатиться за счет “мертвых душ”.
  2. Во втором томе он хотел дать своим персонажам надежду на искупление и возрождение, показав их в новом свете.
  3. А в третьем томе Гоголь намеревался описать дальнейший путь России и ее общества, возможно, предвосхищая будущее.

Однако Гоголь так и не смог завершить свое масштабное произведение. Первый том был опубликован в 1842 году, но второй том так и остался недописанным.

Перед самой смертью Гоголь принял решение сжечь рукопись второго тома, оставив читателей и исследователей в недоумении. Многие попытались разгадать причины этого акта, но до сих пор однозначного ответа тому не нашлось.

Третий том “Мертвых душ” так и остался не написанным. Гоголь, возможно, не смог найти ответ на вопрос, что ждет Россию в будущем, или же просто не успел завершить свое произведение. Но несмотря на незаконченность, “Мертвые души” остались великим достижением русской литературы и вечным символом мастерства Гоголя в создании неповторимых литературных миров.

Смысл названия “Мертвые души”

Название “Мертвые души” в произведении Николая Гоголя является загадочным и символичным, вызывая множество толкований и вопросов. Этот выбор названия создает оксюморон, который придает произведению глубину и загадочность, а также заставляет читателей размышлять над его смыслом.

Смысл названия

В прямом смысле, “мертвые души” представляют собой крепостных, которые ушли из этого мира, но все еще числятся в списке собственности своих помещиков. Начиная с этой простой и очевидной интерпретации, происходит постепенное изменение восприятия этого понятия.

“Форма” крепостных начинает оживать перед читателем, и они перестают быть абстрактными и безличными. Они становятся реальными людьми со своими характерами, привычками и недостатками. Это преобразование совершается через взгляд автора, который вдыхает жизнь в эти “мертвые души”.

С метафорической точки зрения, “мертвые души” представляют собой галерею портретов правящего класса, которые отличаются отсутствием живых чувств и истинных эмоций. Этот класс поглощен собственными интересами и живет, как будто бы в мертвой зоне. Их души мертвы в том смысле, что они лишены истинной духовной жизни, преданы жажде наживы и бесплодным целям.

С другой стороны, крепостные, хоть и числятся в списке “мертвых душ”, обладают живой силой и потенциалом для изменения общества. Их души оживлены стремлением к свободе и справедливости. Гоголь через это название поднимает важные социальные и моральные вопросы, призывая к преображению и возрождению России.

Жанр

Жанр произведения “Мертвые души” Николая Гоголя остается объектом дискуссий среди литературоведов и критиков, и, как часто бывает в литературе, он не поддается четкому определению. Сам Гоголь называл свою работу поэмой, указывая на наличие в ней как повествовательных, так и лирических элементов.

Жанр произведения Мертвые души

Как тебе учеба? Нравится или нет?






Многие согласны с Гоголем и видят “Мертвые души” как поэму. В произведении действительно присутствуют многочисленные лирические отступления, которые раскрывают внутренний мир персонажей и переносят читателя в разные эмоциональные состояния. Эти отступления придают произведению глубину и интимность, что характерно для поэзии.

Однако, есть и аргументы в пользу того, что “Мертвые души” можно рассматривать как роман. Роман — это более масштабный жанр, чем поэма, и в данном произведении Гоголь создает сложный мир с разнообразными персонажами, развивающимися сюжетами и глубокими социальными комментариями.

Реализм, присутствующий в “Мертвых душах”, делает его сходным с романом, так как произведение заботливо описывает реальность российского общества того времени.

Основная тема

Главная тема произведения “Мертвые души” Николая Гоголя глубоко проникает в суть России и родины автора. Гоголь, будучи выдающимся литературным мастером, стремится охватить всю жизнь этой страны своим словом и взглядом.

Основная задача Гоголя в этом произведении — обличить низменность и аморальность помещиков. Он не стесняется выявить их пороки и недостатки, ставя их в центр внимания произведения. В этом контексте, “мертвые души” становятся символом морального упадка и алчности, которая охватила общество.

Параллель, проведенная Гоголем между жизнью помещиков и простого народа, подчеркивает его сочувствие к простым людям и ярко выраженную социальную справедливость. Автор показывает, как богачи обогащаются за счет “мертвых душ”, тем самым подчеркивая их безнравственность и аморальность.

Таким образом, главная тема “Мертвых душ” — это критика и разоблачение нравственной и социальной деградации в российском обществе того времени. Гоголь ставит на своем писательском мастерстве миссию просветления и обращения внимания на существенные проблемы страны, делая это с любовью и заботой о своей родине.

Главная идея

Главная идея поэмы “Мертвые души” Николая Гоголя является глубокой критикой моральных и социальных проблем общества своего времени, которое казалось погрязшим в пороках и алчности. В этом произведении реальные “мертвые души” оказываются более живыми и человечными, чем души их хозяев, представляя собой яркий контраст между нравственным упадком и надеждой на изменение.

Гоголь описывает типичных представителей общества своего времени, которые мешают развитию страны. Это бездеятельные чиновники, невежественные помещики и аферисты, такие как Чичиков. Произведение ставит задачу перед этими персонажами — осознать и изменить уродство своего внутреннего мира. Гоголь использует аллегорию бревна в глазу, чтобы показать, что часто эти люди не видят своих собственных недостатков и пороков.

Автор считает, что для возрождения России необходимо начать с изменений в характере и душе людей. Развитие страны не должно ограничиваться лишь поверхностными реформами, а должно начинаться с внутренних изменений в сознании граждан. В этой “широкой душе народа” Гоголь видит источник силы и надежды на будущее.

Таким образом, “Мертвые души” становятся не только произведением литературы, но и зовом к изменениям и самопознанию, призывом к развитию России через изменения внутреннего мира людей. Эта идея остается актуальной и в современном обществе, где ценность человеческой души и ее влияние на общество не утрачивают своей значимости.

Композиция

Одной из основных особенностей композиции является кольцевая динамика. Чичиков приезжает в город NN и начинает свое путешествие, цель которого – завязать знакомства и осуществить задуманную аферу. Он встречает разных помещиков, завоевывает их доверие и, таким образом, набирает “мертвые души”. Завершение этой аферы происходит на балу, который становится своеобразным кульминационным моментом.

После бала Чичиков уезжает из города, и таким образом, круг замыкается. Эта кольцевая структура произведения подчеркивает его законченность и цикличность событий.

Композиция поэмы

Кроме того, Гоголь использовал хитроумное устройство, располагая знакомства Чичикова с помещиками в порядке убывания “мертвости” и социальной значимости персонажей. Он начинает с Манилова, который является наименее “мертвой душой”, а затем переходит к все более развалившимся и проблематичным помещикам, таким как Плюшкин. Этот прием усиливает контраст между персонажами и подчеркивает их разные характеры и судьбы.

Рассказ о капитане Копейкине, вплетенный автором в десятую главу, служит для показа взаимодействия между человеком и государством. Этот эпизод подчеркивает тему социальных и политических аспектов общества, что является важной частью общей проблематики произведения.

Интересно, что биография Чичикова раскрывается в последней главе, после его отъезда из города.

Проблематика

Произведение “Мертвые души” Николая Гоголя насыщено глубокой проблематикой, которая остро отражает нравственные и социальные аспекты общества того времени. Гоголь, как видный писатель, был глубоко обеспокоен препятствиями на пути развития России, и он использовал свое произведение, чтобы выразить эти беспокойства и призвать к обдумыванию проблем.

Одной из ключевых проблем, поднимаемых Гоголем, было казнокрадство чиновников. Он остервенело критиковал коррупцию и безнравственность властей, что отразилось в обличении персонажа Чичикова. Автор также поднимал проблему бездеятельности дворянства, показывая, что многие из них живут праздным существованием, не принося пользы обществу.

Взяточничество, нищета крестьян, их крепостное право — все эти социальные проблемы находили свое отражение в произведении. Гоголь остро критиковал укоренившиеся социальные неравенства и несправедливость, стараясь привлечь внимание общества к этим проблемам.

Проблематика

Однако, Гоголь не ограничивался только социальной проблематикой. Он также обращал внимание на нравственные аспекты поведения персонажей. Слепота перед собственными недостатками и моральным убожеством была одной из ключевых проблем, которую он поднимал.

Гоголь призывал героев и читателей видеть и осознавать свои недостатки, а также стремиться к внутреннему совершенствованию.

Все эти проблемы в “Мертвых душах” преподносятся с яркой критикой и глубоким чувством сочувствия к “маленькому человеку”. Гоголь выразил свой гуманизм и стремление к изменениям в обществе через изменения в душе и морали людей.

Главные герои и их характеристика

Павел Иванович Чичиков

Павел Иванович Чичиков

Чичиков начинает как чиновник и карьерист, но быстро превращается в ловкого мошенника и манипулятора. Его цель – приобрести “мертвые души”, документы на умерших крестьян, чтобы использовать их как капитал.

Внешность Чичикова описывается как усредненная, что делает его незаметным и приятным в общении. Он обладает умением адаптироваться к собеседнику и копировать его манеры, что подчеркивает его хитрость и манипулятивность. Этот герой отлично знает людей и умеет говорить то, что нужно слышать другим, чтобы добиться своих целей.

Чичиков активен и деятелен, всегда стремится приумножить свой капитал и обеспечить себе достойную жизнь. Он не испытывает мучительной жадности, как другие персонажи, но видит в деньгах средство для достижения своих целей.

Его внутренний мир остается загадочным и многогранным до последних глав произведения. Чичиков происходит из бедной семьи, и его отец учил его угождать начальству и использовать деньги как средство открытия дверей. Этот опыт формировал его взгляды на мораль и совесть, и он часто пренебрегает этими ценностями ради достижения своих целей.

Несмотря на его мошеннические и аморальные действия, Чичиков обладает выдающимися качествами: умением находить выгодные решения, изобретательностью и настойчивостью.

Манилов

Манилов

Манилов – это типичный представитель русского зажиточного помещичьего класса, олицетворяющий некоторые особенности и недостатки этой социальной группы.

Внешность Манилова описывается как приятная, но слащавая, что может символизировать его поверхностное обаяние и невыразительность. Гоголь намеренно подчеркивает его обыденность и обычность, говоря, что таких “много на свете” и он “ни то, ни се”. Таким образом, Манилов становится типичным представителем своего класса.

Манилов представлен как мечтатель и идеалист, но в то же время как ленивый и неспособный к практическим действиям. Его мечты и фантазии – подземный тоннель и мост через пруд – остаются нереализованными из-за его нежелания или неспособности воплотить их в жизнь. Это символизирует инерцию и бездействие части помещичьего класса, которые склонны мечтать, но не готовы предпринимать конкретные шаги к их осуществлению.

В общении Манилов проявляет вежливость и обходительность, но при этом он остается недоступным и уклончивым. Он скрывает свои истинные намерения и чувства за маской приятности и улыбок.

Лень Манилова подчеркивается его отсутствием интереса к управлению своим хозяйством и равнодушием к жизни его крестьян. Он полагается на приказчика и не проявляет активность в управлении своими владениями. Это также отражает отчуждение и безразличие некоторых помещиков к судьбе своих крестьян и к проблемам российской глубинки.

Настасья Петровна Коробочка

Настасья Петровна Коробочка

Коробочка является представительницей зажиточного помещичьего класса, что видно по ее хозяйственной активности и количеству крестьянских душ, находящихся в ее распоряжении. Она проявляет непрекращающийся интерес к накоплению богатства, даже если это означает покупку “мертвых душ”. Ее жажда прибыли и готовность использовать любую возможность для увеличения своего имущества делают ее выразительным образом скопидома.

Настасья Петровна обладает сильным суеверным мировоззрением, что добавляет ей характерные черты эксцентричности. Она верит в молитвы и обряды, связанные с картами, и убеждена, что они обязательно сбудутся.

Описывая Коробочку, Гоголь подчеркивает ее бережное отношение к накопленному имуществу, которое она скрывает и хранит в мешочках и комодах. Это свидетельствует о ее страхе потерять то, что ей удалось приобрести, и готовности беречь свое богатство от внешних глаз.

Внешне она может казаться обыденной и незаметной, но ее алчность, суеверие и стремление к накоплению делают ее удивительно живым и запоминающимся персонажем в мире “Мертвых душ”. Ее образ дополняет общую мозаику общества того времени, воплощая в себе разные черты и нюансы этой эпохи.

Ноздрев

Ноздрев

С первых страниц встречи с Ноздревым становится ясно, что он – типичный “лихач” и кутила. Он не заботится о будущем, а живет настоящим моментом, что выражается в его азартных играх и беспечных трат. Ноздрев готов рисковать, задирать всех вокруг и создавать хаос в обществе. Его безудержная энергия и беспамятство делают его неуправляемым и непредсказуемым.

Основной чертой характера Ноздрева является его импровизация и отсутствие стратегии. Он действует на интуиции и вдохновении момента, что часто приводит к нелепым и комическим ситуациям. Его игры на деньги, где он может выиграть и проиграть большие суммы, отражают его легкомыслие и нежелание думать о будущем.

Название “лихач” отлично описывает Ноздрева – он не останавливается ни перед чем, чтобы получить желаемое. Он готов даже предавать своих друзей, если это позволит ему выиграть или достичь своей цели.

Ноздрев также является символом эпохи, где беспорядок и хаос в сочетании с азартом и безудержной энергией приводят к непредсказуемым последствиям. Этот персонаж не только добавляет комический элемент в роман, но и служит зеркалом для различных аспектов общества того времени, включая развлечения, моральные ценности и социальные нормы.

Плюшкин

Плюшкин

Плюшкин – это фигура уникального и символичного характера в “Мертвых душах”. Он олицетворяет патологическое накопительство, что делает его символом “плюшкинизма”, термина, описывающего навык накапливать бесполезные вещи. Его изоляция от общества и полное отчуждение от реальности делают его еще более выдающимся персонажем.

Плюшкин является образом упадка помещичьего класса, его хозяйство и дом разрушены, и он не использует свое богатство для улучшения жизни. Его жизнь олицетворяет тему утраты и потери, начиная с утраты семьи и заканчивая потерей смысла жизни. В сравнении с другими помещиками романа, Плюшкин выделяется своей эксцентричностью и изоляцией.

Чиновничество

Чиновничество

Чиновничество в “Мертвых душах” Гоголя – это скверный образ российской бюрократии и государственной службы того времени. Оно выступает как коллективный антагонист, чья коррупция, жадность и бездушие ставят под сомнение нравственные ценности и человеческое достоинство.

Этот коллективный образ чиновничества воплощает в себе все недостатки и пороки системы управления России, искусно показывая, как оно разрушает общество и отчуждает людей друг от друга.

Краткое содержание поэмы «Мертвые души» Н.В. Гоголя по главам

Глава 1

В городок NN на рессорной бричке въезжает человек, вызывающий интерес всех окружающих. Его имя – Павел Иванович Чичиков. При первом взгляде Чичиков не выглядит ни уродливым, ни красавцем. Он обладает средней внешностью, ни слишком худ, ни слишком толст, и его возраст можно охарактеризовать как средний. Тем не менее, за этой обыденной внешностью скрывается человек с необычными намерениями.

Чичиков приезжает в городок не с пустыми руками. Он стремится завоевать расположение местной знати, и это ему удается благодаря своей лести и обходительности. Он представляет себя как незначительного человека, ищущего уголок для спокойной жизни. Его скромность идет ему на пользу, и он быстро завоевывает доверие местных жителей.

На одном из губернских вечеров Чичиков знакомится с двумя помещиками, Маниловым и Собакевичем. Он не только общается с ними, но и проводит довольно ловкий разведывательный маневр, чтобы узнать о состоянии их крестьянских душей. Он узнает о зажиточности их поместья и о том, что у них имеется достаточное количество крепостных крестьян.

Глава 1

Помещики Манилов и Собакевич приглашают Чичикова в свои дома, и он соглашается. На обеде, организованном полицмейстером, Чичиков продолжает свою тактику обольщения. Его ласковые и обходительные речи завоевывают не только хозяина дома, но и прокурора. Здесь он также знакомится с другими интересными персонажами – кутилой и сплетником Ноздревым.

Глава 2

Спустя неделю в городе NN, Чичиков отправляется в деревню Маниловку, чтобы посетить помещика Манилова. Внешность этого хозяина дома не вызывает отвращения, но и не оставляет незабываемого впечатления. Манилов – белокурый голубоглазый мужчина, и его наружность имеет определенное очарование, хотя, по словам автора, в ней избыточно много сахара. В общении с ним можно ощутить некую скучность и однообразие.

Манилов – человек, лишенный ярких увлечений. Он проводит свое время в мечтаниях и размышлениях, которые для окружающих остаются загадкой. Его жена, также недалекая и малообразованная женщина, не является исключением. Их двое детей не отличаются особыми способностями и знаниями.

Манилов мало внимания уделяет своему хозяйству, и это проявляется в обстановке в его доме. Мебель разрознена, некоторые кресла обтянуты рогожей, а в некоторых комнатах ее вовсе нет. Дорогие предметы соседствуют с старыми, изношенными вещами. Примечательно, что рядом с дорогим подсвечником можно найти старый и покосившийся медный предмет, погребенный в сале.

Завершая свой визит, Чичиков предлагает Манилову купить у него мертвые души. Сначала помещик смущается и не понимает, о чем идет речь, но влияние Чичикова окончательно завоевывает его, и он соглашается отдать мертвые души бесплатно, поскольку они, по его мнению, не имеют для него никакой ценности.

Глава 3

Чичиков, находясь в отличном настроении, направляется в гости к Собакевичу. Однако их путь осложняется, когда кучер Селифан, потерявшийся в лабиринте дорог, вынужден приостановиться в ближайшей деревне. Здесь они обращаются к местной хозяйке для ночлега, и этой хозяйкой оказывается коллежская секретарша по имени Коробочка.

Коробочка – пожилая помещица, типичный представитель тех матушек, которые стараются накопить прибыль, но бесконечно жалуются на неурожаи и убытки. Она принимает своих гостей в не самом роскошном виде, одетая в спальный чепец и какое-то фланелевое платье. Она предлагает им только чай и объясняет, что нет ничего съестного.

На следующее утро Чичиков из окна видит обширные владения Коробочки. Ее двор полон птиц и домашних животных, а огород засажен овощами и фруктовыми деревьями. Крестьянские избы в ее владениях выглядят ухоженно и крепко. Чичиков делает вывод, что Коробочка – богатая женщина.

После предложения Чичикова купить у нее мертвые души, Коробочка приходит в ужас, думая, что он собирается их буквально выкапывать из земли. Чичиков уточняет, что сделка будет только на бумаге, но все равно старуха долго торгуется. В конечном итоге она соглашается, и на столе появляется еда.

Глава 4

Бричка с Чичиковым подъезжает к трактиру, где он встречает незнакомого белокурого помещика и Ноздрева, который только что проиграл все свои деньги на ярмарке. Вместе они направляются в имение Ноздрева, и Чичиков надеется, что расстроенный помещик согласится подарить ему мертвые души. Он утверждает, что это лишь дело престижа для него и что у него нет ни поместья, ни крестьян.

Однако хозяин дома не верит Чичикову. Ни первая версия, что мертвые крестьяне нужны для того, чтобы продемонстрировать свою зажиточность родителям невесты, ни вторая версия не убеждают его. Ноздрев сначала требует за мертвые души треста рублей и бричку, а затем предлагает сыграть на них в карты. Чичиков отказывается от этой сделки.

Утром Ноздрев предлагает Чичикову сыграть в шашки. В ходе игры Чичиков обнаруживает, что Ноздрев подделывает игру, пряча фишки в рукава своего халата. Когда он обвиняет Ноздрева в мошенничестве, тот приглашает пару крестьян, чтобы они наказали Чичикова. Однако ситуацию спасает приезд капитана-исправника, который предотвращает драку и спасает Чичикова от возможных последствий.

Глава 5

Бричка Чичикова, возвращающегося из поместья Ноздрева, сталкивается с коляской, в которой находятся старуха и 16-летняя девушка-блондинка. Помогая расцепить повозку, Чичиков пытается начать разговор с молодой дамой, но она молчит, и его попытки завести диалог не увенчиваются успехом.

Продолжая свой путь, бричка въезжает в деревню Собакевича. Там виднеется довольно необычное здание, которое кажется несуразным. Внешность хозяина дома напоминает медведя: его лицо выглядит словно вырублено топором, и даже его фрак и рукава создают впечатление медвежьего цвета. Весь дом кажется массивным и неуклюжим, как сам Собакевич. Напротив, его жена высока и изящна, словно пальма среди этой грубой окружающей среды.

Собакевичи, очевидно, любят поесть, и хотя еды на столе было много, она оставляла желать лучшего, а порции были огромными. Когда Чичиков предложил продать мертвые души, хозяин дома удивительно спокойно согласился, запросив за каждую по 100 рублей. Торгуясь, Собакевич описывал своих крестьян как живых, как будто они действительно были живыми существами. Чичиков предлагал всего 2 рубля за каждую “мертвую душу”, и, наконец, им удалось договориться на сумму в 2,5 рубля за каждую. Он оставил задаток в размере 25 рублей.

В этой же главе Собакевич упомянул о помещике Плюшкине, описав его как скрягу, у которого крестьяне постоянно умирают “как мухи”. Это заинтересовало Чичикова, и он начал подробно расспрашивать Собакевича об этом странном помещике.

Глава 6

Мошенник Чичиков отправляется в поместье Плюшкина, и когда он въезжает в бедное село, обстановка там выглядит поистине жуткой. Дома в селе полностью разрушены, остались только обветшалые стены, лишь ребра крыш указывают на то, что здесь когда-то что-то стояло. Даже усадьба помещика Плюшкина выглядит запущенной и заброшенной.

Автор подробно описывает внешность хозяина Плюшкина. Вначале Чичиков принимает его за старую ключницу из-за его нелепой одежды. У Плюшкина была неописуемо странная внешность: торчащую бороду, больше напоминающую железную щетку, Чичиков замечает только позднее. Невозможно было определить, из каких деталей состоит наряд помещика, потому что полы и рукава его одежды были настолько засалены, что напоминали сапожную юфть. На его шее висело что-то, похожее то ли на чулок, то ли на повязку.

Внутри дом Плюшкина напоминал свалку. Несмотря на то, что у него было более тысячи крестьян и амбары, забитые зерном и мукой, он тащил в свой дом все, что ему попадалось под руку: тряпки, битую посуду, деревяшки и многое другое.

У Плюшкина было немало мертвых душ, и хотя Чичикову пришлось поторговаться, они быстро оформили сделку на более чем 200 мертвых душ. Помимо этого, Чичиков смог купить у Плюшкина еще 78 беглых крестьян. На предложенный ликер гость отказался, так как в графине плавали букашки.

Глава 7

Возвращаясь в город после успешного приобретения мертвых душ у Плюшкина, Чичиков направляется к главной площади, в палату за совершением купчих, чтобы оформить собственность на крестьян. По пути он случайно встречает Манилова, который вручает ему бумагу, перевязанную ленточкой, в качестве дарственной на мертвые души.

В палате по оформлению сделок с крепостными он встречает чиновника Ивана Антоновича, ответственного за эту процедуру. Иван Антонович говорит, что оформить все сделки в один день невозможно, но Чичиков умело подкупает его. Неприметно для посторонних, денежку прячет под книгу и отправляет Чичикова в ожидание в соседнюю комнату.

Там Чичиков встречает Собакевича, который оказывается его хорошим знакомым. Благодаря этому знакомству процесс оформления сделок ускоряется, и Чичиков быстро заключает все сделки и подписывает соответствующие бумаги.

Затем, в сопровождении чиновников, он направляется к почтмейстеру, городскому благотворителю, чтобы отметить свои покупки. После встречи с гостями у почтмейстера, Чичиков отправляется в гостиницу на прокурорских дрожках.

Глава 8

Местные сплетницы, узнав о сделке Чичикова с Коробочкой, начинают гадать о его богатстве. Они удивляются, как он собирается вывезти столько купленных крестьян без охраны и конвоя. Чичиков успокаивает их, утверждая, что он приобрел только послушных и смирных крестьян, готовых на переезд.

Местные дамы, полагая, что Чичиков невероятно богат, начинают искать способ привлечь его в свое распоряжение. Одна из них отправляет анонимное письмо, предлагая ему уехать вместе в пустыню. Письмо заканчивается стихами, в которых дама описывает свою “праховую” участь и смерть “в слезах”.

На балу, организованном губернатором, Чичиков случайно встречает дочь губернатора, которую он узнает как ту самую незнакомку из коляски, с которой он столкнулся на улице, возвращаясь от Ноздрева. Попытка завоевать девушку оказывается неудачной, и она остается равнодушной к приезжему мошеннику.

Затем в доме у губернатора появляется Ноздрев, который начинает громко расспрашивать Чичикова, сколько же мертвых душ он наторговал. Это вызывает замешательство среди гостей, а также у губернатора и прокурора. Однако Чичиков умудряется убедить всех, что Ноздрев говорит неправду и преувеличивает его успехи. Глава заканчивается сообщением о приезде Настасьи Петровны Коробочки, которая пришла проверить, не была ли обманута при продаже мертвых душ.

Глава 9

Одна из дам рассказывает своей подруге об откровениях Коробочки, где утверждается, что Чичиков угрожал ей и вынудил подписать фальшивый документ. Это вызывает интерес и обсуждение среди женщин. Они предполагают, что махинатор пытался отвлечь внимание от своей настоящей цели – похищения дочери губернатора.

Сплетницы начинают обсуждать дочь губернатора и приходят к выводу, что она непристойно манерна и безнравственна, а также наносит себе слишком много румянца. В это время в комнату входит прокурор, которому сплетницы рассказывают об похищении его дочери и о покупках мертвых душ.

Слухи о происшедшем начинают распространяться по всему городу. Чиновники палаты, испуганные возможным наказанием, пытаются скрыть факт оформления сделок. Из соседней губернии приходят послания, сообщающие о сбежавшем разбойнике и фальшивомонетчике в городе NN. Подозрения падают на Чичикова, и чиновники направляются к полицмейстеру, чтобы обсудить эту проблему.

Глава 10

Чиновники продолжают обсуждать загадочного гостя, но не приходят к какому-либо общему мнению. Некоторые считают его представителем генерал-губернаторской канцелярии, в то время как другие предполагают, что он может быть переодетым разбойником. Почтмейстер даже решает, что Чичиков – капитан Копейкин, прошедший через события войны 1812 года и потерявший свои средства к существованию.

Прокурор, вернувшись домой, оказывается настолько ошарашенным всеми слухами и сложившейся ситуацией, что внезапно умирает. Чичиков не имеет представления ни о предстоящем собрании, ни о том, что говорится о нем в городе. Из-за болезни горла и флюса он остается в гостинице. Позднее, когда выздоравливает, он направляется к губернатору, но его не пускает в дом швейцар.

Известие о слухах в городе доводит до него Ноздрев, и Чичиков срочно начинает собирать свои вещи, готовясь к чему-то неожиданному.

Глава 11

Чичиков, покидая гостиницу, случайно встречает похоронную процессию, в которой перевозят тело умершего прокурора. Никто из прохожих не обращает на него внимания, так как все уже заняты размышлениями о новом генерал-губернаторе и том, как следует вести себя на его балах и в обществе.

Завершая одиннадцатую главу, Гоголь раскрывает более глубокий мотив Чичикова и объясняет, откуда у него появилась идея покупки мертвых крестьян. Главным движущим мотивом Чичикова всегда было желание богатства и роскоши, и с самого детства он знал, как зарабатывать деньги.

В прошлом он попал под суд из-за контрабанды и начал свою карьеру с чистого листа. Однажды, работая в должности поверенного, он узнал о том, что если крепостные числятся живыми в официальных документах, за них можно получить деньги в опекунском совете. Это открытие и послужило началом его афер.

Гоголь также упоминает, что второй том романа был уничтожен самим автором, так как он считал его слишком слабым. Этот поступок Гоголя вызвал разные толкования и слухи среди читателей и критиков.

Значение поэмы «Мертвые души»

Произведение “Мертвые души” Николая Гоголя обладает огромным значением для русской литературы и общественной мысли. Это литературное произведение, написанное в первой половине XIX века, стало неотъемлемой частью “золотого фонда” русской словесности и оказало влияние на множество поколений писателей и мыслителей.

Разные эпохи и различные критики акцентировали внимание на различных аспектах этой поэмы:

  1. Для славянофилов, таких как К.С. Аксаков, “Мертвые души” были символом величия России, и они подчеркивали положительные аспекты произведения, связанные с похвалой отечества.
  2. Для демократических критиков эта поэма была важным вкладом в развитие русского реализма и критической литературы. Они видели в ней острое зеркало, отражающее социальные и экономические проблемы своего времени.
  3. Христианские философы подчеркивали высокий моральный стандарт произведения и его связь с христианскими ценностями, что делало “Мертвые души” похожими на проповедь.

Гоголь внес значительный вклад в художественную литературу своими инновационными идеями и стилем. Его сатира и глубокая философия повлияли на творчество многих русских писателей, таких как Тургенев, Гончаров, Некрасов, Салтыков-Щедрин, Достоевский, Толстой, Чехов и многих других.

Символисты, в частности А. Белый, переосмыслили “Мертвые души” в свете своей философии, а М.А. Булгаков стал одним из наиболее значительных наследников гоголевских традиций в XX веке.

Критика

Произведение “Мертвые души” Николая Гоголя вызвало широкий спектр мнений и отзывов со стороны критиков и читателей. Известные личности русской литературной сцены высказывали разные точки зрения на это произведение.

  1. Александр Герцен утверждал, что “Мертвые души” потрясли Россию, подчеркивая его значимость для общества и литературы. Александр Пушкин, великий русский поэт, выразил свою грусть по поводу судьбы России, что свидетельствует о влиянии произведения на общественное сознание.
  2. Виссарион Белинский, известный литературный критик, признавал произведение выдающимся, однако высказывал замечание относительно его лиризма, который, по его мнению, не всегда сочетался с основной тематикой и идеей произведения.
  3. Олесь Сенковский рассматривал “Мертвые души” как шутливое сравнение с другими великими эпосами, видя в нем элементы сатиры и игры.

Критика

Мнения критиков и читателей о произведении были разнообразными, но важно отметить, что оно вызвало огромный резонанс в обществе и стимулировало глубокие размышления о мире и человеческой природе. Величие литературного произведения, как правило, не оценивается сразу, оно проявляется со временем в дискуссиях, исследованиях и влиянии на культуру и общество.

Выводы

  1. Гоголь создал произведение, которое оказало огромное влияние на русскую литературу и общество. “Мертвые души” вызвали разнообразные реакции и обсуждения среди критиков и читателей, что свидетельствует о глубокой и многогранной природе произведения.
  2. В поэме Гоголь обращается к различным аспектам российской действительности своего времени, включая социальные, экономические и моральные проблемы. Он использует сатиру и гротеск, чтобы выразить свои взгляды на нравственные и социокультурные аспекты общества.
  3. Основной герой поэмы, Чичиков, представляет собой комплексный образ, символизирующий различные аспекты русской действительности. Его поиск успеха и богатства через сомнительные сделки с мертвыми крестьянами становится аллегорией для обсуждения ценностей и нравственности общества.
  4. “Мертвые души” Гоголя оставили глубокий след в русской литературе и вдохновили других великих писателей, таких как Тургенев, Гончаров, Некрасов, Достоевский и Толстой, продолжать обсуждать и анализировать темы, поднятые Гоголем в своем произведении.
  5. Важно отметить, что значение и влияние “Мертвых душ” не ограничиваются только эпохой Гоголя. Они остаются актуальными и в наши дни, стимулируя обсуждение вопросов нравственности, общества и человеческой природы.
Главные герои
Павел Иванович Чичиков
0
Манилов
0
Настасья Петровна Коробочка
0
Ноздрев
0
Плюшкин
0
Чиновничество
0
Произведения русских писателей
Добавить комментарий