Анализ романа «Отцы и дети» (И. С. Тургенев)

Анализ произведения

Середина XIX века принесла с собой заметные перемены в истории Российской империи. Этот период был отмечен стремительным развитием промышленности, расширением торговых связей и распространением знаний в области науки и техники. Все эти процессы не могли не повлиять на социальные отношения и структуру общества. Старое поколение, привыкшее к традиционному образу жизни и укладу, оказалось в ситуации, когда новые идеи и ценности начали активно проникать в российское общество.

Создать шпаргалку - нажми, чтобы скачать

Именно этот конфликт между двумя поколениями и стал центральной темой романа “Отцы и дети” Ивана Сергеевича Тургенева. В этом произведении автор исследует противостояние старой и новой России через призму отношений между отцами и их детьми. Он глубоко анализирует, как эта социокультурная динамика сказывается на жизни персонажей и обществе в целом.

В данной статье мы представим вам полный анализ романа “Отцы и дети” Ивана Тургенева. Мы рассмотрим его ключевые темы, символику и структуру, а также роль каждого из главных персонажей в развитии сюжета. Наша цель – помочь вам глубже понять эту литературную классику и ее важное значение в контексте истории и культуры России XIX века.

История создания

Спор Базарова глава 10

Первые зародыши идеи для новой повести посетили Тургенева в августе 1860 года, когда он находился на английском острове Уайт. Случайное знакомство с молодым провинциальным врачом, произошедшее на железной дороге в непогоду, стало началом этой истории.

Их ночные беседы под влиянием обстоятельств выявили некоторые идеи и взгляды, которые позже нашли свое воплощение в речи и мыслях главного героя романа, Евгения Васильевича Базарова. Этот молодой врач стал прототипом главного персонажа и символизировал дух времени.

Осенью того же года, вернувшись в Париж, Тургенев начал разрабатывать сюжет романа и писать его главы. За полгода была готова половина рукописи, но окончательный текст Тургенев завершил уже после возвращения в Россию, в середине лета 1861 года.

До весны 1862 года Тургенев по нескольку раз зачитывал свой роман друзьям и отправлял рукопись редактору “Русского вестника” для прочтения и правок. Множество изменений и доработок были внесены в текст до его окончательной версии, которая была опубликована в марте 1862 года.

Интересно отметить, что первая версия романа немного отличалась от издания, выпущенного через полгода. В ней персонаж Евгений Базаров был представлен в более негативном свете, делая его образ менее привлекательным для читателей.


Жанровое своеобразие и направление

По жанру произведение «Отцы и дети» сочетает в себе черты социального и психологического романа.

Психологическая окраска романа проявляется в тщательном изображении внутренних переживаний и эмоций героев. Тургенев внимательно анализирует их чувства, настроения и психологические состояния. Однако автор не ограничивается лишь описанием самих переживаний и размышлений персонажей. Вместо этого он предоставляет читателю результаты этих психологических процессов.

Такой прием психологизма делает роман особенно увлекательным, позволяя читателю самому анализировать и интерпретировать чувства и реакции героев.

Психологический контраст между Базаровым и Аркадием Кирсановым выявляет разницу в их характерах и жизненных взглядах. Аркадий олицетворяет обычные, стандартные поступки и чувства, в то время как Базаров представляет новаторский подход, более сложный и негативно воспринимаемый обществом.

Споры между Базаровым и Павлом Кирсановым также подчеркивают социально-идеологическое направление романа. Эти противостояния и конфликты отражают различные мировоззрения и идеологии эпохи. Автор стремится показать противоречия и столкновения между разными поколениями и идеями.

Особое внимание следует уделить новому типу человека, представленному в романе – нигилисту. Это отражение нового направления времени середины XIX века, которое стало важным событием той эпохи. Нигилисты отвергали старые ценности и традиции, ставя на первое место разум и науку. Роман “Отцы и дети” исследует этот тип личности через персонажа Базарова и его борьбу с традиционными представлениями об обществе и морали.

Как тебе учеба? Нравится или нет?






Основная тема

Обложка книги

Одной из центральных тем романа “Отцы и дети” Ивана Сергеевича Тургенева являются взаимоотношения между разными поколениями. Эта тема олицетворяет конкретно-исторический контекст романа, представляя борьбу и конфликт между старой либеральной гвардией и новым поколением демократов. Однако она также затрагивает вечную проблему отцов и детей, где “дети”, следуя своим убеждениям и выбирая свои пути в жизни, видят идеалы “отцов” как устаревшие и несовместимые с современностью.

Суть этой темы заключается в том, что каждое поколение, вырастая в своей эпохе и обладая собственными убеждениями и ценностями, часто сталкивается с непониманием и сопротивлением со стороны предыдущего поколения. В романе, это конфликт между “отцами” представленными Аркадием Кирсановым и Николаем Петровичем, и “детьми”, в лице Евгения Васильевича Базарова и Петра Николаевича Кирсанова.

Через эти взаимоотношения Тургенев исследует динамику общественных и политических идей, меняющихся в России в XIX веке, а также уделяет внимание борьбе между консерватизмом и прогрессивными идеями. Это делает роман актуальным и сегодня, как исторический документ, отражающий дух времени, и как литературное произведение, поднимающее вечные вопросы о конфликте поколений и изменении общественных ценностей.

Проблематика

В романе “Отцы и дети” Ивана Сергеевича Тургенева раскрываются множество глубоких и актуальных проблем, что делает это произведение не только литературным шедевром, но и философским трудом, заслуживающим внимания и анализа.

Отцы и дети Ивана Сергеевича Тургенева

  1. Одной из центральных проблем романа является столкновение разных поколений и их разных ценностей. Старшее поколение представлено либералами, которые утратили веру в свои идеалы, и видят смысл жизни в рассуждениях и созерцании. Молодое поколение, наоборот, стремится к труду и практике. В этом конфликте проявляется проблема недопонимания и непримиримости различных взглядов.
  2. Роман поднимает вопрос о нравственном выборе и правде. Автор считает, что необходимо сохранять преемственность поколений и не отрицать прошлое, так как оно является основой для будущего. Главный герой, Евгений Базаров, попадает в тупик из-за своей самоуверенности и отказа признать прошлое. Тургенев призывает к толерантному отношению к различным взглядам и попытке понять друг друга.
  3. Роман также затрагивает тему высокого предназначения и роли отдельных личностей в обществе. Автор утверждает, что именно отчаянные и самоуверенные первооткрыватели проходят через трудности и прокладывают путь для будущих поколений. Евгений Базаров, несмотря на свою гордость, мог стать великим ученым или врачом, но его жестокие нравы и несогласие с консервативным миром вытеснили его из общества.
  4. Произведение обращает внимание на проблемы разночинцев – интеллигенции, которая не обладает состоянием и статусом в обществе. Они видят социальную несправедливость и переживают нравственный кризис, что приводит к революционным настроениям.
  5. Тургенев обращает внимание на вечные человеческие ценности – любовь, дружбу, искусство и отношение к природе. Он исследует глубины человеческого характера через призму этих ценностей и проверяет истинную сущность человека.

Основная мысль

Основная мысль романа “Отцы и дети” Ивана Сергеевича Тургенева заключается в том, что новое поколение, стремящееся изменить устоявшийся порядок в обществе, должно научиться находить баланс между прогрессом и традициями. Роман показывает, что несмотря на разногласия и конфликты между “отцами” и “детьми”, важно сохранять связь поколений и уважать идеалы предыдущих поколений.

Новое поколение, представленное главным образом Евгением Базаровым, приходит с радикальными идеями и стремится изменить общество. Однако автор предостерегает от крайностей и призывает к пониманию ценности опыта и идеалов “отцов”. В романе, “отцы” представлены как люди, ценившие любовь, природу и искусство. Именно эти ценности придают жизни смысл и гармонию.

Тургенев подчеркивает, что решение проблемы конфликта поколений заключается не в отрицании предыдущего поколения, а в поиске компромисса и уважении к их идеалам. Только так можно достичь гармонии и прогресса в обществе. Эта основная мысль делает “Отцы и дети” актуальным произведением и сегодня, напоминая о важности уважения к старшему поколению и ценности его опыта.

Композиция

Особенность композиции заключается в том, что главный герой, Евгений Базаров, дважды посещает одни и те же места, что символизирует его внутренний путь и изменение взглядов. Эти места включают Марьино, имение Кирсановых, Никольское, имение Одинцовой, и Васильевку, имение родителей Базарова. Каждое из этих мест имеет свой особый смысл и ассоциируется с разными периодами в жизни Базарова.

Произведение состоит из 28 глав, и в 26 из них присутствует главный герой, Евгений Базаров. Это придает роману единообразие и фокусирует внимание читателя на эволюции его характера и убеждений.

Одной из важных коллизий романа является “схватка” или диалог между Базаровым и его главным антагонистом, Павлом Петровичем Кирсановым, которая развивается в главе X. Эта сцена подчеркивает противоречия между старым и новым миропониманием.

Кульминация взаимоотношений между Базаровым и Кирсановым достигает своего пика в главе XXIV, во время дуэли, которая становится символом столкновения разных идеологий.

Любовная интрига также играет важную роль в романе и присутствует в пяти главах. Кульминация этой интриги показана в главе XVIII, где происходит объяснение между Базаровым и Одинцовой.

Главные герои и их характеристика

Евгений Васильевич Базаров

Василий Иванович Базаров

Евгений Базаров — представитель нигилистического движения, что отражает его скептическое отношение к традиционным ценностям и убеждениям. Он отрицает общественные нормы и мораль, придерживаясь материалистической и научной философии. В его образе преобладают ум, самоуверенность и лидерские качества.

Сын полкового лекаря, Базаров учится на медицинском факультете, что свидетельствует о его научной направленности и стремлении к практической полезности.

Трагическая судьба Базарова, его смерть от заражения крови, символизирует его изоляцию и отчуждение от мира, в котором он не может найти своего места.

Его философия и лидерские качества оказывают влияние на Аркадия Кирсанова, молодого романтика, который поддаётся его убеждениям.

Николай Петрович Кирсанов

Николай Петрович Кирсанов

Николай Петрович Кирсанов — отец Аркадия Кирсанова и брат Павла Петровича. Он представлен как спокойный и уравновешенный романтик, чья жизнь переживает изменения после смерти жены.

Он любит своего сына Аркадия и, несмотря на свои собственные романтические и идеалистические взгляды, поддерживает его желание учиться и искать смысл в жизни.

Николай Петрович — вдовец, который долго переживал смерть любимой жены. После этого он влюбляется в простую крестьянку Фенечку и женится на ней, что символизирует его стремление к простоте и истинным человеческим чувствам.

Спокойствие и уравновешенность Николая Петровича выступают в контрасте с философией и бурными страстями других персонажей, что делает его символом умеренности и реализма.

Аркадий Николаевич Кирсанов

Аркадий Николаевич Кирсанов

Аркадий Кирсанов — молодой человек, сын Николая Петровича Кирсанова. Аркадий — романтичная душа, сентиментальный и добрый человек. В начале романа он верит в настоящие человеческие чувства и идеалистичные идеи.

Под влиянием Евгения Базарова, Аркадий начинает сомневаться в своих романтических убеждениях и сталкивается с новыми идеями нигилизма и материализма.

Аркадий поддерживает отца и его решение жениться на Фенечке, что символизирует его доброту и способность понимать и принимать изменения.

Павел Петрович Кирсанов

Павел Петрович Кирсанов

Павел Петрович Кирсанов — старший брат Николая Петровича и дядя Аркадия Кирсанова, один из важных персонажей в романе “Отцы и дети” Ивана Сергеевича Тургенева.

Павел Петрович — принципиальный аристократ, что отражает его глубокое придерживание старых обычаев и либеральных взглядов. Он представляет старую гвардию, но его увлечение всем английским делает его смешанным персонажем, ибо он придерживается новых западных идей.

Павел Петрович пережил несчастную любовь, что сильно повлияло на его характер. Его самолюбие и гордость приводят к его отдаче и отчуждению от родственников, и он уезжает за границу.

Его характер развивается в течение романа: от начального сентиментализма до принятия новых идей и борьбы за них, что делает его одним из символов конфликта поколений и идеологий в романе.

Павел Петрович Кирсанов представляет сложный персонаж, который переживает внутренние конфликты и изменения в своих взглядах и убеждениях, что делает его одним из наиболее интересных персонажей в романе.

Давайте сравним всех главных героев романа “Отцы и дети” Ивана Сергеевича Тургенева, рассмотрев их характеристики в сравнительной таблице:

Характеристика Евгений Васильевич Базаров Николай Петрович Кирсанов Аркадий Николаевич Кирсанов Павел Петрович Кирсанов
Возраст 30 лет 44 лет 23 лет 45 лет
Профессия Студент-медик Дворянин Дворянин Бывший офицер
Семейное положение Не женат Вдовец, в браке с Фенечкой Холост Холост
Отношение к ценностям Скептическое, нигилистическое Романтичное, мечтательное Романтичное, сентиментальное Либеральное
Характерные черты Ум, самоуверенность, лидерские качества Спокойствие, уравновешенность, романтичность Романтизм, мягкость, доброта Принципиальность, самолюбие
Судьба Умирает от заражения крови Женился на Фенечке после смерти жены Подвергся влиянию Базарова, верит в человеческие чувства Пережил несчастную любовь

Второстепенные персонажи

Василий Иванович Базаров

Василий Иванович Базаров

Василий Иванович Базаров является отцом Евгения Базарова и, несмотря на разногласия во взглядах с сыном, проявляет глубокую любовь и заботу о нем.

Бывший лекарь, Василий Иванович продолжает врачебную практику, помогая крестьянам бескорыстно. Это свидетельствует о его жизнерадостности, трудолюбии и желании оставаться полезным обществу.

Василий Иванович характеризуется как жизнерадостный и общительный человек, который любит беседовать и философствовать. Его простота и скромность делают его контрастным персонажем в контексте более сложных и сильных характеров, присутствующих в романе.

Арина Власьевна Базарова

Арина Власьевна Базарова

Арина Власьевна Базарова – это обаятельный и добрый персонаж в романе “Отцы и дети” И.С. Тургенева. Она представляет собой образ нежной и заботливой матери, которая столкнулась с трагической утратой – смертью собственного сына, Евгения Базарова.

Арина Власьевна – мать Евгения Базарова. Её отношение к сыну является центральным моментом в её жизни, и она всегда была заботливой и преданной матерью.

Арина Власьевна характеризуется как мнительная и набожная старушка. Она также описывается как добрейшей души человечек, ласковая и умная. Её заботливость и аккуратность отражаются в её опрятном внешнем виде и заботе о доме.

Анна Сергеевна Одинцова

Анна Сергеевна Одинцова

Анна Сергеевна – овдовевшая помещица. Она уже пережила утрату мужа и живёт одна в своём поместье. Её отношения с мужем были, скорее, расчетливыми, чем любовными.

Анна Сергеевна описывается как независимая, умная и справедливая женщина. Её предпочтение жить в уединении и избегать светского общества говорит о её своенравии. Она обладает тягой к роскоши и комфорту и предпочитает не допускать эмоциональных потрясений в своей жизни.

Анна Сергеевна влюбляется в Евгения Базарова, что становится одним из центральных моментов в сюжете романа. Её любовь к Базарову и её реакция на его отношение к ней играют важную роль в развитии событий.

Катерина

Екатерина Локтева

Катерина – сестра Анны Одинцовой и возлюбленная Аркадия Кирсанова. Она выходит замуж за Аркадия, что создает дополнительную драму в отношениях между героями.

Катерина описывается как строго воспитанная, кроткая, добрая и скромная девушка. Её ум и спокойствие делают её привлекательной в глазах Аркадия. Важно отметить, что она имеет свой собственный характер и, несмотря на свою скромность, она способна руководить в семейных отношениях.

Катерина символизирует идеалы старой аристократии и более традиционных ценностей. Её характер и отношения с Аркадием представляют альтернативу отношениям между Анной Одинцовой и Евгением Базаровым. Её спокойствие и верность семейным ценностям контрастируют с революционными идеями нигилистов.

Виктор Ситников

Виктор Ситников

Виктор Ситников – сын купца, и он стыдится своего происхождения. Этот факт подчеркивает его стремление к социальной мобильности и желание преодолеть свое прошлое.

Виктор описывается как человек недалекого ума, слабохарактерный и боязливый. Он склонен слепо подражать новым идеям и влияниям, часто бездумно принимая их. Его поведение бывает назойливым и глупым, и он стремится к признанию и прославлению без реальных заслуг.

Виктор Ситников считает Евгения Базарова своим учителем и гуру, что иллюстрирует его стремление к поиску и наставника и его подражанию.

Авдотья Кукшина

Авдотья Кукшина

Авдотья Кукшина – это женщина, которая активно поддерживает идеи эмансипации, то есть борьбы за равноправие и освобождение женщин от социокультурных ограничений. Она стремится к свободе выбора и независимости, что было необычно для ее времени.

Авдотья считает небрежность в нарядах и развязное поведение признаками прогрессивности и современности. Ее образ жизни и стиль выбора нарушают традиционные нормы и ожидания общества, особенно в отношении женщин.

Она знакома с Евгением Базаровым, Аркадием Кирсановым и Виктором Ситниковым, и ее общество с ними подчеркивает ее смелые и современные взгляды. Она выделяется среди других женщин своими открытыми и свободными разговорами и действиями.

Фенечка

Фенечка

Фенечка – это типичная представительница крестьянского класса, и ее характер отличается отсутствием искусственности и фальши. Она живет простой и скромной жизнью, и ее поведение и мировоззрение не исказились воздействием общественных норм и ценностей дворянского общества.

Фенечка символизирует чистоту души и невинность. Ее образ часто связывается с образом девственной и непорочной женщины, что подчеркивает ее нравственную высоту.

В романе, Фенечка олицетворяет идеал домашнего уюта и семейной гармонии. Ее просторные чувства и преданность Николаю Кирсанову создают образ идеальной семьи, несмотря на социокультурные различия и преграды.

Дуняша

Дуняша

Дуняша представляет собой типичную крестьянскую девушку, и ее характер характеризуется отсутствием мнительности и искусственности. Ее веселость и непосредственность делают ее очень живым и подлинным персонажем.

Дуняша верно служит Фенечке и помогает ей ухаживать за ребенком. В то время как она в доме ведет себя строго, Дуняша также обладает игривой натурой и часто приносит радость и веселье в дом Фенечки. Ее хохот и шутки делают ее ценным членом семьи.

Дуняша представляет собой крестьянскую жизнь и мировоззрение, которые стоят в контрасте с дворянскими персонажами романа. Ее характер дополняет общую картину быта и обыденности в романе и подчеркивает различия между разными социокультурными слоями общества.

Пётр

Пётр

Пётр представляет собой типичный пример самоуверенного и глуповатого человека, который недооценивает свои способности и знания. Едва научившись читать, он считает себя ученым и часто выражает нелепые идеи.

Пётр создает комические ситуации в романе своей нелепостью и недоразумениями. Его доверие к своим собственным “знаниям” и его стремление впечатлить окружающих делают его персонажем, который вызывает улыбки читателя.

В контексте романа, где многие персонажи серьезно обсуждают социальные и философские вопросы, Пётр является своего рода антиподом – человеком, который несерьезен и ничего не понимает.

Княгиня Р.

Княгиня Р

Княгиня Р. представляет собой женщину с эксцентричным и необычным поведением. О семейном статусе и личной истории Княгини Р. известно мало, что добавляет загадочности её образу. Её таинственность и непредсказуемость могут быть причиной увлечения Павла Петровича.

Для Павла Петровича Кирсанова Княгиня Р. становится любовью всей его жизни. Её влияние на него настолько сильно, что после известия о её смерти, он теряет смысл жизни.

Краткое содержание романа «Отцы и дети» И.С. Тургенева по главам

Глава 1

Действие первой главы произведения разворачивается в весенний день 1859 года на постоялом дворе небольшого поместья, где ожидает приезда своего сына мелкий помещик Николай Петрович Кирсанов. Николай Петрович – вдовец, который проживает в небольшом поместье и управляет ими, заботясь о двухсот душах. В своей молодости он пытался построить военную карьеру, но из-за небольшой травмы ноги он не мог её осуществить.

После окончания университета, где он учился на медицинском факультете, он вернулся в деревню и женился. Однако счастье оказалось недолгим – его жена скоропостижно ушла из жизни вскоре после рождения сына, Аркадия. После этой трагедии Николай Петрович посвятил себя воспитанию сына и управлению имением.

Когда Аркадий вырос, его отец отправил его учиться в Петербург, где тот провел три года. И вот, сегодня Николай Петрович очень волнуется, ожидая приезда сына, который должен прибыть не один.

Глава 2

Вторая глава рассказывает о том, как Аркадий представляет своего друга отцу и просит не придавать ему большого значения. Его друг Евгений – простой и непритязательный человек, и с ним можно обходиться непринужденно. Николай Петрович принимает просьбу сына и готовится к встрече с Евгением.

Евгений Базаров решает поехать в тарантасе, оставляя коляску для Николая Петровича и Аркадия. Этот выбор подчеркивает его скромность и простоту.

Глава 3

Отец переполнен радостью от предстоящей встречи с сыном и не скрывает своих чувств. Он стремится обнять Аркадия и деликатно расспрашивает его о его друге. В то время как Аркадий старается выглядеть равнодушным и разговаривает с некоторой легкостью, он также оглядывается на Евгения, беспокоясь, что его разговоры о красоте природы могут быть услышаны.

Николай Петрович рассказывает о Фене, девушке, живущей с ним, и предлагает, чтобы она уехала, если это нужно Аркадию. Однако Аркадий не делает этого предложения, и разговор затихает, оставив в воздухе некоторую неловкость.

Аркадий размышляет о необходимости перемен и улучшений в имении, но не знает, как их осуществить. Разговор переходит на красоту природы, и Николай Петрович пытается цитировать стихи Пушкина. Евгений, однако, перебивает его, прося закурить. Все трое молчат, и в момент этой тишины подчеркивается некое напряжение и недопонимание между персонажами.

Глава 4

В четвертой главе описывается прибытие Аркадия, Николая Петровича и Евгения в барское имение. Никто из родственников не вышел их встречать, и только старый слуга и девочка на миг появились. Семья вошла в гостиную, где их встретил старший брат Николая, Павел Петрович, чья внешность ярко контрастировала с неопрятным видом Базарова. Встреча прошла, и после нее молодые мужчины отправились в комнату, чтобы привести себя в порядок перед обедом.

Павел Петрович начал расспрашивать брата о Базарове, которого он оценил с негодованием из-за его внешнего вида. Во время обеда разговор был несколько затруднен. Все разговаривали мало, особенно Евгений, и после еды каждый ушел в свои комнаты. Базаров поделился своими впечатлениями от встречи с родственниками Аркадию, и оба молодых человека скоро уснули. В то время как братья Кирсановы долго не могли заснуть: Николай Петрович размышлял о сыне, Павел Петрович смотрел на огонь в камине, а Фенечка наблюдала за спящим сыном, которого они считали сыном Николая Кирсанова.

Глава 5

Евгений рано утром отправляется на прогулку, чтобы изучить окрестности имения Кирсановых. Во время своей прогулки он заводит разговор с местными мальчишками и они все вместе отправляются на болото, чтобы ловить лягушек.

По возвращении, Кирсановы собираются на веранде, чтобы выпить чаю. Аркадий в это время идет к больной Фенечке и узнает о существовании ее маленького сына. Это сильно его радует, но он также пеняет на отца за то, что тот скрыл от него факт рождения еще одного сына. Николай Кирсанов растерян и не знает, как объяснить своему сыну эту ситуацию.

Старших Кирсановых интересует отсутствие Базарова, и Аркадий рассказывает им о нем. Он описывает Базарова как нигилиста, человека, который отрицает принципы, принимаемые на веру. Базаров возвращается с лягушками, которых он принес в комнату для научных опытов.

Глава 6

В шестой главе происходит оживленный спор между Павлом Петровичем и Евгением во время утреннего чаепития. В этом споре они не скрывают своей неприязни, и обсуждают различные темы, высмеивая друг друга.

Николай Кирсанов, чтобы изменить напряженную обстановку, предлагает Базарову помочь ему выбрать удобрения. Базаров соглашается, и они отправляются вместе на участок.

Чтобы отвлечь внимание Базарова и уменьшить насмешки в его адрес, Аркадий рассказывает другу историю о Павле Петровиче.

Глава 7

Седьмая глава рассказывает историю Павла Петровича, который был молодым военным с яркой карьерой. У него были поклонницы, и он был успешен в своей службе. Однако всё изменилось, когда он влюбился в княгиню, у которой был старый муж. Несмотря на её ветреность, Павел Петрович был безмерно влюблен и не мог отпустить ее. Он оставил службу и провел четыре года, путешествуя за ней по всему миру.

После возвращения на родину и узнав о смерти своей возлюбленной, Павел Петрович решил изменить свою жизнь и уехал в деревню к брату, Николаю Петровичу, который в это время также потерял жену и стал вдовцом.

Глава 8

Павел Петрович, находясь в деревне, ищет для себя занятие. Он присутствует при разговоре управляющего и Николая Кирсанова, наблюдает за маленьким Митей. Павел Петрович пока не нашел себе четкого дела и ощущает скуку.

Также в этой главе описывается история знакомства Николая Кирсанова и Фенечки. Три года назад Николай встретил её в трактире, где ей и её матери было не легко. Он приютил их в своем поместье, влюбился в Фенечку, и после смерти её матери начал с ней жить.

Глава 9

В девятой главе романа “Отцы и дети” происходит знакомство Евгения Базарова с Фенечкой и её ребенком. Базаров представляется как врач и заверяет Фенечку, что они всегда могут обратиться к нему в случае необходимости.

Также в главе описывается момент, когда Николай Кирсанов играет на виолончели, и Базаров смеется. Это вызывает раздражение у Аркадия, который не понимает юмора Базарова и отношения к искусству старшего Кирсанова.

Глава 10

Спор Базарова глава 10

В десятой главе романа “Отцы и дети” происходит острый конфликт между Николаем Петровичем и Евгением Базаровым. Разговор между ними становится жарким спором о ценности принципов и отношении к аристократии.

Базаров оскорбляет Николая Петровича, называя его отставным человеком и выражая скепсис по отношению к аристократии. Это ведет к острым словесным столкновениям и недовольству старшего Кирсанова. Павел Петрович также вступает в спор и высказывает свои собственные взгляды на положение в России и роль нигилистов в нем.

Глава 11

Николай Петрович Кирсанов уединяется в своей любимой беседке, где воспоминает свою покойную жену и размышляет о прошлом и будущем.

Павел Петрович Кирсанов смотрит в ночное небо и, возможно, пытается найти ответы на свои собственные внутренние вопросы и конфликты.

Базаров предлагает Аркадию отправиться в город и посетить старого друга, что может представлять собой попытку уйти от конфликта, который возник в предыдущей главе.

Глава 12

В двенадцатой главе романа “Отцы и дети” друзья отправились в город, где провели время в компании различных персонажей, посетили губернатора и получили приглашение на бал.

Глава 13

В тринадцатой главе романа “Отцы и дети” друзья оказались в гостях у Евдокии Кукшиной, где им не понравилось из-за неопрятного внешнего вида хозяйки и бессмысленных разговоров. В этой главе также впервые упоминается имя Анны Сергеевны Одинцовой, которая в дальнейшем окажет влияние на сюжет романа.

Глава 14

Друзья посещают бал, где знакомятся с Анной Сергеевной Одинцовой, женщиной, которая проявляет особый интерес к Аркадию. Он рассказывает ей о своем друге Евгении, и Одинцова приглашает их в гости. Евгений, заинтересованный Анной, соглашается на это приглашение.

Глава 15

В пятнадцатой главе романа друзья посещают Анну Сергеевну Одинцову в её имении. Встреча производит впечатление на Базарова, который неожиданно сконфузился перед ней. Анна Сергеевна рассказывает им свою историю, как она управляла имением после смерти отца, затем вышла замуж, но вдовство вернуло её к имению.

Базаров в этот раз вел себя необычно, много говорил о медицине и ботанике, что удивило его друга. Анна Сергеевна отнеслась к Аркадию как к младшему брату и пригласила их в гости в своё имение.

Глава 16

Аркадий и Базаров знакомятся с другими обитателями имения в Никольском. Катя, сестра Анны, была застенчивой и умела играть на фортепьяно. Анна Сергеевна проводила много времени с Евгением, гуляя и увлеченно разговаривая с ним в саду. Аркадий, который испытывал некоторое влечение к Анне, чувствовал некую ревность видя, что она проявляет интерес к его другу Базарову. Между Евгением и Анной начинало зарождаться особенное чувство.

Глава 17

В семнадцатой главе романа “Отцы и дети” Базаров начал меняться под воздействием чувств. Несмотря на свои нигилистические убеждения и пренебрежение к романтике, он влюбился в Анну Сергеевну. Это чувство было взаимным, но их страх перед открытыми выражениями чувств делал их отношения сложными.

Базаров также встретил управляющего своего отца, который сообщил ему, что его родители ждут его с нетерпением и волнуются о нем. Евгений рассказал об отъезде из имения.

Вечером между Базаровым и Анной Сергеевной произошел разговор, в котором они пытались понять, какие же жизненные ценности они ищут и чего они хотят достичь в своей жизни.

Глава 18

Базаров решает признаться Анне Сергеевне в своей любви. Он откровенно говорит о своих чувствах, но получает от нее ответ, что она его не поняла и что ей будет спокойнее без него. Это признание разочаровывает Базарова, и он решает уехать из ее имения.

Глава 19

В девятнадцатой главе романа “Отцы и дети” происходит разговор между Анной Сергеевной Одинцовой и Евгением Базаровым, в ходе которого Базаров признается в своих чувствах и сообщает, что собирается уехать. Он предлагает остаться, но при условии, которое Одинцова не может принять. Этот разговор ставит точку в их отношениях.

На следующий день Аркадий и Базаров покидают имение Одинцовой и отправляются к родителям Евгения. Прощаясь, Одинцова выражает надежду на будущую встречу, а Аркадий замечает, что его друг сильно изменился под воздействием этих событий.

Глава 20

В двадцатой главе описан приезд Евгения Базарова и Аркадия Кирсанова к родителям Базарова. В ней читателям представляются отношения между разными поколениями и различия в восприятии жизни и идеалов. Евгений, будучи нигилистом, сталкивается с консервативными взглядами своего отца, что создает напряженность в их отношениях и подчеркивает тему конфликта поколений, которая присутствует в романе на протяжении всего повествования.

Глава 21

Базаров, будучи нигилистом и представителем молодого поколения, чувствует себя неудобно в доме своих родителей, где ценности и взгляды на жизнь сильно отличаются от его собственных. Спор и конфликт между Аркадием и Базаровым подчеркивают эти различия и сложности общения между разными поколениями.

Отношения Базарова с его родителями олицетворяют тему разногласий между отцами и детьми, которая является одной из ключевых тем в романе. Эта глава также подчеркивает отчуждение Базарова и его склонность отделяться от прошлого и традиционных ценностей.

Глава 22

В главе 22 романа “Отцы и дети” описывается негативное отношение Анны Сергеевны Одинцовой к приезду Аркадия и Базарова в Никольское. Это свидетельствует о том, что после разрыва отношений между Одинцовой и Базаровым она стала избегать их общества и не испытывает к ним более теплых чувств. В то же время Кирсановы старшие принимают своего сына и его друга радушно.

Глава также упоминает о том, что Аркадий продолжает думать об Одинцовой и находит предлог для посещения их имения. Это свидетельствует о том, что чувства Аркадия к ней все еще живы и он стремится к воссоединению.

Глава 23

В главе 23 описывается изменение поведения Евгения Базарова после отъезда Аркадия. Он полностью погружается в работу, уединяется и перестает спорить с другими обитателями дома. Единственным исключением становится Фенечка, с которой у него развивается близкий разговор в беседке. Однако, поцелуй Фенечки Базаровым вызывает негодование Павла Петровича, что заставляет Базарова почувствовать неловкость и сожаление.

Глава 24

Павел Петрович оскорблен поведением Базарова и вызывает его на дуэль. Однако, чтобы избежать скандала и не раскрывать истинных причин конфликта, они утверждают, что стреляют из-за политических разногласий. В ходе дуэли Базаров ранит Кирсанова в ногу.

После дуэли, Базаров уезжает к своим родителям, но по дороге решает завернуть в Никольское, вернувшись к Одинцовой и Аркадию. Аркадий, в свою очередь, все больше увлекается сестрой Анны Сергеевны, Катей, что становится одним из центральных моментов развития сюжета в последующих главах.

Глава 25

Катя разговаривает с Аркадием и пытается убедить его, что без влияния Базарова он становится другим человеком – милым и добрым. Они пытаются разговориться о своих чувствах, но Аркадий быстро уходит.

Затем Аркадий в своей комнате встречает Базарова, который рассказывает ему о событиях, произошедших в Марьино в его отсутствие. Позднее, когда Базаров встречается с Одинцовой, он признает свои ошибки и они оба приходят к выводу, что хотят остаться просто друзьями.

Глава 26

Аркади и Катя

Аркадий признается Кате в своей любви, просит ее руки, и она соглашается стать его женой. Это важное событие в их отношениях.

После этого Базаров прощается с Аркадием, выражая свое разочарование в нем и обвиняя его в негодности для важных дел. Базаров решает уехать к своим родителям в их имение.

Глава 27

Глава 27 романа “Отцы и дети” описывает последние дни Евгения Базарова. Живя в родительском доме, он начинает помогать отцу и даже принимается за медицинские дела, леча больных. Однако, в процессе вскрытия умершего от тифа крестьянина, Базаров случайно ранит себя и заражается тифом. У него начинается горячка, и он просит послать за Анной Сергеевной Одинцовой.

Анна Сергеевна приезжает, чтобы ухаживать за ним, и видит, как Базаров меняется под воздействием болезни. В его последние моменты он признается ей в своих истинных чувствах и умирает.

Глава 28

Заключительная глава описывает дальнейшую судьбу главных персонажей после смерти Евгения Базарова. Прошло полгода после его смерти. В этот день прошли две свадьбы: Аркадий Кирсанов женился на Кате, а Николай Петрович Кирсанов на Фене. Павел Петрович уехал за границу.

Финал романа

Анна Сергеевна Одинцова также вышла замуж, но не по любви, а по убеждению. Жизнь продолжалась, но два старых человека, родители Евгения Базарова, продолжали проводить время на могиле своего сына, где росли две елочки, символизируя жизнь, которая продолжается даже после ухода близких.

Критика

Роман “Отцы и дети” Ивана Тургенева вызвал ожесточенную полемику и разные интерпретации среди критиков. Один из заметных моментов этой дискуссии был высказан М.А. Антоновичем в журнале “Современник”. Он трактовал произведение как “беспощадную” и “разрушительную критику молодого поколения”. Этот взгляд отражает мнение о том, что роман описывает столкновение двух поколений и критикует молодых революционеров.

С другой стороны, Д. Писарев в “Русском слове” дал высокую оценку произведению и мастерски созданному образу нигилиста. Он подчеркнул трагичность характера Базарова и его непоколебимость перед жизненными испытаниями. Писарев считает, что, несмотря на негодование, вызванное “новыми” людьми, невозможно отрицать их “искренность” и важность в русской литературе. Появление Базарова было для литературы новым шагом в изучении социально-общественной жизни России.

Однако, несмотря на поддержку со стороны Писарева, критики могут быть не согласными со всеми его выводами. Например, Павла Петровича он называет “Печориным маленьких размеров”, что может вызвать сомнения в полном согласии со всеми аспектами образа.

Слова критиков о романе

Выводы

  1. Роман «Отцы и дети» Ивана Тургенева исследует конфликт между старшим и молодым поколениями, выявляя различия в их мировоззрении и ценностях. Возникающий конфликт является центральной темой произведения и актуален и по сей день.
  2. Персонаж Евгений Базаров становится символом нигилизма и революционного духа молодежи того времени. Его отношение к обществу и власти отражает дух времени и вызывает раздельные мнения у критиков.
  3. Роман пронизан трагической судьбой персонажей, особенно Евгения Базарова. Его крах и смерть символизируют конфликт и разрушение идеалов молодежи, что является важным элементом внутренней драмы произведения.
  4. В романе уделяется много внимания отношениям между персонажами и их чувствам. Любовь, дружба, разочарование и преданность играют важную роль в развитии сюжета и характеров.
  5. Иван Тургенев создает многогранных персонажей, каждый из которых несет в себе свои уникальные черты и дилеммы. Это делает роман богатым и глубоким литературным произведением.
  6. Роман аккуратно вписан в социокультурный контекст России середины XIX века, отражая общественные и политические изменения, происходившие в то время.
Все персонажи романа
Евгений Базаров
0
Николай Петрович Кирсанов
0
Аркадий Николаевич Кирсанов
0
Павел Петрович Кирсанов
0
Василий Иванович Базаров
0
Арина Власьевна Базарова
0
Анна Сергеевна Одинцова
0
Екатерина Локтева
0
Виктор Ситников
0
Авдотья Кукшина
0
Дуняша
0
Пётр
0
Княгиня Р.
0
Произведения русских писателей
Добавить комментарий