Анализ поэмы «Реквием» (А.А. Ахматова)

Анализ произведения

Поэма “Реквием” Анны Ахматовой — это выдающееся произведение, которое занимает особое место в русской литературе. Это произведение искусства является не только магистральным шедевром поэзии, но и откровением души великой русской поэтессы.

Создать шпаргалку - нажми, чтобы скачать

В “Реквиеме” отразилась вся мощь слога Анны Ахматовой. Ее стихи поражают глубокими эмоциями, тонкой лирикой и проникновенностью. Каждое слово в поэме, каждая фраза — это как камень, брошенный в бескрайний океан горя и скорби. Словно музыка, звучащая во мраке, “Реквием” внушает читателям чувство беспомощности перед несправедливостью мира и горечь невосполнимой утраты.

Эта поэма была написана на основе личных переживаний Анны Ахматовой. В ней отразились страшные события, произошедшие в ее семье — расстрел ее мужа Николая Гумилева и арест сына Льва Гумилева. Эта трагическая утрата и боль, которую испытала Анна Ахматова, стали источником вдохновения для создания “Реквиема”.

Поэма “Реквием” не только выразила личное горе Анны Ахматовой, но и стала символом страданий многих женщин в то время, чьи мужья и сыновья стали жертвами политических репрессий. Она стала молитвой и протестом против беззакония и произвола, символом надежды на возвращение утраченных близких.

История создания

Анна Ахматова с мужем и сыном

Анна Андреевна Ахматова начала работу над этим произведением еще в 1934 году с идеей написать цикл стихотворений на общую тему. Однако, ее творческий путь оказался намного сложнее. Все написанные стихи, вместо разрозненных произведений, слились воедино, образуя единую поэму — “Реквием”.

Самым продуктивным периодом стали годы с 1938 по 1940, но, несмотря на интенсивное творчество, поэтессе не удалось завершить произведение до 1960 года. Долгая задержка в публикации объясняется тем, что идеология “Реквиема” находилась в полном противоречии с идеологией власти, что делало публикацию невозможной.

Основой для создания этой глубокой поэмы послужила личная трагедия Анны Ахматовой. Расстрел ее бывшего мужа Николая Гумилева, арест сына Льва Гумилева и даже арест ее второго супруга Николая Пунина в 1946 году стали катализаторами для написания “Реквиема”. Поэта и писателя Зощенко также затронула волна политических репрессий, и это усилило воздействие темы трагедии на Ахматову.

“Реквием” оставался малоизвестным произведением, передаваемым в узком круге людей, которым поэтесса читала его сама. Анна Андреевна старалась сохранить анонимность своего произведения, сжигая рукопись после каждого чтения, чтобы не подвергнуть себя и свою семью опасности со стороны властей. С появлением заграничных изданий “Реквиема”, Ахматова отрицала свое авторство из-за страха за своих близких.

Лев Гумилев, сын Анны Ахматовой, имел сложные отношения с матерью из-за публикации поэмы, которая непосредственно затрагивала его жизнь.

Жанр, размер, направление

Анна Ахматова, как представитель акмеизма, внесла значительный вклад в развитие литературного модернизма начала 20 века. Акмеисты стремились к ясности слога и прозрачности образов, и их основная цель заключалась в искусственном облагораживании и преобразовании повседневной жизни через поэзию. Поэма “Реквием” великолепно отражает эту эстетику и моральные принципы акмеизма. Ее образы являются предметными и четкими, стиль написания прямой и строгий, а сама поэма наполнена глубокими моральными размышлениями, передающими страшные события и предостерегающими от их повторения.

Относительно жанра, “Реквием” можно рассматривать как эпическое произведение. Она включает в себя пролог, основную часть и эпилог, что характерно для эпического рода. Это произведение охватывает несколько исторических эпох и выявляет взаимосвязи между ними. Поэма рассказывает о событиях, произошедших на протяжении долгого времени и в разные периоды российской истории, что делает ее эпической в своей структуре и содержании.

Однако, несмотря на эпическую структуру, “Реквием” остается по сути лирическим произведением, в котором авторское “я” глубоко пронизывает каждую строку. Ахматова выражает свое личное горе и трагедию, которые она пережила, а также призывает будущие поколения помнить об этих событиях, чтобы избежать их повторения.

Смысл названия

Реквием первое издание Ахматовой

Как тебе учеба? Нравится или нет?






Название “Реквием”, выбранное Анной Ахматовой для своего произведения, несет глубокий символический смысл. В католической традиции “реквием” означает службу по усопшим, молитвы и поминки усопших, которые напоминают нам о смерти и вечности. Однако, в контексте произведения Ахматовой, это слово приобретает новый, более личный и эмоциональный смысл.

Ахматова, выбирая название “Реквием” для своей поэмы, не просто следовала религиозной символике. Она хотела подчеркнуть, что ее произведение — это не просто слова на бумаге, а искренние и глубокие душевные переживания. В этом названии заключены горечь утраты, личные чувства и тревоги перед исторической трагедией.

Через название “Реквием” поэтесса призывает читателя более внимательно и вдумчиво отнестись к содержанию произведения. Оно становится как бы молитвой, которая возвышается над событиями и усопшими жертвами репрессий. Таким образом, Ахматова не только описывает страшные события и утраты, но и вкладывает в название произведения глубокий смысл, призывая к вечному поминанию и размышлениям о прошлом.

Основная тема

Основная тема произведения Реквием

Тема народного страдания, искупленного через личную трагедию, становится центральной в поэме Анны Ахматовой. Эта великая русская поэтесса возвышает свой голос, чтобы подчеркнуть общечеловеческую боль, испытываемую матерями во все времена. Ее собственная потеря служит зеркалом, через которое она рассматривает исторические трагедии, когда сотни тысяч женщин были лишены своих сыновей.

Ахматова умело проводит параллели между матерями разных эпох, они могли быть из разных времен и культур, но их боль и бессилие перед ужасом войны остаются неизменными.

В поэме “Реквием” Ахматова также выражает свою заботу о Родине, ставшей ареной жестоких и бессмысленных казней ее собственных детей. Автор отождествляет Родину с женщиной, беспомощно смотрящей на страдания своего потомства. Это проникновенное отождествление усиливает эмоциональный заряд поэмы и говорит о глубокой привязанности к родной земле и бесконечной тоске за ней.

Центральная мысль произведения – важность памяти. Анна Ахматова призывает нас никогда не забывать народное горе и неуважение к невинным жертвам власти. Эта тема актуальна для любого времени и любой страны. Память о прошлом и его уроках необходима, чтобы предотвратить повторение страшных трагедий. В “Реквиеме” Ахматова ставит перед нами моральное обязательство помнить и передавать поколениям историческую правду и человеческую боль, чтобы извлечь уроки из прошлого и создать лучшее будущее.

Проблематика

Проблематика поэмы Реквием

“Реквием” Анны Ахматовой — это произведение, в котором сочетаются социально-политическая проблематика и глубокие эмоции. Оно призывает помнить и никогда не забывать о страданиях народа и уроках, которые они несут в себе.

В этой поэме прослеживаются три главных проблемы:
  1. Несправедливость угнетения: Ахматова не боится разоблачать несправедливость репрессий и арестов. В начале произведения, она описывает “безвинную Русь”, страдающую под “кровавыми сапогами и под шинами черных марусь” (черные маруси – это служебные автомобили НКВД). Поэтесса величественно передает масштабы арестов, сравнивая весь Ленинград с лишней, которая беспомощно болтается возле тюрем, что символизирует количество людей, ставших жертвами этой политической машины.
  2. Проблема собственного восприятия горя: Поэма Ахматовой тесно связана с образом Богородицы, страдающей у распятия Христа. Строки произведения переносят нас в разные годы, но на каждом этапе чувствуется душевная боль и безысходность. Ахматова переживает свое горе и одновременно воспринимает его с горькой иронией, вспоминая счастливую молодость, когда не могла представить, что случится с ней и ее семьей.
  3. Проблема памяти: Важной темой “Реквиема” является память. Анна Ахматова призывает сохранять память о народном страдании и не забывать о невинных жертвах репрессий. Это произведение становится молитвой о сохранении памяти и предостережении от повторения страшных событий. Ахматова даже просит установить бронзовый памятник рядом с тюрьмой, где она стояла в очереди, чтобы каждый, кто видит этот памятник, встречался с историей ее жизни, переплетенной с историей Советского Союза.

Композиция

Композиция поэмы Реквием Ахматовой

Ахматова изначально задумала создать цикл законченных, но в то же время независимых друг от друга произведений. Это дало произведению необычный эффект, словно оно было создано хаотично, спонтанно, как будто автор складывал сложную мозаику из отдельных фрагментов.

  1. Пролог: Произведение начинается с “Посвящения” и “Вступления”, которые вводят читателя в контекст описываемых событий и исторический период.
  2. Параллели между матерями разных эпох: В следующих четырех главах, Ахматова проводит параллели между горькой участью матерей в разные исторические периоды. Она также деликатно дает читателю понять свою собственную трагическую историю, описывая арест сына и свои эмоции, вспоминая беззаботные дни молодости.
  3. Скорая кончина сына: В 5-й и 6-й главах матерь предчувствует близкую смерть своего сына, и она мучается неизвестностью.
  4. Приговор и известие о ссылке: Главы 7 и 8 описывают приговор и известие о предстоящей ссылке сына в Сибирь.
  5. Мольба к смерти: В одной из глав мать молится о приходе смерти, чтобы та освободила ее от боли.
  6. Свидание с сыном: 9-я глава описывает долгожданную встречу с сыном в тюремных стенах, которая оставляет глубокий след в душе матери.
  7. Распятие: В нескольких строках автор передает душевное состояние сына, который умоляет ее не рвать себе душу и не рыдать на его могиле. Ахматова проводит параллель между арестом сына и распятием Христа, подчеркивая несправедливость и страдание.
  8. Эпилог: В завершении поэмы, Ахматова призывает читателей не оставаться равнодушными к страшным событиям, о которых она свидетельствует. Она выражает опасение забвения и просит воздвигнуть памятник народному страданию, чтобы предотвратить повторение подобных беззаконий.

Такая структура произведения делает его не только сильным художественным выражением личной трагедии Анны Ахматовой, но и важным историческим документом, отражающим страдания многих женщин и матерей в период политических репрессий в Советском Союзе.

Главные герои и их характеристика

Лирическая героиня

Лирическая героиня поэмы Реквием

Лирическая героиня поэмы “Реквием” Анны Ахматовой – это женщина с пронзительным достоинством и невероятной силой воли. Ее прототипом является сама поэтесса, и в этом образе отчетливо проявляются черты ее характера и души.

Эта женщина, несмотря на все тяжести своей участи, способна “кидаться в ноги палачу”, так как она безмерно и бесконечно любит своего сына. Ее душа обескровлена горем и болью, и она уже потеряла мужа из-за зверской государственной машины. Она – эмоциональная и открытая перед читателем, не стесняясь выразить свой ужас и отчаяние. В то же время, ее существо полностью погружено в страдания за своего сына.

Героиня отстраненно заявляет: “Эта женщина больна, эта женщина одна.” Этот акцент на одиночестве и большой личной трагедии делает ее образ еще более глубоким и потрясающим.

Кажется, что она отстранена от самой себя, когда говорит, что не могла бы так сильно переживать, и что кто-то другой делает это за нее. Этот контраст между ее прошлой легкомысленной жизнью как “насмешницы и любимицы всех друзей” и нынешним состоянием как воплощения муки и призывающей смерти женщины ошеломляюще эффектен.

Однако на свидании с сыном безумие достигает своего апогея, и женщина сдается ему. Но вскоре к ней возвращается самообладание, ведь ее сын все еще жив, и это дарит ей надежду, которая становится стимулом жить и бороться. Ее переживания и эмоции заставляют читателя глубоко взглянуть на стойкость и силу человеческого духа в условиях несправедливости и тяжких испытаний.

Сын

Лев Гумилев арест

Сын, как персонаж поэмы “Реквием” Анны Ахматовой, представлен в произведении не так подробно, как его мать, но его характер и сущность зрительно раскрываются через сравнение с Христом. Это сравнение дает нам понимание о его невинности и святости в своей смиренной муке, а также о его способности принимать свою судьбу с выдающимся достоинством.

Сын старается утешить свою мать на их единственном свидании, несмотря на свою страшную участь. Он откровенно и без лишних слов пытается поддержать и успокоить ее, не укрываясь от ее страшного взгляда. Его способность сохранять достоинство и мужество даже в такой тяжелой ситуации делает его образ вдохновляющим и поражающим. Он остается невинным и чистосердечным, как и Христос, вопреки бесчеловечным обстоятельствам.

Герой, хоть и молчит, оставляет впечатление человека с выдающейся внутренней силой и способностью поддерживать самообладание своих близких даже в крайне тяжелых моментах. Его характер дополняет образ матери и глубоко вкладывает в поэму тему невинности и жертвенности в условиях несправедливости и репрессий.

Женские образы

Женские образы в поэме Реквием

Женские образы, представленные в поэме “Реквием” Анны Ахматовой, обладают уникальной силой, терпением и самоотверженностью, которые проявляются в их способности переносить несравненную муку и тревогу за судьбу своих близких. Эти женщины сталкиваются с несправедливостью и репрессиями, которые иссушают их души и лица, подобно осенней листве, увядая под воздействием неизвестности и ожидания.

Однако, несмотря на страшные испытания, эти героини полны решимости и силы. Они готовы стоять и выжидать в любых условиях, будь то холод или зной, лишь бы иметь возможность увидеть и поддержать своих родных. Их сильные и изможденные горем лица становятся символом их бесконечной решимости и верности.

Автор поэмы называет этих женщин подругами и предсказывает им сибирские ссылки, так как они не сомневаются, что последуют за своими близкими в ссылку. Эти образы героинь сравниваются с ликом богоматери, что передает их немалую стойкость и молчаливое, но глубокое переживание мученической смерти своих близких, а также неизменную верность и любовь к ним.

Краткое содержание поэмы «Реквием»

Анна Андреевна Ахматова Реквием

Поэма «Реквием» Анны Ахматовой начинается с мрачного описания тюрьмы, места, которое героиня посещает каждый день. Она становится свидетельницей ужасных картин гибели России, и каждый визит сюда напоминает ей об этой трагедии. Особенно живо в ее памяти остался день ареста сына. Это было утро, дети плакали, и она, полная скорби, следовала за ним. Горький итог ее жизни – муж мертв, сын в тюрьме. Она вспоминает свою молодость и признается, что никогда не предполагала, что придется стоять под Крестами.

Героиня ожидает приговора, который словно навис на ее груди, но в ее душе все еще горит надежда на возвращение сына, на его силу и умение удивить управдома. На свидании с сыном она погружается в отчаяние, понимая, что с собой она не может унести ничего, кроме боли. Ее страдания она сравнивает с мучениями Иисуса Христа, осужденного и распятого невинно.

В эпилоге героиня говорит о том, что не только она пережила горе. Множество женщин сталкивались с подобной участью, часами стояли у тюремных стен. Поэма стала своеобразной памятью о них, о их горе и страданиях. Она вспоминает тех женщин, которые едва дотягивались до окна тюрьмы, тех, кто больше не мог ждать, так как их любимые уже лежали в могилах, и тех, кто приходил сюда как домой.

Героиня подчеркивает, что ей не нужен памятник, но если решат поставить, то лучше всего это сделать у тюремных ворот, где она провела около 300 часов в мучительном ожидании. Она желает, чтобы у памятника были слезы, чтобы он напоминал о страданиях и горе всех этих женщин.

И даже после ее смерти, по реке Неве будут плыть корабли, голуби будут кружить над ней. Все будет идти своим чередом, но горе и страдания женщин никогда не уйдут в небытие, останутся вечно в памяти и сердцах.

Значение поэмы «Реквием» А. Ахматовой

Значение поэмы Реквием Ахматовой

“Это 14 молитв,” – так сказала Анна Ахматова о своем произведении в 1962 году. Поэма “Реквием” не является лишь скорбным стихотворением о потере сына, она является гимном всем безвинно погибшим, будь то физически или духовно, гражданам большой страны. Это произведение воспринимается читателем как памятник страданиям материнского сердца, как грозное обвинение, брошенное в адрес тоталитарной системы, олицетворенной “Усачом”.

“Реквием” – это не просто личная трагедия Анны Ахматовой, это горькая истина о потере многих жизней и разрушении судеб под властью беспощадного режима. Произведение призывает будущие поколения никогда не забывать об этих страшных событиях, об ужасах и несправедливости, чтобы извлечь урок из прошлого и никогда больше не допустить подобного.

“Реквием” – это гимн памяти и сопереживания, вечное напоминание о жертвах репрессий и о необходимости борьбы за справедливость и свободу.

Критика

Критика поэмы Реквием Ахматовой

Произведение Анны Ахматовой, поэма “Реквием”, на протяжении долгого времени оставалось под запретом на родине. В советской литературной среде часто преобладало стремление принижать поэтический талант Ахматовой, и это нашло отражение в множестве критических отзывов. Например, доклад Андрея Жданова о произведении был пропагандистским и несправедливым, пытаясь увидеть в поэме лишь отрицательное влияние на молодежь.

Советская литературная критика, находясь под влиянием политической цензуры, не всегда могла объективно оценить произведения Ахматовой. Однако за пределами Советского Союза поэма была понята и оценена по достоинству. Советские эмигранты, такие как Иосиф Бродский, могли свободно анализировать произведение и оценивать его глубину.

Иосиф Бродский увидел в “Реквиеме” произведение, балансирующее на грани безумия, которое отражало не только катастрофу и потерю сына, но и нравственную раздробленность автора. Его мнение подчеркивает глубокую внутреннюю борьбу Ахматовой между ролью поэта и матери.

Анатолий Найман считал, что “Реквием” является советской поэзией в ее идеальной форме, олицетворяя дух народа и выражая любовь к нему. Этот подход отвергал идею, что Ахматова представляла угрозу советскому обществу.

Валентин Яковлевич Виленкин отметил, что произведение “Реквием” остается понятным и доступным читателям, не нуждаясь в сложных высказываниях. Он утверждал, что поэма полностью выражает безмерное страдание, не только личное, но и коллективное.

Юрий Карякин выразил мнение, что “Реквием” – это народный реквием, где каждый стих несет в себе плач по народу и страдания. Это произведение является уникальным свидетельством тяжелых времен и боли народа.

Евгений Евтушенко видел в “Реквиеме” слияние народной песни, классической поэзии и личных переживаний Ахматовой. Для него это было великой поэмой, которая выразила всю глубину человеческой драмы и борьбы за выживание в тяжелые времена.

Выводы

  1. Произведение Ахматовой было запрещено в Советском Союзе, и советская литературная критика подвергала его критике, пытаясь найти в нем негативное воздействие на молодежь. Это свидетельствует о том, что власть стремилась подавить не только свободу слова, но и даже проявления глубокой человеческой боли и страдания.
  2. Произведение было опубликовано за границей и первыми его оценили советские эмигранты.
  3. “Реквием” остается актуальным и важным произведением, несмотря на прошедшие десятилетия. Оно является символом страдания и потери, а также памятником жертвам тоталитарных режимов.
  4. Произведение содержит религиозные мотивы, в частности аналогии с мученической смертью Иисуса Христа. Эти мотивы говорят о глубокой духовной борьбе автора и о ее поиске смысла во времена трагедии.
  5. “Реквием” остается важным свидетельством тяжелых исторических событий, в том числе “большого террора” и страданий многих граждан Советского Союза. Это произведение является своеобразным архивом истории и человеческой драмы.
Произведения русских писателей
Добавить комментарий