Анализ повести «Шинель» (Н.В. Гоголь)

Анализ произведения

Повесть “Шинель” Николая Васильевича Гоголя – это произведение, которое оставляет за собой множество вопросов и загадок. Исследователи литературы и мыслители нашей эпохи не раз обращали свой взгляд на эту повесть, и по-прежнему она вызывает интерес своей многогранностью.

Создать шпаргалку - нажми, чтобы скачать

Гоголь Шинель

Гоголь, известный своим уникальным стилем и способностью разгадывать человеческую душу, создал “Шинель” как историю о простом человеке – Акакии Акакиевиче Башмачкине. Этот маленький чиновник, существо скромное и непримечательное, проживает свою жизнь в уездной канцелярии, заботясь только о скучных документах и переписках. Однако, именно в этой простоте и серости своего бытия заключается глубокий смысл повести.

История создания

Идея для “Шинели” возникла у Гоголя после того, как он услышал историю о несчастной судьбе бедного чиновника, который, купив долгожданное ружье, потерял его, путешествуя по Финскому заливу. Этот человек был страстным охотником и долго собирал деньги на приобретение оружия своей мечты. Однако его счастье было кратковременным, и ружье оказалось утрачено во время путешествия. Возвращаясь домой, он впал в глубокую депрессию и скоропостижно скончался от горя.

Первый набросок повести, который Гоголь создал, носил название “Повесть о чиновнике, крадущем шинели”. В этом раннем варианте повести присутствовали комические сцены, и у главного героя была фамилия Тишевич. Однако, по мере развития сюжета и художественного вдохновения, Гоголь изменил фамилию героя и придал произведению более серьезный характер.

Год написания “Шинели” – 1842. Это произведение стало завершающим аккордом в цикле “Петербургских повестей” Гоголя.

В этом цикле автор исследовал жизнь и нравы петербургской бюрократии, раскрывая тонкие детали и абсурдность жизни городских чиновников. “Шинель” стала ярким представителем этой тематики и одним из самых известных произведений Гоголя.

Смысл названия

Название повести “Шинель” Николая Гоголя может показаться на первый взгляд довольно простым и обыденным, но оно несет в себе глубокий символический смысл, который раскрывается внутри произведения.

Шинель в данной повести превращается в нечто большее, чем просто предмет одежды. Она становится символом надежды и стремления Акакия Акакиевича Башмачкина на что-то лучшее в его монотонной и беспросветной жизни. Эта шинель становится предметом его мечты, средством, с помощью которого он надеется увидеться с социумом и получить признание.

В течение повести, шинель олицетворяет мечту, амбиции и даже само достоинство главного героя. Она выступает как его последний шанс на изменение жизни, на выбор пути, который мог бы вывести его из серой рутины чиновничьей работы. Этот предмет одежды становится символом надежды, но и одновременно уязвимости Акакия Акакиевича, так как его судьба так тесно связана с ней.

Направление и жанр

Творчество Николая Васильевича Гоголя является значимым в истории русской литературы, а его произведения часто ассоциируются с направлением критического реализма. Это особое литературное течение, известное также как “Натуральная школа”, получило свое название от саркастических комментариев Федора Булгарина. Ключевой чертой критического реализма было обращение к острым социальным вопросам и проблемам, которые затрагивали бедность, мораль, и классовые различия.

В рамках этого направления, Гоголь активно исследовал образ “маленького человека”, что стало характерным для многих писателей XIX века. Он поднимал в своих произведениях вопросы искусства и самоопределения в мире, создавая персонажей, чьи судьбы резонировали с аудиторией.

“Петербургские повести”, включая “Шинель”, показали еще одно узкое направление в творчестве Гоголя – фантастический реализм. Этот стиль позволил писателю сочетать реальность и фантазию, создавая оригинальные и эффектные произведения. Например, в “Шинели” реальными остаются социальные проблемы царской России – бедность, преступность и неравенство. Однако, фантастический элемент в виде призрака Акакия Акакиевича, который грабит прохожих, добавляет в произведение загадочности и таинственности.

Жанр повести дает Гоголю возможность лаконично, но выразительно освещать несколько сюжетных линий и обращаться к различным социальным темам. Он также позволяет включать мотивы сверхъестественного в свои произведения, что делает его тексты насыщенными и уникальными.

Как тебе учеба? Нравится или нет?






Основная тема

Повесть “Шинель” Николая Гоголя обогащена множеством глубоких тем, которые позволяют читателям заглянуть в зеркало общественной действительности и человеческой природы:

Повесть Шинель Николая Гоголя

  1. Одной из центральных тем в этом произведении является образ “маленького человека”. Акакий Акакиевич Башмачкин – это типичный представитель этой категории. Без особых амбиций и талантов, он представляет собой человека, которого окружающий мир мало замечает. Его интересы и беды никого не тревожат, и он практически невидим для общества. Гоголь с помощью этого образа поднимает важный вопрос о судьбе и значимости обычных людей в мире, где часто ценятся только выдающиеся личности.
  2. Другой заметной темой в “Шинели” является взаимодействие реальности и фантазии. Смерть Акакия Акакиевича и его возвращение в виде призрака придает произведению мистический оттенок. В этом контексте, фантастический элемент становится средством, с помощью которого главный герой, хотя бы на мгновение, может противостоять бесчеловечности и безнравственности общества.
  3. Тема безнравственности также играет важную роль в произведении. Через образы высших чиновников, которые живут по законам собственного морального упадка, Гоголь выявляет нравственное разложение общества и ценностей, где человек теряет свою сущность в бюрократической машине.

Наконец, в “Шинели” Гоголь исследует абсурдность государственного устройства, выраженную через поиски пропавшей шинели. Этот абсурд подчеркивается тем, что никто не собирается искать украденную одежду, но при этом органы полиции выдвигают все силы для поимки призрака, что демонстрирует несоответствие приоритетов системы и ее бюрократическую бессмыслицу.

Проблематика

Одной из основных проблем повести является беспомощность и невидимость “маленького человека” в бюрократической системе. Акакий Акакиевич Башмачкин – символичный образ тех, кто в то время мог провести всю жизнь в тени и никогда не привлечь к себе внимания. Гоголь критикует безразличие и равнодушие вышестоящих чиновников, для которых такие люди, как Акакий, становились всего лишь безликими исполнителями.

Акакий Акакиевич Башмачкин

Бюрократическая система, описанная в произведении, также подвергается критике. Она порождает бездушное отношение к людям и позволяет высшим чиновникам игнорировать человеческие страдания. “Значительное лицо”, хоть и испытывает кратковременное сострадание, но его позиция и должность подавляют эти чувства. Этот образ подчеркивает разрыв между формальными нормами нравственности и реальностью бюрократической жизни.

Финал повести, с появлением привидения Акакия Акакиевича, подчеркивает бессмысленность его жизни в рамках данной системы. Смерть чиновника не оказывает никакого влияния на установленный порядок и структуру власти. Это приводит к вопросам о ценности человеческой жизни и о том, насколько безжалостной может быть общественная система.

Главная идея

Основной идеей повести “Шинель” Николая Гоголя является акцент на острых социальных проблемах, характерных для Императорской России в то время. С помощью элементов фантастики и мистики, автор демонстрирует, насколько безнадежной и беспомощной может быть судьба “маленького человека” перед могучими и бездушными структурами власти.

Этот маленький человек, в лице Акакия Акакиевича Башмачкина, оказывается беспомощным перед безразличием и равнодушием мировых сил. Важно отметить, что Гоголь не пропагандирует месть в этой повести, но показывает, что иногда это может быть единственным способом пробудить “каменные сердца” высокопоставленных чиновников.

В “Шинели” автор развивает идею, что для этих чиновников, которые считают себя выше обычных людей и превыше всего, существует только духовная сила и они слушают лишь тех, кто может их превзойти. Став привидением, Акакий Акакиевич занимает эту необходимую позицию, что дает ему возможность влиять на этих зазнавшихся самодуров и проливает свет на безнадежность ситуации.

В центре сюжета скрывается поиск справедливости, но в мире, описанном Гоголем, кажется, что справедливость достижима только через сверхъестественные силы. Повесть “Шинель” ставит под вопрос общественную несправедливость и бюрократическую абсурдность, исследуя тему, насколько трудно добиваться справедливости в мире, где система подавляет “маленьких людей”.

В конечном итоге, Гоголь подчеркивает, что идеал справедливости может быть воплощен только через сверхъестественные средства, создавая тем самым глубокий моральный и социальный контекст для своего произведения.

Композиция

Композиция повести “Шинель” Николая Гоголя великолепно структурирована и служит для развития центральных тем и идеи произведения:

  1. Завязка начинается с Акакия Акакиевича Башмачкина, чиновника с мечтой о починке своей старой шинели, которую уже невозможно отремонтировать. Эта часть повести устанавливает начальную обстановку, в которой главный герой стремится к чему-то лучшему, к новой шинели, и при этом демонстрируется его скромная и аскетическая жизнь.
  2. Затем развитие действия следует за жизнью Акакия, его мечтами и стремлениями, которые вращаются вокруг новой шинели. Посещение именин сослуживца, чтобы “обмыть” свою будущую обновку, подчеркивает его надежды и ожидания.
  3. Кульминация событий наступает с момента ограбления Акакия, когда его новая шинель снимается с него. Этот момент становится критическим, так как он утрачивает свой символ надежды и внимания социума.
  4. В развязке Гоголь демонстрирует, насколько безуспешными и трагичными оказываются попытки Башмачкина найти украденную шинель, что приводит к его смерти от тоски по ней и жестокой простуды.
  5. Завершается повесть эпилогом, который вводит элемент фантастики и рассказывает историю о том, как призрак Акакия Акакиевича ищет свою украденную шинель. Несмотря на то, что он не находит ее, его действия над символической “значительной фигурой” завершают круг и подчеркивают тему справедливости и возмездия.

Конфликт произведения

Конфликт в повести “Шинель” Николая Гоголя является центральным мотивом, который раскрывает социальную несправедливость и безразличие общества к “маленьким людям“. В основе этого конфликта лежит отношение окружающих к Акакию Акакиевичу Башмачкину, простому человеку, чьи интересы и беды никого не волнуют.

На работе Акакий стал объектом издевательств со стороны сослуживцев, которые насмехаются над его нищетой и простотой. Эти конфликты в коллективе подчеркивают безразличие и холодность людей друг к другу, а также отсутствие доброжелательных отношений. Акакий не находит ни радости, ни уважения в своем окружении.

Взаимодействие Акакия с “значительным лицом”, генералом, также иллюстрирует конфликт в отношениях по званию и статусу. Генерал проявляет равнодушие к Акакию и его просьбам, игнорируя его сущность и ставя себя выше. Этот конфликт усугубляет негативное восприятие общества, где существующие иерархии создают барьеры для доброжелательных отношений.

В финале повести, с появлением призрака Акакия Акакиевича, справедливость наводится через мщение обидчикам, что может показаться как попытка восстановления справедливости. Однако, это не урегулирование конфликта через доброжелательные отношения между людьми, а, скорее, через негативные действия.

Герои повести и их характеристика

Акакий Акакиевич Башмачкин (главный герой)

Акакий Акакиевич Башмачкин

Акакий Акакиевич Башмачкин – главный герой повести “Шинель” Николая Гоголя, представитель того самого “маленького человека”, который становится символом социальной несправедливости и бюрократической безжалостности.

По своему внешнему облику и социальному статусу, Акакий выглядит как типичный служащий своего времени. Он старше 50 лет, обладает низким чином – титулярным советником и занимается скучной и рутинной работой переписывания бумаг. Его образ воплощает в себе обыденность и невзрачность большинства служителей государственной машины.

По характеру, Акакий Акакиевич проявляет робость, скромность и терпимость к насмешкам и унижениям, которые ему приходится переживать. Его “говорящее имя” – “Акакий”, переводится с греческого как “беззлобный” и “кроткий”, идеально описывает его натуру.

Большую часть своей жизни Акакий посвятил своей скучной работе и был предан ей. Переписывание бумаг стало его призванием и позволяло ему находить радость и удовлетворение. Его внутренний мир, хоть и скромный, но кажется ему приятным и уютным.

Акакий Акакиевич Башмачкин становится символом тех, кто живет на грани беспомощности и безразличия общества. Его образ ярко выражает тему “маленького человека” в литературе 19 века и призывает задуматься о социальной справедливости и отношениях в обществе.

Портной Петрович

Портной Петрович

Портной Петрович – это один из ярких персонажей повести “Шинель” Николая Гоголя, который символизирует не только прошлое, но и моральное измерение рассказа.

Петрович в своей биографии пережил изменения социального статуса – он был крепостным, но теперь он свободен и работает портным. Этот переход из крепостной зависимости в свободное состояние говорит о переменчивости общественных отношений того времени.

Петрович характеризуется тем, что периодически употребляет алкоголь, что отражает некоторые традиции общества той эпохи.

Важной чертой Петровича является его мастерство и умение ремонтировать одежду. Он является не только портным, но и доверенным человеком для Акакия Акакиевича, который просит его починить его старую шинель и даже заказывает у него новую. Это связывает их не только рабочими отношениями, но и дружеской связью, и подчеркивает, что в мире повести есть место для добрых и доверительных отношений, хоть и редких.

Значительное лицо

Значительное лицо

Персонаж Значительное лицо символизирует высший слой общества, представителей власти и иерархии. Его роль в истории начинается с надежды Акакия Башмачкина на помощь в поиске украденной шинели. Однако, его грозное прогнание Башмачкина подчеркивает безразличие и равнодушие элиты к обычным гражданам, каким бы ничтожным они ни казались.

Значительное лицо, будучи важной фигурой, недоступно для общения и воздерживается от разговоров с окружающими. Его замкнутость и отчужденность от других людей подчеркивают одиночество и аскетизм высших сословий, а также их непонимание и нежелание вникать в бедствия “маленьких людей” как Акакия.

Привидение чиновника

Привидение чиновника

Этот персонаж не является центральным, но его присутствие имеет важное значение. Привидение возникает на месте, где был ограблен Акакий Акакиевич Башмачкин, и имеет внешность этого чиновника. Оно вынуждено отбирать у прохожих их верхнюю одежду, что символизирует несправедливость и жестокость общества.

Интересно, что привидение попадает на путь Значительного лица, что можно трактовать как акт справедливости и наказание за равнодушие к бедствиям Акакия. Когда привидение отбирает у него шинель, это можно рассматривать как момент, когда дух Акакия находит удовлетворение и перестает беспокоить окружающих.

Привидение чиновника, хоть и является фантастическим элементом, служит средством для обращения внимания на моральные и социальные проблемы общества. Оно подчеркивает тему несправедливости и наказания, а также вызывает размышления о судьбе и душе человека в условиях безжалостного мира.

Краткое содержание повести «Шинель» Н.В. Гоголя

В одном из учреждений Петербурга работал скромный и незаметный чиновник по имени Акакий Акакиевич Башмачкин. Его имя, Акакий, звучало несколько необычно, и в том, чтобы придумать разнообразные варианты святцев для его имени, было что-то загадочное. Он был среднего роста, рыжеват и носил очки.

Шинель

Возраст его перевалил за пятьдесят, и его должность, титулярный советник, не сулила ни богатства, ни славы. Акакий Акакиевич был одиноким человеком, живущим в скромной съемной квартире в бедном районе города. У него не было друзей, и он предпочитал уединение.

Акакий Акакиевич с удовольствием занимался своей работой, которая заключалась в переписывании бумаг. Он был аккуратным и прилежным сотрудником и всегда выполнял свои обязанности с большим вниманием к деталям. Даже после многих лет службы, ему никогда не надоедала его работа, и он с удовольствием писал каждый порученный ему документ с аккуратностью и чистотой.

Он был скромным и робким человеком, терпеливым и спокойным. Он старался не обращать внимания на насмешки и издевательства со стороны своих сослуживцев.

Годы шли, начальники менялись, коллеги продвигались по служебной лестнице, но Акакий Акакиевич оставался на своем месте. Он не стремился к карьерному росту и не проявлял инициативы. Когда ему даже предложили продвижение, он отказался, предпочтя свою любимую работу – переписывание бумаг. Дома он также не прекращал заниматься документами. Он даже переписывал некоторые из них просто для удовольствия.

Отношение к нему в учреждении было пренебрежительным. Молодые чиновники считали его объектом насмешек и издевательств. Они придумывали смешные истории и бросали бумажки на его голову. Но Акакий Акакиевич редко проявлял сопротивление и скромно просил, чтобы его оставили в покое. Его старая и потрепанная шинель и вицмундир стали объектами насмешек.

Однажды Акакий Акакиевич заметил, что его шинель стала иссохшей и нуждается в ремонте. Портной Петрович, бывший крепостной и иногда употребляющий спиртное, мог помочь ему с этим. Однако портной предложил не ремонтировать шинель, а приобрести новую за 150 рублей. Это предложение ужаснуло Акакия Акакиевича, и он попытался уговорить портного сделать ремонт за 80 рублей.

Акакий Акакиевич начал экономить, чтобы накопить необходимую сумму. Он отказался от чая, скудно питался и берег подметки. Его мысли были заняты будущей шинелью, и он относился к ней, как к драгоценному сокровищу. С благодарностью он принял премию, которая ускорила его путь к новой шинели. Вместе с портным он выбрал ткань, подкладку и воротник, и Петрович с гордостью выполнил работу.

Акакий Акакиевич радостно носил свою новую шинель и вызвал настоящий ажиотаж в учреждении. Коллеги поздравляли его и шутили, требуя “вспрыснуть” (праздновать) приобретение. Он был смущен таким вниманием и не желал праздновать. Его спас помощник начальника, который пригласил всех на вечеринку в честь Акакия Акакиевича.

В этот день Акакий Акакиевич впервые отложил бумаги и наслаждался приятной атмосферой вечера. По пути домой он останавливался, разглядывая витрины и наблюдая за горожанами. Он почувствовал себя живым и радостным. На вечеринке он даже немного освежился шампанским. Однако, к полуночи, он почувствовал себя уставшим и поспешил домой. На пути, он даже случайно ускорил шаг, следуя за какой-то женщиной.

По мере того как он приближался к своему дому, улицы становились пустынными и угрожающими. На площади перед ним появились два молодых человека с усами. Один из них крикнул: “А ведь это моя шинель!” и они сорвали обновку с плеч Акакия Акакиевича и ударили его, после чего скрылись во тьме. Ошеломленный и изможденный Акакий Акакиевич побежал к будочнику, чтобы сообщить о происшествии. Но тот не понял всей серьезности ситуации и не знал, как помочь.

Акакий Акакиевич решил обратиться к частному приставу, надеясь на справедливость. Однако, пристав оказался строгим и не очень понимающим, и Акакий ушел от него, не зная, что будет дальше. В учреждении его историю встретили насмешками и сопереживанием. Коллеги собрали немного денег, чтобы помочь ему, и посоветовали обратиться к “значительному лицу” за поддержкой и справедливостью.

Генерал, который только что был повышен в звании, оказался недоброжелательным и суровым. Он не выслушал Акакия Акакиевича и разразился яростными окриками. Акакий Акакиевич вернулся домой в состоянии шока и долго болел. Его смерть была неизбежной. В учреждении узнали о его смерти после того, как он уже был похоронен.

Скоро весь город заговорил о мертвом чиновнике, который крадет шинели у прохожих, в поисках своей собственной. Даже генерал, который прежде был жестоким и несправедливым, пожалел Акакия Акакиевича после того, как его шинель тоже была похищена. С тех пор нападения мертвеца прекратились, и он больше не беспокоил горожан.

Чему учит?

Гоголь в своем произведении “Шинель” ярко демонстрирует, как материальное нищета и социальное унижение могут оказать разрушительное воздействие на человеческую жизнь. Через персонажа Акакия Акакиевича Башмачкина он передает важное учение о том, как важно проявлять сострадание и заботу по отношению к тем, кто оказался в стесненных жизненных обстоятельствах.

Шинель иллюстрация

Гоголь, собственно, знал на собственной коже, как бывает трудно, когда человек не в состоянии обеспечить себе даже самые простые и необходимые вещи, такие как теплая одежда. Акакий Акакиевич, несмотря на свою скромность и робость, становится символом бедности и унижения. Его тоска по новой шинели, его попытки обратиться к справедливости и его несчастная судьба – всё это касается тысяч людей, которые ежедневно сталкиваются с нищетой и угнетением.

Чему нас учит Гоголь через свою повесть? Он призывает обратить внимание на забитых и униженных, пожалеть их и, где это возможно, предоставить помощь. Ведь моментальное решение или доброе слово могут изменить чью-то жизнь. История Акакия Акакиевича напоминает нам о важности человечности, сострадания и понимания в мире, где материальные ценности иногда заслоняют человеческое достоинство.

Критика

“Шинель” Николая Гоголя оказала огромное влияние на литературное пространство своего времени и считается одним из важнейших произведений в истории русской литературы. Критики и литературные деятели не могли остаться равнодушными к этому произведению.

В журнале “Физиология Петербурга” многие писатели высказали свои отзывы о “Шинели”, признавая его глубоким и значимым произведением. В частности, В.Г. Белинский, один из ведущих критиков своего времени, назвал произведение “одним из глубочайших созданий Гоголя”. Его мнение было разделяемо многими другими критиками, что подчеркивает важность и влияние “Шинели” на русскую литературу.

Знаменитая фраза: “Все мы вышли из гоголевской шинели” свидетельствует о том, насколько сильно произведение Гоголя повлияло на литературное сознание того времени. Эта фраза, приписываемая Достоевскому, говорит о том, что Гоголь сумел передать свою идею и мастерски донести ее до читателей. Произведение стало известным не только в России, но и за ее пределами, подчеркивая всемирное признание Гоголя как великого литературного мастера.

Выводы

  1. “Шинель” Гоголя пронизана социальной критикой. Повесть ярко демонстрирует нравственное убожество и безразличие высшего общества к маленькому человеку, его нуждам и страданиям. Она поднимает важные вопросы социальной несправедливости и бесчувственности, что делает ее актуальной и сегодня.
  2. Гоголь создает образ Акакия Акакиевича, который становится воплощением “маленького человека” в русской литературе. Жизнь Акакия Акакиевича олицетворяет беспомощность и уязвимость человека в бюрократической системе, где человеческое достоинство игнорируется.
  3. Внедрение фантастического элемента в повесть позволяет Гоголю выразить свои идеи более эффектно и символично. Призрак Акакия Акакиевича становится аллегорией на беспомощность и несправедливость, а его воздействие на окружающих подчеркивает безразличие и цинизм общества.
  4. Основная идея произведения заключается в поиске справедливости. Несмотря на безнадежность ситуации маленького человека, повесть показывает, что справедливость возможна только при обращении к сверхъестественному. Это выражается через мистический элемент и приведение.
  5. “Шинель” Гоголя оказала значительное влияние на литературное развитие и стала важным произведением в рамках “натуральной школы”. Оценки критиков, в частности В.Г. Белинского, подчеркивают ее мастерство и значимость в истории русской литературы.
Герои повести
Акакий Акакиевич Башмачкин
2
Портной Петрович
1
Значительное лицо
1
Привидение чиновника
0
Произведения русских писателей
Добавить комментарий