Анализ сказки «Дикий помещик» (М.Е. Салтыков-Щедрин)

Анализ произведения

В творчестве Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина, выдающегося русского писателя и сатирика XIX века, заметную роль всегда играла проблематика крепостничества и угнетения крестьянства. Однако, в то время как открыто высказывать свой протест по поводу существующего общественного строя было неприемлемо, писатель нашел умелый выход, используя сказочные мотивы и аллегории в своих произведениях.

Создать шпаргалку - нажми, чтобы скачать

Сатирическая сказка “Дикий помещик” не стала исключением. В ней Салтыков-Щедрин проникновенно и живо передает портреты различных социальных типов своего времени. Он изображает богатого и беспощадного помещика, обладающего огромной властью над крестьянами, которых он гнетет и эксплуатирует безжалостно. Через образ дикого помещика писатель иронично показывает жестокость крепостной системы и несправедливость общественных отношений.

Анализ сказки “Дикий помещик” может стать ценным уроком литературы для учащихся 9 класса, помогая им глубже понять проблематику крестьянского вопроса в России XIX века. Это произведение позволяет почувствовать тяжесть крепостного бремени и осознать, как литературные аллегории могут передавать сложные социальные реалии.

История создания

История написания сатирической сказки “Дикий помещик” Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина берет начало из его глубокого и болезненного сочувствия к тяжелому положению крестьян, захваченных в кабалу ужасного крепостного права, усиливающегося помещичьей жестокостью. Многие произведения писателя, в которых он откровенно затрагивал эту проблему, сталкивались с критикой и цензурой, препятствующей их публикации.

Тем не менее, Салтыков-Щедрин нашел оригинальный выход из этого тупика, обратив свой взор на жанр сказок, который считался безобидным и невинным.

Благодаря умелому сочетанию фантастических элементов с реальностью, использованию традиционных фольклорных мотивов, ярких метафор и афористичного стиля, писателю удалось маскировать свои острые высмеивания помещичьих пороков, критикуя их в обычном на первый взгляд сказочном обличии.

В сложной обстановке правительственной реакции того времени, использование сказочной фантазии стало непременным инструментом для выражения своих взглядов на существующий государственный строй. Путем использования сатирических элементов в народной сказке, Салтыков-Щедрин смог значительно расширить круг своих читателей и достучаться до народных масс.

Впервые “Дикий помещик” увидел свет в 1869 году, когда был опубликован в популярном литературном журнале “Отечественные записки”. На тот момент журнал возглавлял близкий друг и единомышленник писателя – Николай Некрасов, и публикация этой сатирической сказки у Салтыкова-Щедрина не столкнулась с никакими препятствиями.

Жанр и направление

Сказка “Дикий помещик” Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина представляет собой уникальное произведение в своем жанре. Несмотря на то, что она формально относится к жанру сказки, ее стиль и содержание далеки от обычной добродушной и волшебной атмосферы. Это произведение предназначено для взрослой аудитории и пронизано едкой сатирой.

Главная идея сказки заключается в том, чтобы показать несовершенство социально-политического строя в царской России. Автор, с помощью умелых литературных приемов, обнажает проблемы и недостатки общественного строя, в особенности крепостничества, а также высмеивает диктатуру и жестокость помещиков над крестьянами.

Салтыков-Щедрин проявляет уважение к простым крестьянам, которых он именует мужиками, и в то же время ярко раскрывает дикость и безразличие помещика к их страданиям. Образ “дикого помещика” становится символом угнетения и беззакония, которые существуют в обществе благодаря тогдашней социальной системе.

Сказке присущи элементы, характерные для фольклора, такие как гипербола, фантастичность и сказочный зачин. Эти приемы позволяют автору передать сатирическую иронию, приукрашивая события и персонажей, чтобы подчеркнуть их особенности и недостатки.

В произведении четко просматривается направление эпоса. Салтыков-Щедрин не просто затрагивает проблемы социальных классов и их отношений, но делает это через фантастическое и гротескное изображение. Такой подход позволяет избежать возможных проблем с цензурой и правящим классом, сохраняя при этом глубокий смысл и обличающую силу произведения.

Основная тема

В сказке “Дикий помещик” Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин неустанно обращает внимание на главную тему – социальное неравенство и глубокую пропасть между двумя классами, которые существовали в России: безжалостными помещиками и крепостными крестьянами. Основная проблематика произведения касается порабощения простого народа и сложных взаимоотношений между эксплуататорами и эксплуатируемыми.

Как тебе учеба? Нравится или нет?






Через сказочно-аллегорическую форму, автор стремится донести до своих читателей простую, но сильную идею: именно мужик – простой крестьянин – является драгоценным элементом русской земли, а без него помещик превращается в бесполезное существо.

Но мало кто из помещиков задумывается над этим, их отношение к мужику заполнено презрением, требовательностью и даже жестокостью.

Автор делает неизбежный вывод, что именно народ – мужик – является истинным поильцем и кормильцем не только для своего хозяина-помещика, но и для всего государства. Он воспринимает русский народ как истинный оплот державы, ведь без его силы и труда все богатство помещиков было бы лишь пустым обманом.

Однако, несмотря на это, писателю не дает покоя мысль о безответственности и терпении русского народа. Он искренне сожалеет, что крестьяне, слишком терпеливые и забитые, не осознают полностью свою силу и способности. Салтыков-Щедрин критикует бездействие и безразличие русского народа, который, по его мнению, не предпринимает должных усилий для улучшения своего положения и справедливого распределения богатства и власти.

Главная идея

Главной идеей сатирической поэмы является высмеивание иррационального страха помещиков и богатых людей перед обычной работой и нежелание признать зависимость от труда крестьян. Писатель живописно изображает, как после окончания крепостного права и ухода крестьян, богатые люди оказываются в полной растерянности и хаосе.

Символично, что когда крестьяне покидают своих хозяев, богатые люди лишаются всяческих привилегий и комфортной жизни. Отсутствие крестьянской помощи приводит к тому, что помещик становится буквально “диким”. Он перестает следить за собой, забывает об элементарной гигиене и ухаживании за собой, что явно демонстрирует его беспомощность и неспособность справляться без труда простого народа.

Таким образом, автор обличает иррациональное отношение богатых людей к труду и зависимость от помощи простых крестьян, что и приводит к абсурдным и нелепым последствиям. Он показывает, что богатство и привилегии, которыми обладают помещики, ничего не стоят без труда и усилий простых трудящихся. Возвращение крестьян обратно в их жизнь становится своего рода “спасением”, приводя к восстановлению привычного порядка и благополучия для богатых людей.

Проблематика

Сказка “Дикий помещик” Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина ярко и остро отражает проблематику, связанную с государственной системой и общественными отношениями в России того времени. Писатель точно обнаруживает порождение этой системы и раскрывает ее недостатки:

  1. Социальное неравенство.

Сказка мастерски передает глубокую пропасть между крестьянским и дворянским сословиями. В ней показывается, что различия не ограничивались лишь материальным благосостоянием, но также касались мировоззрения. Крестьяне, окаменевшие в холопском менталитете, были заложниками своего терпения и невежества, в то время как их господа, хоть и не менее глупы, но гораздо наглее и хитрее.

2. Невежество правящего класса.

Автор обличает ограниченность и невежество правящего класса, особенно через описание мыслей глупого помещика. Такие люди, как дикий помещик, определяют судьбу страны, несмотря на свою ничтожность и неспособность.

3. Крепостное право.

Произведение ярко отражает абсурдность и жестокость крепостного права. Салтыков-Щедрин рассматривает его как мерзость, которая не только экономически разрушала Российскую империю, приводя к нищете и угнетению, но и разрушала человеческие души, делая из них лишенных индивидуальности рабов системы.

Композиция

Композиция сказки “Дикий помещик” Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина непроста и точно соответствует структуре классической сказки.

В завязке произведения представлен главный герой – глупый и высокомерный помещик, который ненавидел своих крестьян из-за их “холопского запаха”. Он обращается к Богу с просьбой освободить его от этого ненавистного окружения.

Кульминацией сказки становится момент, когда его молитвы услышаны и крестьяне исчезают из его жизни. Остающийся в полном одиночестве помещик неспособен справиться с простейшими жизненными задачами, не может даже обеспечить себе приемлемые условия существования. Богатство и роскошь оказываются бесполезными без труда и помощи крестьян.

Кульминация сказки подчеркивает беспомощность и зависимость помещика от крестьян, которые были источником его благосостояния. Когда они исчезли, он быстро превратился в дикое животное, утратив человеческие качества, которые казались ему изначально такими презренными.

Развязка произведения показывает окончательную деградацию помещика, который обнищав и одичав, полностью теряет рассудок. Это становится наказанием за его высокомерие и нежелание поступиться своими принципами.

Главные герои и их характеристика

В сказке “Дикий помещик” Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина представлены яркие и запоминающиеся персонажи, каждый из которых символизирует разные социальные и политические аспекты России того времени. Далее, по плану анализа произведения, мы рассмотрим главных героев произведения и составим их характеристики, которые отражают проблематику сказки и социальные противоречия того периода.

Урус Кучум Кильдибаев

Урус Кучум Кильдибаев – главный персонаж произведения “Дикий помещик” Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина, и яркий представитель правящей элиты России своего времени. Этот помещик – типичный представитель верхнего класса, который полон энергии и амбиций, всегда стремится к реализации своих планов и удовлетворению своих интересов.

Однако, поражает противоречие в его характере – он зависим от мужика, без которого не представляет своей жизни. В тоже время, он испытывает отвращение и презрение к русскому мужику, его виду и запаху. Урус Кучум Кильдибаев откровенно проявляет свою надменность и пренебрежение к простому народу, рассматривая их как низшее создание.

Он парадоксально обращается к Богу с просьбой избавить его от мужика, но его прошение остается неуслышанным. Это ярко подчеркивает глупость и зрячую надменность помещика, который не осознает своей зависимости от простого народа и пытается бороться с собственным корнем.

Примечательно, что не получив желаемого, Урус Кучум Кильдибаев приходит к убеждению, что простой народ ему ни к чему, и принимает решение ужить холопов, притесняя и осложняя их трудовую жизнь. Таким образом, он демонстрирует не только свою беспомощность без помощи крестьян, но и жестокость и безразличие к их страданиям.

Мужик

Мужик – это собирательный образ русского народа, символизирующий простой трудящийся народ, и в то же время, отражающий дух веры и надежды. В сказке “Дикий помещик” Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина, мужик предстает как носитель национальных особенностей, обладающий высокой духовной составляющей.

Время написания сказки характеризовалось тем, что православие имело особое значение в России как государственная идеология. Поэтому мужик, как представитель народа, также обращается с прошением о помощи к Богу. Это свидетельствует о его вере и уверенности в справедливости вышней силы.

Мужик в сказке сталкивается с жестокими притеснениями со стороны безжалостного помещика, и в отчаянии просит Бога избавить его от мук. Когда молитвы мужика услышаны, крестьяне исчезают, что представляет символическое иллюстрирование социальной несправедливости и исчезновения простых людей из жизни помещика.

Капитан-исправник

Капитан-исправник – это представитель контролирующего органа власти, играющий важную роль в поддержании порядка и контроле за соблюдением законов. Он является символом государственной власти и исполнительной власти в царской России.

Хотя капитан-исправник может испытывать симпатии к помещику, это не мешает ему поставить государственные интересы во главу угла. Он стремится обеспечить исполнение налоговых обязательств и поддержать экономическую стабильность в области. Его задача – контролировать соблюдение правил и законов, чтобы обеспечить правопорядок и защитить интересы государства.

Однако, несмотря на свои обязанности, капитан-исправник в сказке сталкивается с проблемами: мужика нет, податей нет, и вообще, непорядок. Такое положение дел тревожит его, и он принимает резолюцию о возврате мужика.

Средства художественной выразительности

Сказка “Дикий помещик” Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина обладает богатством художественных средств, которые создают уникальную атмосферу и выразительность произведения. Главными средствами художественной выразительности в сказке являются гипербола, гротеск и абсурд.

Автор сознательно использует гиперболу, преувеличивая характеристики помещика и его превращение в дикого зверя. Он становится символом истинной сущности существующей власти, которая доведена до крайности и абсурда.

Гротескные образы и ситуации усиливают впечатление от происходящего, позволяя автору выразить свою критику и сатирическую позицию по отношению к правящему классу и социальной системе того времени.

Применение просторечия в речи персонажей подчеркивает различия в социальном статусе и отношении автора к народу и помещику. Это придает тексту непосредственность и оживляет героев, делая их более реальными и близкими читателю.

Комбинирование фантастических элементов с реальными ситуациями позволяет нагнетать степень нереальности и абсурдности происходящего. Такой прием позволяет автору обострить проблематику сказки, выявить и разоблачить все пороки реальности, показать истинную сущность происходящего и подчеркнуть абсурдность социальной действительности.

Краткое содержание произведения «Дикий помещик»

В некотором царстве, в некотором государстве, проживал князь Урус-Кучум-Кильдибаев – странный и глупый помещик, обладающий множеством крестьян и земель. Он постоянно жаловался Богу на то, что слишком много мужиков размножилось в его царстве, но его просьбы о помощи остались без ответа. Не сумев примириться с крестьянами, помещик начал изводить их штрафами и придирками.

Однако, восстание крестьян не заставило себя ждать – они умоляли Бога избавить их от тягот и мук, и, казалось, их мольбы были услышаны. С помощью таинственного ветра все крестьяне исчезли из владений помещика, и он обрадовался “чистоте” воздуха без простолюдинов.

Считая себя наконец-то свободным, помещик начал жить для своих удовольствий, пытаясь создать театр и звать актеров, но его глупость и беспечность отпугнули артистов. В гости приехали генералы, которые также обознались на глупость помещика и были разочарованы его беззаботным образом жизни.

Но гордый помещик не хотел сдаваться. Он начал мечтать о великой твердости души и планировал управлять всем без крестьян, но его мечты были лишь фантазиями. Капитан-исправник приехал во владения помещика и возмутился их состоянием после исчезновения крестьян. Он упрекнул помещика в глупости и беспечности.

С каждым днем помещик все больше одичал, превращаясь в дикого зверя. Он оброс шерстью, ходил на четвереньках, перестал говорить и издавал звериный клик. Он даже подружился с медведем, который также считал его глупым и бесполезным.

Власти решили вернуть крестьян на место и одолжить помещика, чтобы он прекратил свои странности. Так и произошло – мужики вернулись, рынки снова ожили, а помещика привели в чувства. Он жив до сих пор, но остался странным и сосредоточенным на прежних воспоминаниях, одиноко раскладывает гранпасьянс и жалеет о своей прежней жизни в лесах.

Значение сказки «Дикий помещик»

Сказка “Дикий помещик” является важным напоминанием о ценности свободы и необходимости борьбы за справедливость. Подобно плывущему по течению, если мы не противимся обстоятельствам и не отстаиваем свои права, можем стать жертвами системы, оказавшись в узах рабства.

Главный герой, помещик Урус-Кучум-Кильдибаев, изначально жалуется на множество мужиков в своих владениях и обращается к Богу, но его мольбы остаются без ответа. Заместо борьбы и поиска выхода, помещик становится жертвой собственной глупости и жадности, вводя жестокие штрафы и издевательства над крестьянами.

Сказка также показывает, что привилегированный слой общества, представляемый помещиком и его общество, живет в отрыве от реальных проблем и лишен эмпатии. Когда крестьяне исчезают из его владений, помещик радуется своей “чистоте” и даже планирует театр без учета того, что происходит вокруг.

Однако судьба не остается равнодушной к его самонадеянности и с гордым отношением к себе и другим он становится жертвой собственных иллюзий. Превращение помещика в дикое животное символизирует его душевную деградацию и демонстрирует, что отказываясь бороться за свое счастье и права, мы рискуем утратить свою человечность.

Критика

Сказка “Дикий помещик” Салтыкова-Щедрина была встречена современниками с теплотой, подобной той, что вызывали другие его произведения, выходившие в то же время. Еще при жизни писателя он занимал высокое место на литературной сцене, наравне с таким классиком, как Иван Тургенев.

Сегодня сатира Салтыкова-Щедрина по-прежнему актуальна и ценна, позволяя нам заглянуть в умы и сердца русской интеллигенции середины XIX века. Его произведения предлагают уникальную возможность понять общественное мышление, социальные проблемы и духовное состояние того времени.

Выводы

Сказка “Дикий помещик” выступает как яркий пример социальной критики русского общества XIX века. Автор осуждает систему крепостного права и неравенство между крестьянами и помещиками, высмеивает жалование и безразличие правящей элиты к нуждам и страданиям простого народа.

Центральное послание сказки состоит в том, что люди должны бороться за свои права и не принимать угнетение и несправедливость. Крестьяне просили Бога об избавлении от притеснения помещика, и их мольбы были услышаны, что подчеркивает необходимость борьбы за свою свободу.

Салтыков-Щедрин мастерски использует сатиру и гротеск для выявления и осмеяния недостатков и противоречий общества. Он создает живописные образы героев и ситуаций, которые с одной стороны кажутся абсурдными, но с другой стороны отражают реальность и проблемы того времени.

Сказка “Дикий помещик” остается актуальной и сегодня, так как многие общественные проблемы и социальные неравенства, поднятые в произведении, остаются актуальными и в наше время. Это делает сказку ценным источником для изучения и понимания истории и культуры России.

Автор сайта
Кристина Залозная
Филолог, переводчик (славянские языки); учитель русского, украинского языка и литературы.
Задать вопрос

Произведения русских писателей
Добавить комментарий

  1. Вероника Логинова

    Я очень понравилась статья. Она дает интересный анализ сказки Дикий помещик М. Е. Салтыкова-Щедрина. Она помогла мне лучше понять тему и получить новые знания о сказке. Спасибо автору за хорошую работу!

    Ответить