Анализ романа «Война и мир» (Л. Н. Толстой)

Анализ произведения

“Война и мир” — величайший роман Льва Николаевича Толстого, который безусловно является одной из наиболее значимых и уникальных работ в истории мировой литературы. Лев Николаевич Толстой сам по себе стал символом России в мире и является одним из самых узнаваемых имен в истории культуры.

Создать шпаргалку - нажми, чтобы скачать

Наверное, сложно найти человека, который хотя бы раз не слышал фамилии Толстого. Его вклад в литературу и философию оставил неизгладимый след, и его произведения до сих пор вдохновляют и волнуют читателей по всему миру.

Война и мир Л. Н. Толстой книги

“Война и мир” — это не просто рассказ о событиях эпохи наполеоновских войн, но и глубокий анализ человеческой природы, моральных дилемм, и поиска смысла жизни. Толстой умудрился создать удивительный мир, где переплелись судьбы множества персонажей, отражая многогранный характер России и человечества в целом.

Книга затрагивает темы любви, войны, семьи, веры и самопознания. Она вызывает в читателях глубокие размышления о ценностях жизни, о природе человека и о том, что действительно важно в этом мире.

История создания

История создания

Согласно историческим данным, Лев Толстой начал работу над “Войной и миром” в сентябре 1863 года. Изначально, писатель планировал начать повествование с событий 1856 года. Однако его видение романа постоянно менялось. Он рассматривал разные временные рамки для начала сюжета, включая восстание декабристов 1825 года. Но вскоре Толстой вернулся к идее начать рассказ с событий 1812 года, так как ему было важно охватить ранние годы жизни главных персонажей.

Поначалу, создание романа было сложным и длительным процессом. Лев Толстой потратил много времени на написание разных вариантов начала романа, и до нас дошло 15 различных вариантов этой части произведения. Более того, он несколько раз думал об отказе от этой идеи, считая, что не сможет передать всю сложность своего замысла на страницах текста.

Однако Толстой был настойчив и предан своему искусству. Он стремился понять, какую роль человек играет в исторических событиях. Для этого писатель активно изучал исторические документы и материалы, связанные с событиями 1812 года. Характеристики лидеров той эпохи, Александра I и Наполеона, были многозначными, и Толстой решил не придавать предпочтение чьей-либо субъективной оценке. Вместо этого он выразил свое собственное видение этих событий, основанное на его наблюдениях и анализе.

Одним из важных этапов в создании романа стала поездка Толстого к месту Бородинского сражения. Здесь писатель провел два дня, изучая местность и делая зарисовки. Это путешествие стало вдохновением для создания живописных описаний сражений и позволило ему глубже погрузиться в дух и атмосферу тех драматических событий.

В итоге, “Война и мир” стал грандиозным произведением, содержавшим 5200 страниц рукописного текста. Этот роман не только стал вершиной литературного мастерства Толстого, но и оставил неизгладимый след в истории мировой литературы, став вечным источником вдохновения и размышлений для поколений читателей.

Смысл названия романа

Название романа “Война и мир” Льва Толстого пронизано несколькими глубокими смыслами, которые раскрывают богатство его литературного наследия. В первую очередь, оно отражает переход от мирного времени к военному, символизируя изменение обстановки и жизненных обстоятельств героев. Однако за этим поверхностным смыслом скрывается глубокий философский подтекст.

Смысл названия романа

Для Толстого война всегда была воплощением самого страшного зла на Земле. Он видел в ней не только разрушение физических структур, но и калечение человеческих душ. Война унесла много жизней и принесла множество страданий. Поэтому в романе “Война и мир” война предстает как разрушительная сила, противопоставленная мирному сосуществованию людей.

Название “Война и мир” также можно интерпретировать как борьбу против войны ради мира. Толстой, через свой роман, призывает к осознанию бессмысленности войны и показывает, что истинное благо заключается в мире и гармонии между людьми.

Таким образом, название романа олицетворяет не только конфликт двух временных периодов, но и вечную борьбу между разрушением и гармонией, войной и миром в самых глубоких аспектах человеческой жизни и общества. Это название становится символом философской глубины произведения и призывом к размышлениям о ценности мира и его сохранении.

Жанр

“Война и мир” Льва Толстого – это произведение, которое сложно ограничить одним жанром, оно представляет собой настоящий жанровый многогранник. Однако, основным жанром, который легко выделить в этой эпической работе, является роман-эпопея.

Как тебе учеба? Нравится или нет?






Роман-эпопея – это жанр, характеризующийся большим объемом произведения и широкими масштабами отображаемых исторических событий и социальных проблем. В “Войне и мире” эти черты бесспорно присутствуют. Роман охватывает огромный период времени и описывает события от военных кампаний до повседневной жизни героев, позволяя читателю глубоко погрузиться в мир русского общества начала XIX века.

Жанр

В этом произведении также можно выявить черты исторического романа, поскольку оно активно использует реальные исторические факты, включая важные события и имена, такие как сражение при Бородино и Наполеон. Это придает роману глубину и аутентичность.

Социально-бытовой роман также присутствует в структуре “Войны и мира”. В нем описываются быт и обыденная жизнь различных социальных классов, начиная от аристократии и заканчивая крестьянством. Толстой красочно передает многообразие социальных слоев и их взаимодействие.

Философские аспекты также играют значительную роль в романе. Писатель задается вопросами о природе войны, смысле жизни, роли человека в истории. Это делает “Войну и мир” философским произведением, в котором Толстой выражает свое личное видение мира.

Важным элементом произведения является батальный роман, где детально описываются сражения и военные стратегии, придавая произведению эпический характер и наполняя его драматизмом.

Мемуары и хроники внесли свой вклад, позволяя Толстому создать ощущение документальности и достоверности событий.

Таким образом, “Война и мир” – это произведение, которое переплетает в себе множество жанров, что делает его настоящим литературным шедевром и позволяет читателю погрузиться в мир той эпохи и задуматься над вечными вопросами человечества.

Этот роман также относится к литературному направлению критического реализма, ибо в нем четко выражено критическое отношение к придворным лжепатриотам и социальным противоречиям своего времени.

Основная тема

Война

Одной из центральных и наиболее значимых тем в романе “Война и мир” Льва Толстого является историческая судьба русского народа в период военных потрясений начала XIX века. Толстой всегда выступал как яркий критик войн, понимая, что они приносят не только страдания и разрушение, но и глубокие социальные и нравственные проблемы.

В романе автор показывает, как война меняет человеческое мировоззрение. Люди, вынужденные участвовать в военных действиях и убивать своих собратьев, сталкиваются с нравственными дилеммами и теряют привычную жизненную уверенность.

Важной темой в произведении является также патриотизм. Война 1812 года выступает как событие, объединившее нацию в общем патриотическом порыве. Русское общество разных слоев и каст с единодушием стремится изгнать врага и защитить свою родину.

Важным аспектом основной темы является идея о том, что каждый человек должен жить в интересах своего народа и стремиться к истинной гармонии, отказываясь от эгоистичных стремлений к наживе и карьерным амбициям. Толстой призывает к любви к родине, к добрым помыслам и к единению с простым народом.

Проблематика

В романе “Война и мир” Льва Толстого прослеживается множество глубоких и актуальных проблем, которые оставались насущными в разные исторические эпохи и остаются важными и в наше время. Рассмотрим некоторые из них:

Иллюстрация к роману

  1. Проблема поиска смысла жизни. Судьба Андрея Болконского служит ярким примером борьбы за смысл жизни. Он начинает свой путь с мечтой о признании и славе, но военные события и потеря близких ставят его убеждения под сомнение. Андрей осознает, что война не приносит радости, и его поиски смысла становятся сложным и долгим путешествием.
  2. Проблема счастья. Пьер Безухов, другой важный персонаж, также стремится к счастью, но его поиски завершаются разочарованием. Отношения с другими людьми и мирской успех оказываются обманчивыми, и Пьер обретает смысл жизни только после многих трудностей и ошибок.
  3. Проблема лидерства и связи с народом. В романе явственно прослеживается идея о том, что истинный лидер должен быть связан с народом, разделять его интересы и ценности. Кутузов, как лидер, бережно относится к судьбам своих солдат и принимает решения, которые учитывают их благополучие. Это контрастирует с ложным патриотизмом, каким представлен граф Растопчин, который жертвует интересами народа ради своих амбиций.
  4. Проблема настоящего и фальшивого патриотизма. Роман поднимает важную проблему различия между истинным патриотизмом, проявляющимся в героизме простых солдат, и ложным патриотизмом, воплощенным в действиях графа Растопчина. Это напоминает о важности искренней преданности и заботы о своей родине, вместо бессмысленных жертв и бумажных заявлений.

Основная мысль

Великий роман “Война и мир” Льва Толстого пронизан глубокой философской идеей “народности”. Основная мысль этого произведения литературы заключается в убеждении, что истинная величина нации и культуры кроется в народе, в его массах, в множестве обычных людей. Автор утверждает, что каждый человек должен находить свое место в обществе, жить в интересах своего народа и стремиться к гармонии, отказываясь от жадности и карьеризма.

Салон Анны Шерер

Ценность романа “Война и мир” заключается в том, что он призывает к любви к родине и наставляет на добрые помыслы. Персонажи этого произведения, вне зависимости от своего социального статуса, проходят через личные превратности и разочарования, но в конечном итоге осознают, что истинное счастье и значимость жизни находятся в служении своему народу и в единстве с ним.

Толстой, через масштабное повествование и глубокие характеры героев, показывает, что величие России не сокрыто в исторических документах или в военных подвигах великих полководцев, а в ее народе, в его способности объединяться и бороться за общее благо. Эта основная мысль романа остается актуальной и вдохновляющей до сегодняшнего дня, напоминая нам о важности любви к родине и солидарности с сородичами.

Композиция

Роман “Война и мир” Льва Толстого поражает своей сложной и многогранной композицией, пронизанной временными промежутками, каждый из которых несет свой весомый смысл и развитие сюжета:

Война и мир Л. Н. Толстой

  1. 1 том (1805 год): Первый том романа устанавливает основные характеристики важных персонажей и вводит нас в события начала 19 века. Здесь мы знакомимся с главными героями и событиями, которые предвещают наступление военных действий. Этот том создает фундамент для дальнейшего развития сюжета.
  2. 2 том (1806–1811 год): Второй том фокусируется на жизненных трудностях и проблемах, с которыми сталкиваются герои во времена мира. Здесь автор поднимает вопросы об их внутреннем мире, моральных ценностях и жизненных выборах.
  3. 3 том (1812 год): Третий том, возможно, является наиболее кульминационным, поскольку он полностью посвящен Отечественной войне 1812 года. Описывая Бородинское сражение и его последствия, Толстой создает выдающуюся картину военных действий и их воздействие на героев.
  4. 4 том (1812–1813 годы): Четвертый том рассказывает о периоде после войны и наступлении мира. Это время, когда герои начинают прозревать и пересматривать свои ценности и приоритеты.
  5. Эпилог (1820 год): В завершении романа, в эпилоге, Толстой дает читателю взглянуть на долгосрочные последствия событий, перспективы и дальнейшие судьбы главных персонажей. Эпилог также служит площадкой для философских размышлений автора о природе войны, истории и роли личности в их развитии.

Конфликт произведения

Роман “Война и мир” Льва Толстого сложно свести к одному конкретному конфликту, так как он отражает сложную мозаику человеческих отношений и исторических событий. Но, несмотря на это, можно выделить несколько ключевых конфликтов, которые пронизывают всю повесть:

Дуэль

  1. Конфликт героев с жизнью. Главные персонажи романа – Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова и другие, сталкиваются с личными проблемами, стремлениями и недостатками жизни. Они ищут свой путь к счастью и смыслу, что часто приводит к внутренним конфликтам.
  2. Конфликт ценностей: патриотизм и лжепатриотизм. Роман поднимает важную тему настоящего и фальшивого патриотизма. Автор критикует тех, кто скрывается за маской патриотизма, но в действительности преследует свои собственные интересы, как это показано в образе графа Растопчина. С другой стороны, роман говорит о настоящем патриотизме, когда люди объединяются и сражаются за свою родину.
  3. Конфликт между войной и миром. В заглавии романа заключен этот глобальный конфликт. Толстой отрицательно относится к войне, которая приносит смерть и разрушение. Он представляет войну как противоестественное состояние, в противоположность миру, природе и гармонии. Однако Отечественная война 1812 года рассматривается как народная война, где все слои общества объединяются в защите родины.
  4. Конфликт временных эпох. Роман представляет конфликт между разными историческими эпохами – эпохой славы и величия и эпохой борьбы и страданий. Автор подчеркивает, что истинная величина нации проявляется не только в моменты славы, но и в трудные времена, когда общество объединяется ради выживания и защиты.

Главные герои и их характеристика

График отношений

Андрей Болконский

Андрей Болконский

Андрей Болконский – это молодой и благородный князь, представляющий собой образ идеалиста, стремящегося к высоким моральным ценностям в романе “Война и мир” Льва Толстого. Его характеристика включает в себя ряд особенностей.

Андрей всегда честолюбив и амбициозен в своих стремлениях к чему-то большему. Его мечта о военной славе и желание доказать свою ценность на поле битвы всегда стоят перед ним. Однако, несмотря на свои амбиции, он остается немногословным и сдержанным в проявлении эмоций. Эта сдержанность придает ему благородство и выделяет его среди других персонажей.

Андрей обладает несгибаемой волей и упорством, что позволяет ему преодолевать трудности и тяжести военной службы. Он не интересуется блеском и шумом светской жизни, предпочитая уединение и размышления о высших идеалах. Для него долг и честь всегда на первом месте, и он предан принципам честности и верности своим убеждениям.

В отношениях с Натальей Ростовой, Андрей проявляет идеализм и видит в ней идеал счастья. Однако судьба не благоволит им, и его жизнь принимает неожиданный оборот.

Наташа Ростова

Наташа Ростова

Наташа Ростова – это обаятельная и жизнерадостная юная графиня, чья жизнь и характер претерпевают значительные изменения.

С самого рождения Наташа окружена роскошью и заботой родителей, и хотя она может быть не классически красивой, ее обаяние лежит в ее живости, искренности и прекрасных душевных качествах. Ее спонтанность и жизнелюбие делают ее центром внимания в любой компании.

Обладая превосходным образованием и высоким происхождением, Наташа могла бы ожидать блестящей партии, но события войны радикально меняют ее жизнь. Она становится свидетельницей страшных последствий войны, что переворачивает ее жизненные ценности и убеждения. Наташа, некогда легкая и беззаботная, подобно мотыльку, начинает видеть важность простого человеческого счастья.

Ее брак с Пьером Безуховым, несмотря на его эксцентричность, становится символом ее стремления к истинному счастью. Она становится женой и матерью, находя утешение в роли хранительницы семейного очага.

Пьер Безухов

Пьер Безухов

Сын графа Кирилла Безухова, Пьер начинает свою жизнь как незаконнорожденный наследник, но позднее он признается законным наследником графа, что дарует ему огромное состояние. Его характер добр, доверчив, и он часто выглядит неуклюжим и неопытным в жизни. Пьер часто ставит честность и искренность во главу угла, несмотря на соблазны светского общества.

Неудачный брак с красавицей Элен Курагиной приводит к многочисленным трудностям и негативным последствиям, но война и потери, связанные с ней, начинают очищать душу графа. Пьер переосмысливает свое существование и находит смысл в жизни.

Его брак с Наташей Ростовой становится символом его внутреннего роста и трансформации. Пьер Безухов становится главой большой и дружной семьи, что отражает его способность к любви, состраданию и принятию других.

Второстепенные персонажи

Николай Андреевич Болконский

Николай Андреевич Болконский

Старший князь и бывший генерал-аншеф, Николай Андреевич отличается строгостью и требовательностью, особенно в отношении своих детей, Андрея и Марии. Он придает большое значение дисциплине и педантичности, считая, что таков должен быть образ родительской заботы и любви.

Внешне он представляет собой худощавого мужчину с проницательным взглядом и густыми бровями. Он не всегда проявляет свои чувства явно, но любит своих детей всей душой.

Мария Болконская

Мария Болконская

Мария провела свои молодые годы, заботясь о стареющем отце, и ее жизнь была далека от радостей и внешней красоты. Несмотря на отсутствие привлекательности во внешности, ее настоящей красотой были ее доброта, мягкость и искренняя забота о близких. Мария – это глубоко моральный человек с прочными убеждениями и высокими ценностями.

Ее знания в точных науках, полученные благодаря отцу, добавляют глубины ее характеру и делают ее одним из наиболее искренних и нравственных персонажей в произведении.

Илья Андреевич Ростов

Илья Андреевич Ростов

Илья Андреевич Ростов – это обаятельный и веселый граф, который с радостью приветствует каждый день, наслаждаясь жизнью и даря своей семье множество радостей. Его добродушность и открытость делают его обожаемым членом своей семьи и окружающего общества.

Он – преданный супруг и заботливый отец, которому невероятно важны благополучие и счастье его детей. Однако из-за своей излишней щедрости и расточительности, граф Ростов встречает трудности и печальные последствия для своей семьи. Смерть Пети, одного из его сыновей, оказывается для него тяжелым ударом, который временно омрачает его жизнь.

Николай Ростов

Николай Ростов

Николай Ростов – молодой и искренний человек, предан своей семье и Отечеству. Весьма добр и душевно близок к своим близким. Для него чувства к родным и родственникам всегда на первом плане. В начале романа, Николай испытывает нежные чувства к кузине Соне, что добавляет сложности и драматизма его жизни.

Как патриот России, Николай Ростов с гордостью и отвагой служит своей стране во время войны. Он считает это своим долгом перед Россией и готов отстаивать свою Родину. После смерти отца, Николай принимает ответственность за финансовое положение своей семьи и, взяв отставку, предпринимает усилия для улучшения их финансового положения.

Вера Ростова

Вера Ростова

Вера Ростова – строгая и независимая девушка, которая не стесняется выражать свои мнения и замечания в обществе, даже если они могут быть неуместными. Ее холодное и равнодушное поведение к окружающим иногда может создавать ощущение отчуждения.

Вера не является типичной представительницей своего класса. Ее отношения с матерью и сестрой, включая Наташу, являются напряженными из-за ее независимого характера и нежелания принимать участие в повседневных общественных обрядах и ожиданиях. Эта независимость может показаться бунтарской в контексте социальных норм той эпохи.

Петя Ростов

Петя Ростов

Петя Ростов – самый младший из детей Ростовых и его смерть стала горькой трагедией для семьи. Его характер характеризуется открытостью, добротой, искренностью и романтичностью, что делает его невинной и трогательной фигурой в романе.

Порыв и решимость Пети отправиться на войну вопреки родительскому запрету свидетельствует о его смелости и желании проявить себя в качестве воина. Трагическая гибель мальчика на фронте в его первом сражении подчеркивает жертвенность и страшные последствия войны для молодых и невинных жизней. Смерть Пети оставляет боль и скорбь в сердцах его близких.

Соня

Соня

Соня – это тихая, скромная и добрая девушка, чья преданность и жертвенность в любви делают ее одной из самых трогательных фигур в романе. Ее мягкие черты лица отражают ее доброту и нежность. Она давно влюблена в своего кузена Николая и готова пожертвовать собой ради его счастья.

Соня не только искренне любит Николая, но и проявляет выдающуюся жертвенность, когда узнает о чувствах Николая к Марии Болконской. Она отпускает его, предоставляя ему возможность преследовать свою настоящую любовь.

Не сумев найти свое собственное счастье в любви, Соня остается в доме Ростовых, продолжая оказывать поддержку членам семьи.

Элен Курагина

Элен Курагина

Элен Курагина – это женщина, чья красота и обаяние сразу же привлекают внимание всех вокруг. Она является настоящей царицей петербургского высшего общества, и ее обольстительная улыбка способна покорить сердца многих мужчин.

Однако, несмотря на свою красоту, Элен не выделяется умом и образованностью. Ее целью является нажива богатства, и она готова использовать свои женские прелести, чтобы добиться своих целей. Она безнравственна, бездушна и пуста внутри, что делает ее персонажем, противоположным многим другим героям романа, которые ценят доброту и нравственные ценности.

Элен обладает умением налаживать необходимые связи и заводить полезные знакомства, что помогает ей в достижении своих амбициозных целей. Ее персонаж служит примером того, как красота и обаяние могут быть использованы для достижения собственных интересов, независимо от моральных убеждений.

Анатоль Курагин

Анатоль Курагин

Анатоль Курагин – это мужчина, который обладает такой же заразительной красотой и харизмой, как и его сестра Элен. Он живет жизнью, полной безраздельных удовольствий и острых ощущений, бездумно и глупо проводя каждый день.

Анатоль – это человек без принципов и моральных устоев. Он не чувствует ответственности за свои поступки и не стесняется проводить время в пьянках и дебошах. Женщины – постоянный объект его внимания, и он часто увлекается новыми романами.

Несмотря на свое семейное положение и обязательства перед семьей, Анатоль даже пытается похитить Наташу Ростову и взять ее себе в жены. Его характер и поступки ставят его в яркий контраст с другими героями, которые соблюдают нравственные ценности и ответственность за свои действия. Анатоль представляет собой образ развязного и беспечного индивида, несущего разрушение вокруг себя.

Федор Долохов

Федор Долохов

Федор Долохов, офицер Семеновского полка, отличается отвагой и готовностью к риску. Он не боится смело вступать в опасные ситуации и даже провоцировать их. Эта решительность и храбрость делают его видным и уважаемым офицером.

Однако, в его характере также присутствует цинизм, честолюбие и эгоизм. Он не всегда следует нормам и правилам общества, а иногда даже нарушает их. Его стремление к личной выгоде и успеху могут придавать ему эгоцентричный вид.

Интересно, что Федор Долохов имеет и совершенно другую сторону своей личности, которая раскрывается в кругу семьи. Он обладает способностью глубоко любить и заботиться о близких, в частности, о матери и сестре. В семейной обстановке он становится совершенно другим человеком, проявляя свою любящую и заботливую сторону.

Краткое содержание романа «Война и мир» Л.Н. Толстого

Пьер Безухов на балу

Том 1

Том 1 “Войны и мира” представляет собой многогранный взгляд на жизнь и события 1805 года, разделенный на “мирные” и “военные” сюжетные линии. В первой части и начале третьей мы окунаемся в атмосферу Москвы, Петербурга и Лысых Гор, где сияет общество, сверкают искры взаимоотношений и кипит жизнь. Здесь знакомимся с яркими героями – Андреем Болконским, Наташей Ростовой, Пьером Безуховым, Николаем Ростовым, Соней и многими другими.

Во второй части и финальных главах третьей части первого тома, Толстой переносит нас на поле сражений, где русско-австрийская армия сталкивается с могущественным Наполеоном. Эти главы пронизаны живописными красками военных действий, открывая перед нами настоящую драму войны. Шенграбенское сражение и битва под Аустерлицем, становятся важными моментами этой части повествования.

Весь первый том “Войны и мира” обогащает наше понимание разнообразия русской жизни перед войной. Толстой не только рассказывает нам о событиях, но и разыгрывает перед нами широкий спектр социальных групп и семей, позволяя нам погрузиться в этот мир. Война, которая завершает этот том, несет в себе не только поражение русских войск, но и символизирует крах надежд, который переплетается с судьбами главных героев.

Том 2

Второй том “Войны и мира” отличается от предыдущего тома и является вполне “мирным”, охватывая события в период с 1806 по 1811 годы, когда мирные события переплетаются с важными историческими событиями. В жизни героев приходят изменения, меняя их мировоззрение и навязывая новые взгляды на мир и жизнь.

Второй том начинается с возвращения Андрея Болконского домой после смерти его жены и следует за его разочарованием в жизни. Но жизнь преображается для него, когда он встречает и влюбляется в Наташу Ростову. Это время также связано с увлечением Пьера масонством и его стремлением улучшить положение крестьян в своих поместьях.

Особое внимание уделяется событиям, которые влияют на судьбы других героев: первому балу Наташи Ростовой, проигрышу Николая Ростова, охоте и святкам в Отрадном, имени Ростовых. Наташа также оказывается в центре событий, связанных с неудачной попыткой ее похищения Анатолем Курагиным и отказом выйти замуж за Андрея.

Завершает этот том символическое явление – появление кометы над Москвой, что становится предвестником ужасных событий в жизни героев и всей России, которые предстоит пережить в следующей, третьей части произведения – войне 1812 года.

Том 3

Третий том “Войны и мира” представляет собой эпический рассказ о военных событиях 1812 года и их воздействии на жизнь русского народа всех сословий. Он является ключевым в романе и подчеркивает тему национального единства и борьбы народа против иностранного вторжения.

3 том

Первая часть третьего тома фокусируется на вторжении французских войск на русскую территорию и подготовке к Бородинскому сражению. Вторая часть представляет само Бородинское сражение, которое является эмоциональным и кульминационным моментом не только этой части, но и всего романа. Множество центральных персонажей (Андрей Болконский, Пьер Безухов, Денисов, Долохов, Анатоль Курагин и другие) пересекаются на поле битвы, подчеркивая единство народа в борьбе против внешнего врага.

Третья часть описывает сдачу Москвы французам, столицы в огне и хаосе после пожара. Однако самой трогательной сценой этой части является встреча Наташи и смертельно раненого Андрея Болконского, который до сих пор любит ее. Завершается том неудачной попыткой Пьера убить Наполеона и его последующим арестом французами.

В этом томе особое внимание уделяется авторским размышлениям, где Лев Толстой размышляет о природе войны, роли лидеров и обычных солдат. Он подчеркивает стихийность и непредсказуемость войны, подчеркивая, что ее невозможно полностью контролировать.

Том 4

Четвертый том “Войны и мира” вводит нас в события Отечественной войны во второй половине 1812 года, одновременно погружаясь в мирную жизнь главных персонажей в Москве, Петербурге и Воронеже. В этом томе описываются множество военных событий: бегство французской армии из разграбленной Москвы, Тарутинское сражение и партизанская война русской армии против французов. “Военные” главы контрастируют с “мирными” частями тома, где автор обращает внимание на мнения аристократии относительно военных событий и их отдаленность от народных интересов.

В этом томе происходят ключевые события в жизни героев. Николай и Марья понимают, что они влюблены друг в друга, Андрей Болконский и Элен Безухова умирают, Петя Ростов погибает, а Пьер и Наташа начинают задумываться о своем возможном совместном счастье. Однако центральной фигурой четвертого тома становится простой солдат – Платон Каратаев, который выступает в романе воплощением всего, что истинно русское. Его слова и поступки выражают мудрость крестьянской философии, носителями которой являются простые люди, и на которую пытаются взглянуть главные герои “Войны и мира”.

Эпилог

Эпилог произведения “Война и мир” Толстого становится своеобразным эпилогом не только для героев, но и для всей истории и человечества. В 1819-1820 годах, спустя семь лет после Отечественной войны, жизни героев романа продолжают развиваться. В их судьбах происходят как положительные, так и отрицательные изменения: свадьба Пьера и Наташи, рождение их детей, смерть графа Ростова и финансовые трудности у семьи Ростовых, свадьба Николая и Марьи, рождение их детей, а также воспитание Николеньки, сына Андрея Болконского, в котором виден характер его отца.

Однако вторая часть эпилога выходит за пределы личных историй героев. Автор начинает размышления об исторических событиях, роли отдельных личностей и целых народов в ходе истории. Он приходит к выводу, что история подчиняется неким необъяснимым законам случайных взаимодействий и связей. Это проявляется в сцене собрания большой семьи, где Ростовы, Болконские и Безуховы оказываются вместе, подчеркивая, что непостижимый закон исторических связей является основной силой, направляющей события и судьбы героев в романе.

Таким образом, эпилог не только заканчивает судьбы героев, но и предостерегает читателя от чрезмерной уверенности в предсказуемости исторических событий, подчеркивая их сложность и непредсказуемость.

Критика

Критика романа “Война и мир” Льва Толстого разнообразна и полна контрастов, что подчеркивает многогранность и глубину этого произведения:

  1. Иван Тургенев, выдающийся русский писатель и литературный критик, выразил свой восторг по поводу романа, назвав его произведением выдающегося мастерства. Он особо выделил третий том как шедевр и подчеркнул, что произведение Толстого уникально и, возможно, лучше всего, что когда-либо написано на русском языке.
  2. Дмитрий Писарев, другой известный литературный критик, также отметил величие романа и его значимость как зеркала русского общества и культуры того времени. Он подчеркнул стремление Толстого быть точным и правдивым в описании социальных и исторических реалий.

Однако несмотря на высокие оценки, роман вызвал и критику:

  1. Петр Вяземский подчеркнул, что в романе трудно разграничить историю и роман, и это, по его мнению, ослабляет его ценность.
  2. Александр Норов, бывший участник Бородинской битвы, выразил свое негодование в связи с тем, как Толстой изобразил события войны, считая, что это умаляет подвиги солдат и офицеров.

Тем не менее, роман “Война и мир” завоевал свое место в мировой литературе и остается одним из самых значительных произведений на русском языке.

Выводы

Роман “Война и мир” впечатляет своей многогранностью и масштабностью. Он объединяет в себе как “мирные” аспекты жизни русского общества того времени, так и “военные” события эпохи войн Наполеона. Эта уникальная комбинация делает произведение несомненно великим и согласно мнению многих критиков, лучшим на русском языке.

Толстой мастерски воссоздал облик России начала XIX века, передавая множество деталей из жизни того времени, начиная с быта аристократии и заканчивая военными стратегиями и тактикой.

Автор тщательно разработал характеры своих героев и следил за их эволюцией на протяжении всего произведения. Это позволяет читателю глубже понять мотивы и внутренний мир каждого персонажа.

Толстой предлагает своеобразный взгляд на исторические события, подчеркивая их стихийность и непредсказуемость. Это вызвало как похвалу, так и критику со стороны разных литературных историков.

Несмотря на то, что произведение описывает события двух веков назад, оно остается актуальным и читается с интересом современными читателями. Роман поднимает важные вопросы человеческих ценностей, нравственности и смысла жизни.

Персонажи романа
Андрей Болконский
1
Пьер Безухов
1
Элен Курагина
1
Наташа Ростова
0
Николай Андреевич Болконский
0
Мария Болконская
0
Илья Андреевич Ростов
0
Николай Ростов
0
Вера Ростова
0
Петя Ростов
0
Соня
0
Анатоль Курагин
0
Федор Долохов
0
Произведения русских писателей
Добавить комментарий