Валерий Яковлевич Брюсов

Биография писателей

Александр Блок, великий поэт Серебряного века, смотрел на Валерия Брюсова с глубоким восхищением и уважением. Когда Блок перечитал произведения Валерия Яковлевича, он почувствовал себя недостойным даже попытаться рецензировать творчество этого гения, не говоря уже о том, чтобы публиковаться с ним в одном и том же журнале.

Создать шпаргалку - нажми, чтобы скачать

Брюсов, главный поэт Серебряного века, был великим мастером слова, чьи стихи всегда вызывали трепет и восхищение. Его произведения, цитируемые и любимые читателями и сегодня, обладали непередаваемой магией. В них он раскрывал глубокие философские и эстетические идеи, вдохновляя своих современников и будущие поколения литераторов.

Многие видели в Брюсове мессию слова, человека, нисходившего на бумагу хитросплетенные строки, предвещавшие новые витки литературы. Он был основоположником русского символизма и предтечей акмеизма, вдохновившим многих почитателей и последователей, а также критиков, которые пытались его недооценить.

Важно отметить, что Валерий Яковлевич был не только великим поэтом, но и талантливым писателем, переводчиком и журналистом. Его многогранный талант проявился в разных областях литературы и искусства. Его произведения “Август”, “Прощаю все”, “Я люблю”, “Первый снег” и многие другие, стали классикой и бессмертными образцами литературного искусства.

Детство и юность

Родившись 1 (13) декабря 1873 года в Москве, В. Брюсов был членом купеческой семьи, где культура и образование занимали важное место.

Его дед по отцу, Кузьма Андреевич Брюсов, переживший крепостную неволю, смог сделать успешную карьеру и стать купцом 2-й гильдии. Дед по матери, Александр Яковлевич Бакулин, также был купцом и проявил интерес к литературе, становясь самоучкой в баснописании.

Отец поэта, Александр Кузьмич, был страстным самоучкой и читателем работ Карла Маркса, Чарльза Дарвина и Генри Томаса Бокля. Он также питал симпатию к революционному движению, что нашло свое отражение в портретах Н.Г. Чернышевского и Д.И. Писарева, висевших над его столом.

Мать Валерия, Матрена Александровна, хотя и заботилась о своем сыне, не играла существенной роли в его духовном развитии.

Рано научившись читать, маленький Валерий проводил много времени в библиотеке отца, где его заботили приключенческие романы Жюля Верна и Джеймса Фенимора Купера, а также биографии великих ученых, путешественников и изобретателей.

Страсть к сочинительству пробудилась в юном поэте очень рано, и в четыре года он уже написал свою “комедию” под названием “Лягушка”. С шести лет Валерий начал изучать французский язык и арифметику. Он был явным любимцем своей семьи и рос в атмосфере всеобщего обожания, что, безусловно, сказалось на его дальнейшем творчестве и формировании личности.

Образование

Гимназия Поливанова

Еще в раннем детстве Брюсов начал свой путь к знаниям в лучших частных школах Москвы.

Сначала молодой Валерий учился в классической гимназии Ф. И. Креймана, где, однако, был отчислен через четыре года из-за своей активной пропаганды атеизма. Уже на тот момент проявлялась его непростая, нонконформистская натура, готовая высказывать собственное мнение даже в таком юном возрасте.

После этого он продолжил свое образование в гимназии Л. И. Поливанова. Брюсов проявил интерес к математическим наукам и с каждым днем совершенствовал свои знания в этой области.

Однако настоящей вершиной его образования стал историко-филологический факультет Московского университета. Здесь он погрузился в мир литературы, филологии и истории, раскрывая свой талант и страсть к письму. Университетская атмосфера, богатство знаний и обмен идеями несомненно оказали глубокое воздействие на его будущее творчество.

Как тебе учеба? Нравится или нет?






Творческий путь и карьера

Творческий путь Валерия Яковлевича Брюсова обрел своеобразное начало в 1881 году, когда он впервые взялся за перо и начал писать стихи. Однако истинное обретение своего поэтического почерка и осознанное развитие его творчества начались лишь в 1892 году, когда он познакомился с французскими символистами.

«Юность гения» (1890-е – 1899)

В 1893-99 гг. Брюсов был студентом историко-филологического факультета Московского университета и начал свое знакомство с французскими символистами, что оказало ключевое влияние на его будущее творчество.

Важной чертой этого времени было решение развивать символизм в русской литературе. Брюсов, пытаясь придать русской поэзии новые грани и глубины, создал собственные стихи и переводил произведения других авторов.

В 1894-95 годах под псевдонимом Валерия Маслова он издал три сборника под названием “Русские символисты”, где публиковал свои стихи и переводы, поднимая темы борьбы с устаревшим миром и желание создать новый, символический мир.

В 1895 году он выпустил сборник стихов под названием “Chefs d’oeuvre” (“Шедевры”). В это время молодой Брюсов проявлял свою самовлюбленность и чувство превосходства над обыденностью, что отразилось и в его дневнике, где он писал: “Моя юность – юность гения”. В первом сборнике и раннем творчестве характерными были темы борьбы с устаревшим миром, стремление уйти от буднего и создать новую, символическую реальность, аналогичную той, что нашел в произведениях французских символистов.

Молодой поэт также активно экспериментировал с формой и рифмой стиха. Примером стал скандальный моностих “О закрой эти бледные ноги” (1895), который вызвал разнообразные толкования и видения среди литературной общественности, от издевательства над поэзией до эротических подтекстов и библейских мотивов.

После окончания университета Брюсов начал работу в журнале “Русский архив” и сблизился с Бальмонтом. С 1899 года он возглавил издательство “Скорпион”, продолжая активно влиять на литературный мир своим символическим видением и творчеством.

Дореволюционный период (1900-1917)

Дореволюционный период в жизни и творчестве Валерия Яковлевича Брюсова, охватывающий 1900-1917 годы, был насыщен активной литературной и издательской деятельностью, а также важными изменениями в его стиле и мировоззрении.

Брюсов славился не только своими стихами, но и активной ролью в издательском мире. После “Скорпиона” он присоединился к альманаху “Весы”, который был одним из ведущих журналов русского символизма. Здесь он продолжил раскрывать свое символическое видение мира и привносить его в русскую литературу.

Каждые три года Брюсов выпускал новый сборник стихов. “Третья стража” (1900) получила высокую оценку в творческой среде. “Граду и миру” (1903) и “Венок” (1906) отражали его интерес к образу города и гражданской лирике. Однако последующие сборники, – “Все напевы” (1909) и “Зеркало теней” (1912), – отличались камерностью, задушевностью и простотой выражения мыслей и чувств.

Первая мировая война столкнула Брюсова с новыми вызовами. Он ушел на фронт как корреспондент и создал патриотические стихи, отражающие духовный подъем в стране. Однако этот оптимизм вскоре уступил место предчувствиям гибели современного общественного строя.

В период Первой русской революции 1905-1907 годов, Брюсов написал драму “Земля” (1904), которая рассматривала тему гибели человечества, и новеллу “Последние мученики” (1906), описывающую конец жизни русских интеллигентов.

Советский период (1917-1924)

Революция 1917 года и установление новой власти в России были приняты Брюсовым с воодушевлением. Этот энтузиазм нашел свое отражение в его поэтических трудах, которых появилось целых пять новых сборников стихов. Он также активно занимался переводческой деятельностью, просветительством и преподавательской работой, читая лекции по литературе и истории в Московском университете.

Брюсов принимал активное участие в формировании различных советских литературных и поэтических объединений, что подчеркивает его важную роль в интеллектуальной жизни страны. В период с 1919 по 1921 годы он возглавлял Всероссийский союз поэтов, продвигая литературные и поэтические инициативы.

Создание Литературно-художественного института в 1921 году и его руководство им как ректором стали важными шагами в развитии образования и культуры. Брюсов также получил ученое звание профессора, что отражает его значимость как образователя и наставника.

Поздние стихи Брюсова в этот период были отмечены воспеванием нового советского строя, интересом к научным открытиям как источнику вдохновения и поисками новых звучаний и стихотворных форм.

Последние годы жизни

 

С приходом большевиков к власти в 1917-1919 годах, Брюсов взял на себя ответственность как руководитель Комитета по регистрации печати. Это была нелегкая эпоха для интеллигенции, но Брюсов, всегда стоявший на позициях культурного развития, старался способствовать сохранению и развитию литературного творчества в сложных условиях революции.

В 1919-1921 годах он был назначен председателем Президиума Всероссийского союза поэтов, что подчеркивает его важное место в литературной общественности. С организацией Высшего литературно-художественного института в 1921 году, Брюсов стал его ректором и профессором, продолжая делиться своими знаниями и опытом с молодыми поколениями литераторов.

Однако, несмотря на активную деятельность, жизнь Брюсова омрачила болезнь. Он скончался 9 октября 1924 года от воспаления легких. Похоронили великого поэта на Новодевичьем кладбище в Москве. На его могиле был установлен монумент с его портретом.

Личная жизнь

О личной жизни Валерия Яковлевича Брюсова известно довольно мало, так как поэт предпочитал сохранять ее в частной сфере. Однако, есть некоторая информация о его единственном браке.

Валерий Яковлевич вступил в брак всего один раз, и его избранницей стала Иоанна Рунт. По происхождению она была полькой или, возможно, родом из Чехии. Их союз был прочным и долгим, и несмотря на то, что паре не удалось завести детей, они оставались верными друг другу на протяжении всей жизни.

Иоанна Рунт была не только супругой Брюсова, но и верным спутником и партнером поэта. Она помогала ему в систематизации его творчества и временами даже работала в качестве его личного секретаря. Их близкие отношения и совместная деятельность в значительной мере способствовали творческому росту Валерия Яковлевича Брюсова.

Значение творчества

Творчество Валерия Брюсова имеет особое и поистине значимое место в истории русской литературы. Он вступил в нее как поэт-новатор, и его вклад в развитие символизма в России признан неоспоримым и важным.

Брюсов сыграл ключевую роль в утверждении символизма как высокого стиля русской поэзии. Его работы стали яркими образцами символистской эстетики, и он активно пропагандировал этот художественный подход в литературных кругах.

Обладая обширными энциклопедическими знаниями и стремлением к эстетической совершенности, Брюсов смело экспериментировал со стихотворными размерами, стопами и метром. Он погружался в психологические тайны человека и создавал абстрактные метафоры, чтобы придать своей поэзии уникальное и глубокое звучание.

Суть его творчества заключалась в поиске новых форм и выразительных средств, в создании поэзии, которая была бы не только красивой, но и загадочной, полной символов и многозначных образов. Его поэзия стала популярной и вдохновила многих поклонников и последователей.

Интересные факты

  • С ранних лет Брюсов был азартным игроком, что было унаследовано им от отца. Отец писателя проиграл все семейное состояние на тотализаторе, и эта склонность к азартным играм оказала влияние на юного Валерия.
  • Валерий Яковлевич был ярым атеистом, и это было нечто невероятное для того времени. Его открытая атеистическая позиция отличалась от преобладавшей религиозной атмосферы.
  • Поэт увлекался коллекционированием и собирал марки.
  • Первое стихотворение Валерий Яковлевич сочинил уже в 8 лет, продолжая развиваться и совершенствоваться в стихоплетении в 13 лет. Однако, первые серьезные произведения были написаны им только после окончания гимназии.
  • В зрелые годы авторитет Валерия Яковлевича был настолько велик, что к его мнению и критике прислушивались даже его идеологические противники.

Выводы

  1. Брюсов был одним из ведущих представителей русского символизма и считается основоположником этого литературного направления в России. Его поэзия отличалась сложными символами, абстрактными образами и глубокой философской загадочностью.
  2. Он был выдающимся поэтом, прозаиком и переводчиком. Его талант выражался не только в стихах, но и в прозе, исследованиях, и переводах, что сделало его фигурой многогранной и влиятельной в русской литературе.
  3. Брюсов обладал обширными знаниями и культурным багажом, что нашло отражение в его произведениях. Его стихи и тексты пронизаны ссылками на различные области знаний.
  4. Брюсов был активным издателем и редактором, содействуя публикации и популяризации литературных произведений других авторов.
  5. Валерий Яковлевич Брюсов был признанным авторитетом в литературных кругах своего времени. Его мнение и критику учитывали и уважали как внутри символистской школы, так и среди литературных оппонентов.
  6. Брюсов был в браке с Иоанной Рунт, которая была его верным супругом и помощницей в литературной деятельности.

Произведения русских писателей
Добавить комментарий

  1. Елена Ткаченко

    Эта страница действительно помогла мне узнать больше о Валерии Яковлевиче Брюсове. Было очень интересно узнать больше о его творчестве и жизни. Великолепная работа!

    Ответить