Краткое содержание «Кому на Руси жить хорошо»

Краткие содержания
“Кому на Руси жить хорошо” Николая Некрасова – это известная поэма, известная своей патриотической темой. На этой странице вы найдете краткое содержание по главам и пересказ онлайн, чтобы погрузиться в образ России и народной борьбы.

Некрасов написал поэму “Кому на Руси жить хорошо”, которая повествует о путешествии семи крестьян по России в поисках счастливого человека. Это произведение было создано в период с конца 60-х до середины 70-х годов XIX века, после принятия Александром II реформ и отмены крепостного права. В нем рассказывается о новом обществе после реформ, где не только многие старые пороки не исчезли, но и появились новые. По задумке Некрасова, путешественники должны были достичь Петербурга в конце своего пути, но из-за болезни и скоропостижной смерти автора поэма осталась незаконченной.

Создать шпаргалку - нажми, чтобы скачать

“Кому на Руси жить хорошо” написано в белом стихе и стилизовано под русские народные сказания. Ниже предлагаем ознакомиться с кратким содержанием по главам этого произведения.

Место и время событий

События поэмы разворачиваются в различных сельских поселениях России XIX века. Особенно активно происходят после отмены крепостного права в 1861 году.

Главные герои

  • Роман, Демьян, Лука, Иван и Митродор Губины, Пахом и Пров — семеро крестьян, которые решили отыскать удачливого человека.

Другие персонажи

  • Ермил Гирин – первый человек, который претендовал на звание счастливца. Он был честным бурмистром, которого крестьяне очень уважали.
  • Матрёна Корчагина (Губернаторша) – крестьянка, известная в своей деревне как «счастливица».
  • Савелий – дед Матрёны Корчагиной мужа. Он был столетним старцем.
  • Князь Утятин (Последыш) – старый помещик, известный своим упрямством. Его семья утаила от него информацию о отмене крепостного права по сговору с крестьянами.
  • Влас – крестьянин и бурмистр деревни, которая раньше принадлежала Утятину.
  • Гриша Добросклонов – семинарист и сын дьяка, который мечтал освободить русский народ. Его образ был вдохновлен революционным демократом Н. Добролюбовым.

Краткое содержание

Часть 1

Пролог

На «столбовой тропе» собрались семь мужчин: Роман, Демьян, Лука, братья Губин (Иван и Митродор), старик Пахом и Пров. Уезд, из которого они родом, называется автором Терпигоревым, а «соседние деревни», из которых родом мужчины, называются как Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово и Неурожайко, таким образом, в поэме используется художественный прием употребления «говорящих» названий.

Мужики сошлись и заспорили:
Кому живется весело,
Вольготно на Руси?

Каждый из них настаивает на своем убеждении. Один утверждает, что самое комфортное существование уходит помещику, другой – чиновнику, третий – священнику, а остальные – «пузатому купцу», «важному боярину, верховному министру» или же царю.

С виду кажется, что крестьяне нашли клад на дороге и теперь делят его между собой. Крестьяне уже и забыли, по каким делам они вышли из дома (один шел крестить ребенка, другой на базар…), и идут неизвестно куда, пока не наступает ночь. Только тут крестьяне останавливаются и, «свалив беду на лешего», садятся отдохнуть и продолжить спор. Вскоре дело доходит до драки.

Роман тузит Пахомушку,
Демьян тузит Луку.

Драка переполошила весь лес, разбудила эхо, встревожила животных и птиц, мекает корова, кукует кукушка, пищат птенцы, лиса, подслушивающая крестьян, решает удалиться подальше.

А тут еще у пеночки
С испугу птенчик крохотный
Из гнездышка упал.

По окончании драки, мужчины обращают внимание на этого птенчика и ловят его. Птичке легче, чем мужчине, – так говорит Пахом. Если бы у него были крылья, он бы пролетел всю Русь, чтобы узнать, кому лучше всего живется на ней. «Не надо бы и крылышек», – добавляют другие, им бы только хлеба и «по ведру бы водочки», а еще огурчиков, кваску и чайку. Тогда бы они всю «Русь-матушку ногами перемеряли».

Пока мужчины разговаривают таким образом, к ним подлетает пеночка и просит отпустить ее птенчика на свободу. В обмен она предложит все, чего мужчины желают.

Мужчины соглашаются, а пеночка указывает им, куда идти в лесу, чтобы найти коробку со скатертью-самобранкой. Затем она заклинает их одежду, чтобы она не рвалась, лаптями не разбивалась, портянки не портились, и вошь не приставала к их телу. После этого пеночка улетает «со своим родным птенчиком». Прощаясь с мужчинами, пеночка предупреждает их, что они могут спрашивать сколько угодно еды со скатерти-самобранки, но не могут просить больше ведра водки в день:

И раз и два – исполнится
По вашему желанию,
А в третий быть беде!

Крестьяне спешат в лес, где действительно находят скатерть-самобранку. Будучи радостными, они устраивают пир и клянутся, что не вернутся домой, пока не узнают, «кому живется счастливо, вольготно на Руси».

Так начинается их путешествие.

Как тебе учеба? Нравится или нет?






Глава 1. Поп

Дорога тянется далеко, окруженная березами. По ней чаще всего встречаются простые люди – крестьяне, мастера, нищие, солдаты. Путники не задают им вопросов: какое счастье иметь здесь? К вечеру мужики встречают священника. Они загораживают ему путь и поклоняются ему. В ответ на безмолвный вопрос священника: что они хотят, Лука рассказывает о споре, который они задумали, и спрашивает: “Сладка ли жизнь поповская?”.

Священник долго размышляет, а затем отвечает, что так как ропотать на Бога – грех, он просто расскажет мужикам о своей жизни, и они сами поймут, хорошо ли она.

По словам священника, счастье заключается в трёх вещах: «покой, богатство, честь». Но покой чужд священнику: его священство приходится обретать исключительно через труд, а затем начинается служение, которое также является тяжёлым испытанием: страдания сирот, крики вдов и стоны умирающих сомнительно способствуют психологическому покою.

С почётом обстоит дело не лучше: священник становится предметом насмешек простого народа, при нём рассказываются непристойные сказки, анекдоты и выдумки, которые наносят вред не только самому священнику, но и его жене-попадью, и детям.

Так же обстоит и дело с богатством: да, бывали времена, когда дворяне уважали священника, устраивали роскошные свадьбы и приезжали умирать в свои имения — тогда у священника была работа, но теперь «помещики разбросаны по далёким землям».

И вот выходит так, что священник довольствуется редкими медными монетами:

Крестьянин сам нуждается,
И рад бы дать, да нечего…

По завершении своей речи, священник покидает место, а ссорящиеся люди обращаются к Луке со словами осуждения. Они единым фронтом обвиняют его в глупости, в том, что ему показалось, будто пасторский дом имеет свободную обстановку, но Лука не смог рассмотреть это глубже.

Крестьяне, вероятно, намеревались наказать Луку, но к его удаче, на изгибе дороги, снова появилось «лицо попово строгое»

Глава 2. Сельская ярмонка

Мужчины продолжают путь, и их дорога проходит через пустующие деревни. В конце концов, они встречают старика и спрашивают у него, куда пропали жители.

Ушли в село Кузьминское,
Сегодня там и ярмонка…

Тогда путешественники решают отправиться на ярмарку тоже – вдруг именно там находится тот, «кто счастливо живет»?

Кузьминское – богатое, хотя и грязное село. В нем есть две церкви, училище (закрытое), грязная гостиница, и даже фельдшер. Поэтому здесь проходит богатая ярмарка, и здесь больше всего кабаков, «одиннадцать кабатчиков», и они не успевают обслужить всех желающих:

Ой жажда православная,
Куда ты велика!

Вокруг много пьяных. Мужчина ругается на сломанный топор, рядом старик Вавила расстраивается. Он пообещал привезти своей внучке новые башмачки, но потратил все деньги на выпивку. Люди сочувствуют ему, но никто не может помочь – у всех самих нет денег. К счастью, появляется доброжелательный Павлуша Веретенников, который покупает башмачки для внучки Вавилы.

Торгуют на ярмарке книготорговцы, но пользуются спросом только самые низкопробные книги, а также портреты толстых генералов. Но автор надеется, что настанет время, когда мужчина:

Белинского и Гоголя
С базара понесет?

К вечеру все так напьются, что даже церковь с колокольней кажется шатается, и мужчины покидают село.

Глава 3. Пьяная ночь

Ночь наступила молчаливая и спокойная. Мужчины идут по грунтовой дороге и слышат фрагменты разговоров, которые не принадлежат им. Речь идет о государственных служащих и взятках: «А мы полтинник писарю: прошенье изготовили», и также звучат женские голоса, которые молят о любви. Один пьяный парень решает похоронить свою одежду, заявляя, что он «хоронит матушку». На дорожном указателе путешественники встречают Павла Веретенникова вновь. Он разговаривает с крестьянами, записывает их песни и пословицы. После некоторого времени записи Веретенников критикует крестьян, сказав, что они слишком много пьют – «обидно поглядеть!». Однако ему возражают, говоря, что крестьянин пьет в основном из-за горя, и осуждать это или завидовать – грех.

Имя тому, кто возражал, – Яким Нагой. Павлуша также фиксирует историю Якима в своей книжке. В своей молодости Яким приобрел сыну множество лубочных картинок и сам с удовольствием рассматривал их. Когда произошел пожар в его избе, он сразу же бросился спасать картинки, и в результате весь его накопленный капитал, тридцать пять целковых, сгорел. Теперь ему выдали 11 рублей за слитый комок.

После прослушивания историй, все странники садятся отдохнуть и восполнить силы. При этом один из них, по имени Роман, остается охранять ведро с водкой, а остальные снова смешиваются с толпой и продолжают поиски счастья.

Глава 4. Счастливые

Путешественники гуляют среди толпы и просят появится счастливому. Если такой человек появится и расскажет им свою историю о радости, то он будет встречен с водкой в их хорошей компании.

Трезвые люди смеются над такими выступлениями, но люди в состоянии алкогольного опьянения образуют значительную очередь. Первым в очереди оказывается дьячок. Он говорит, что его счастье заключается в том, чтобы быть в приятной обстановке и выпить несколько рюмок самогонки. Дьячка отгоняют, а на его место выходит старуха, у которой на небольшом участке земли выросло много репы. Далее по очереди появляется солдат с наградами, «чуть жив, а выпить хочется». Его счастье заключается в том, что несмотря на все испытания на службе, он все еще жив. Также в очереди находятся камнетес с большим молотом, крестьянин, который перенапрягся на службе, но с трудом дошел до дома, дворовый человек страдает от подагры, которую он называет «дворянской» болезнью. Последний хвастается тем, что сорок лет прослужил за столом у блистательного князя, вылизывал тарелки и пил иностранное вино из бокалов. Мужики прогоняют и его, потому что у них есть обычное вино, «не по твоим губам!».

Очередь к странникам нет уменьшается. Белорусский крестьянин рад тому, что здесь он может насытиться ржаным хлебом, ведь на родине хлеб пекли только с мякиной, а это приводило к страшным болям в животе. Мужик с опухшей щекой, охотник, рад тому, что выжил в поединке с медведем, в то время как его товарищи были убиты медведями. И даже нищие приходят: они рады, что есть подаяние, которым они могут питаться.

В конце концов, ведро опустело, и странники понимают, что таким образом они не достигнут счастья.

Эй, счастие мужицкое!
Дырявое, с заплатами,
Горбатое с мозолями,
Проваливай домой!

Один из пришедших к ним людей предложил «спросить Ермилу Гирина», потому что если он не будет счастливым, то ничего не стоит искать. Ермила – обычный парень, который заслужил невероятную любовь народа. Путешественникам рассказали историю: когда-то у Ермилы была мельница, но из-за долгов ее решили продать. Начались торги, купец Алтынников очень хотел купить мельницу. Ермиле удалось перебить его цену, но оказалось, что у него не было денег, чтобы заплатить задаток. Тогда он попросил отсрочку в час и пошел на торговую площадь просить деньги у народа.

И случилось чудо: Ермиле принесли деньги. Очень скоро у него оказалось нужное количество денег, чтобы выкупить мельницу. А через неделю на площади произошло еще более удивительное – Ермил провел «рассчитывал народ», раздал все деньги честно. У него остался только один рубль, и Ермила спрашивал до конца дня, чей он.

Странники задаются вопросом, каким образом Ермила завоевал такую огромную доверование народа. Ему отвечают, что это не волшебство, а правда. Гирин работал писарем в офисе и никогда не брал откуда-либо деньги, он всегда только давал советы. Старый князь скоро умер, и новый приказал крестьянам выбрать бургомистра. Единогласно, «шесть тысяч душ, всей вотчиной» крикнули Ермилу – хоть он и молодой, он любит правду!

Всего один раз Ермила «покривил душой», когда не отправил своего младшего брата, Митрия, на службу в армию, и вместо него отправил сына Ненилы, Власьевны. Но после этого поступка Ермилу мучила совесть настолько, что он вскоре попытался повеситься. Митрия отправили на службу, а сына Ненилы вернули ей. Ермила продолжал быть не в себе еще долгое время, он «от должности уволился», а арендовал взамен мельницу и стал «пуще прежнего народу люб».

Но тут в разговор вмешивается поп, и сказал, что не стоит тратить время на то, чтобы идти к Ермиле Гирину, ведь он сейчас находится в тюрьме. Священник начинает рассказывать детали событий: деревня Столбняки поднялась на бунт, и власти решили отправить Ермилу, в надежде, что его народ послушается.

Рассказ оборывается криками: ловят вора и готовят его к наказанию. Оказывается, что это тот самый лакей с «благородной болезнью», и после порки он убегает в ужасе, похоже, что забыв о своей болезни.
Священник прощается, обещая продолжить рассказ при следующей встрече.

Глава 5. Помещик

Во время своего путешествия, мужики встретили помещика по имени Гаврил Афанасьич Оболта-Оболдуев. Сначала помещик испугался, подозревая их в разбойничестве, но после разъяснений он рассмеялся и начал рассказывать свою историю. Он родом из дворянской семьи, которая происходит от татарина по имени Оболдуй. Этот татарин был особенным, поскольку был ободран медведем ради развлечения императрицы. И за это императрица дала ему одежду.

Помещик Оболт-Оболдуев грустит о том, как он жил раньше, когда был властелином, и все вокруг принадлежало ему. Крестьяне смиренно поклонялись ему, и он один был судьей и властелином.

Закон – мое желание!
Кулак – моя полиция!

Однако не все строгости, помещик признается, что он больше «ласкою привлекал сердца»! Все дворовые его любили, дарили подарки, а он был им как отец родной. Но все переменилось: отобрали у помещика крестьян и землю. Из лесов доносится стук топора, все разоряют, взамен усадьб плодятся питейные дома, ведь теперь грамота и вовсе никому не нужна. А помещикам кричат:

Проснись, помещик заспанный!
Вставай! – учись! трудись!..

Но как же трудиться помещику, с малолетства привычному совершенно к другому? Он ничему не обучался, и «думал век так жить», а вышло по-иному.

Помещик зарыдал, вместе с ним чуть не заплакали добродушные крестьяне, подумав:

Порвалась цепь великая,
Порвалась – расскочилася:
Одним концом по барину,
Другим по мужику!..

Часть 2

Необычный встреченный

На второй день приключенцы выходят на берег Волги, на огромный сенокосный луг. Едва они завязывают разговор с местными жителями, как раздаётся музыка и к берегу подплывают три лодочки. В них сидит дворянская семья: два дворянина с женами, маленькие дети, прислуга и старичок-дворянин с седой бородой. Старик осматривает сено, а все отдают ему должное, кланяясь ему буквально до земли. В одном месте он останавливается и приказывает перетаскивать сухой стог: сено еще сыровато. Прихотливый приказ сразу выполняют.

Странники дивятся:
Дедушка!
Что за чудной старик?

Оказывается, Последышем, то есть князем Утятиным, оказался старый человек, который внезапно заболел после того, как услышал о отмене крепостного права. Его сыновьям было объявлено, что они предали идеалы помещиков и не смогли защитить их, и поэтому они лишаются наследства. Сыновья испугались и решили разыграть помещика, уверив крестьян, что после его смерти они подарят деревне пойменные луга. Старику было сказано, что царь приказал вернуть крепостных обратно помещикам, и князь обрадовался и встал на ноги. И так эта комедия продолжается и по сегодняшний день. Некоторым крестьянам это даже нравится, например дворовому Ипатию:

Ипат сказал: “Балуйтесь вы!
А я князей Утятиных
Холоп – и весь тут сказ!”

Агап Петров возмущен тем, что его будут управлять на воле. Он однажды открыто выразил свое недовольство барину и был наказан. По приказу барина, Агапа посадили на коня и привели его в конюшню, чтобы сделать вид, что он выпивает и веселится. Но Агап умер этой ночью: ему было очень тяжело подчиниться…

Путешественники присутствуют на пире Последыша, который говорит о пользе крепостного права, а затем засыпает в лодке под песни и вечным сном. Деревня Вахлаки вздыхает с облегчением, но лугов им так и не досталось – суд продолжается и по сей день.

Часть 3

Крестьянка

“Не всё между мужчинами
Отыскивать счастливого,
Пощупаем-ка баб!”

С этими словами путники направились к Матрене Тимофеевне Корчагиной, губернаторше, прекрасной женщине, которой исполнилось 38 лет, но она уже считает себя старухой. Она рассказывает о своей жизни. Тогда она была счастлива, живя в родительском доме. Но девственность быстро пролетела, и теперь Матрена стала невестой. Ее суженым стал Филипп, молодой, смуглый и сильный мужчина. Она утверждает, что он любит свою жену (она ударила его только один раз), но вскоре он уехал на заработки, оставив ее с его большой, но незнакомой Матреной и ее семьей.

Матрена работала на старшую невестку, строгую тещу и тестя. В ее жизни не было радости, пока не родился ее старший сын, Демушка.

Вся семья сожалеет о Матрене, кроме старого деда Савелия, которого еще называют «богатырь святорусский». Он провел свою жизнь, прежде чем попасть на каторгу, где отбывал наказание в течение двадцати лет. Его преступление заключалось в убийстве немецкого управляющего, который не давал жесть мужчинам ни одной свободной минуты. Савелий рассказывал Матрене много историй о своей жизни и о «русском богатырстве».

Матрена хотела брать с собой маленького Демушку в поле, но свекровь не разрешала это, считая, что он мало работает. Однако однажды, когда дед смотрел за ребенком, он заснул, и ребенка съели свиньи. Через некоторое время Матрена обнаружила Савелия на могиле Демушки, куда он ушел на покаяние в Песочный монастырь. Она простила его и забрала его домой, где старик вскоре умер.

У Матрены находились и другие дети, однако она не могла забыть о Демушке. Однажды пастушка Федота, одного из них, пытались наказать за то, что он утерял овцу от волка, но Матрена взяла это вину на себя. Во время своей беременности Лиодорушкой ей пришлось отправиться в город и попросить вернуть ее мужа, который был призван в армию. Прямо в кабинете Матрена родила, и ей помогла губернаторша Елена Александровна, за которую теперь молится вся семья. С тех пор Матрена была названа “губернаторшей” и ей посвятили песни о ее счастливой жизни. Но на самом деле насколько счастливым оно может быть?

Так говорит Матрена странникам и добавляет: среди женщин они никогда не найдут по-настоящему счастливую, ключи к женскому счастью потеряны и никто, даже Бог, не знает, где их найти.

Часть 4

Пир на весь мир

В селе Вахлачина проходит праздник. Собрались здесь все: путешественники, Клим Яковлевич, Влас-староста. В компании празднующих также находятся два семинариста, добрые и скромные ребята Саввушка и Гриша. По просьбе народа они исполняют «веселую» песню, а затем рассказывают разные истории. Одна из историй рассказывает о «холопа примерного – Якова верного», который всю жизнь служил своему барину, выполнял все его прихоти и даже радовался его наказаниям. Но когда барин отправил его племянника на войну, Яков разочаровался и утопил свою печаль в выпивке, хотя вскоре вернулся к барину. Однако Яков не смог простить барина и смог отомстить Поливанову. Он увез его в лес, обезножил и повесил на сосне над барином.

Возникает дебаты о том, кто из них является самым грешным человеком. Иона, путник Божий, рассказывает историю о двух грешниках – разбойнике по имени Кудеяр и старосте. Господь пробудил совесть в сердце Кудеяра и наложил на него испытание: ему нужно было срубить огромный дуб в лесу, чтобы получить прощение за свои грехи. Однако, дуб упал только после того, как Кудеяр окропил его кровью жестокого пана Глуховского. Затем Игнатий Прохоров высказывает свои возражения Ионе, считая, что грех мужика все же больше. Он рассказывает историю о старосте, который скрыл последнюю волю своего умершего хозяина, решившего освободить своих крестьян перед смертью. Однако староста, соблазнившись деньгами, разорвал волю и лишил крестьян свободы.

Масса народа подавлена. Исполняются песни: «Голодная», «Солдатская». Но настанет время на Руси и для милых песен. Подтверждением этому являются два брата-студента, Савва и Гриша. Студент Гриша, сын дьячка, с пяти лет точно знает, что хочет посвятить свою жизнь счастью людей. Любовь к матери сочетается в его сердце с любовью к целой стране. Гриша идет своим путем и песней о Руси:

Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка Русь!

И его задумки не пропадут: судьба заранее подготовила Грише «путь славный, знаменитое имя народного защитника, чахотку и Сибирь». Гриша поет, и жалко, что его не слышат случайные прохожие, потому что тогда они бы поняли, что уже нашли счастливого человека и могли бы вернуться домой.

И что в итоге?

Роман, Демьян, Лука, братья Губины, старик Пахом, Пров – к концу поэмы все они еще не обрели истинно счастливого человека.
Гриша Добросклонов намеревается посвятить свою жизнь борьбе за счастье народа, ему предназначена роль народного заступника.

Заключение

Этот текст рассказывает о частях поэмы Некрасова, которая описывает послереформенную Русь и ее проблемы. Одна из главных проблем, поднимаемых автором, – это повсеместное пьянство, которое разрушает русский народ. Другая проблема – рабская психология женщин, которая не может быть искоренена (показана на примере Якова и Ипата). Большой актуальностью до сих пор является и проблема народного счастья. Именно поэтому поэма пользуется большой популярностью, а некоторые цитаты из нее стали частью обиходной речи. Композиционный прием странствия главных героев придает поэме приключенческий характер и делает ее легкой и интересной для чтения.

Если вы хотите получить общее представление о поэме «Кому на Руси жить хорошо», то вам подойдет краткий пересказ, который передает основную суть произведения. Однако, для полного понимания произведения, рекомендуется ознакомиться с оригинальной версией «Кому на Руси жить хорошо».

Тест по поэме «Кому на Руси жить хорошо»

После ознакомления с кратким содержанием, вы можете проверить свои знания, пройдя этот тест.

Кто настоящий знаток произведения "Кому на Руси жить хорошо"? Проверьте свои знания с нашим увлекательным тестом! Откройте для себя, насколько хорошо вы знакомы с этой классической поэмой, написанной в XIX веке. Пройдите тест и узнайте, какую оценку вы заслуживаете. Бросьте вызов своим знаниям и покажите, что вы настоящий ценитель литературы!

Рейтинг произведения на основе отзывов литературных критиков

Критерий Оценка Шкала
Сюжет и интрига 4
Персонажи 4
Стиль и язык 5
Символика и темы 4
Оригинальность и влияние 4

Средняя оценка: 4.20

 

Почитайте отзывы о произведении от наших пользователей (добавьте свой комментарий и мы опубликуем его здесь)

👍

Эта книга - это как долгожданная встреча с давним другом. Она всегда радует и вдохновляет.

👍

Я рекомендую эту книгу каждому, кто ищет истинное наслаждение от чтения.

👍

Автор мастерски владеет словом. Прекрасное произведение исторической литературы.

👍

Эта книга - настоящий шедевр. Я не мог перестать думать о ней после прочтения.

👎

Я не мог понять, о чём эта книга вообще. Она полностью лишена смысла и ценности.

👎

Я чувствую, что потерял своё время, прочитав эту книгу. Она абсолютно неинтересна.

👎

Чтение этой книги - это крепкий сон. Я впал в полное забвение после неё.

👎

Пустая болтовня и ничего интересного. Сюжет нецепкий и скучный.

Автор сайта
Кристина Залозная
Филолог, переводчик (славянские языки); учитель русского, украинского языка и литературы.
Задать вопрос

Оцените работу автора:

Средний рейтинг: 4
Произведения русских писателей
Добавить комментарий