Краткое содержание «Мастер и Маргарита»

Краткие содержания

«Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова – это загадочный и философский роман, пронизанный сатирой и магией. Мы предоставляем вам краткое содержание по главам этой многогранный работы, а также пересказ онлайн, чтобы углубиться в мир таинств и загадок.

Создать шпаргалку - нажми, чтобы скачать

Роман от Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» (1928-1940) – это книга в книге. В истории о визите сатаны в Москву в начале XX века есть новелла, основанная на Новом Завете, которую предположительно сочинил один из персонажей Булгакова – Мастер. В конце две работы объединяются: Мастер встречает своего главного героя – прокуратора Иудеи Понтия Пилата – и щедро решает его судьбу.

Смерть помешала Михаилу Афанасьевичу Булгакову завершить работу над романом. Первые публикации «Мастер и Маргарита» в журналах относятся к 1966-1967 годам, в 1969 году книга с сокращенным текстом была издана в Германии, а полный текст романа вышел на родине писателя только в 1973 году. Чтобы ознакомиться с сюжетом и основными идеями, можно прочитать краткое содержание «Мастер и Маргарита» онлайн по главам.

Содержание

Время и место действия

Основные события романа разворачиваются в Москве в начале 1930-х годов. События, связанные с историей Понтия Пилата и Иешуа, протекают в Ершалаиме в начале новой эры.

Главные герои

  • Мастер – неизвестный писатель, автор книги о Понтии Пилате. Из-за сильной травли со стороны советских критиков, он уходит в сумасшествие.
  • Маргарита – его возлюбленная. Она скучает по Мастеру и надеется увидеть его снова, поэтому соглашается стать королевой на годичном балу сатаны.
  • Воланд – таинственный чёрный маг, который в конце концов превращается в самого сатану.
  • Азазелло – член команды Воланда, низкорослый рыжеволосый человек с клыками.
  • Коровьев – спутник Воланда, высокий худой мужчина в клетчатом пиджаке и пенсне с одним выбитым стеклом.
  • Бегемот – шут Воланда, он может превращаться из огромного говорящего черного кота в низкого толстого человека с «кошачьей рожей» и обратно.
  • Понтий Пилат является пятой личностью, занимавшей должность прокуратора Иудеи, и у него возникает конфликт между его человеческими чувствами и обязанностями по службе.
  • Иешуа Га-Ноцри – это бродячий философ, который был осужден на распятие за свои идеи.

Дополнительные персонажи

  • Михаил Берлиоз является председателем МАССОЛИТа, профсоюза литераторов. Он считает, что судьбой человека управляет сам человек, но на самом деле он умирает в результате несчастного случая.
  • Иван Бездомный – поэт, который также является членом МАССОЛИТа, после встречи с Воландом и трагической смерти Берлиоза, теряет рассудок.
  • Гелла – служанка Воланда, очаровательная рыжеволосая вампирша.
  • Степа Лиходеев – директор театра Варьете и сосед Берлиоза. Загадочным образом переезжает из Москвы в Ялту, чтобы предоставить квартиру Воланду и его свите.
  • Иван Варенуха – администратор Варьете. За его невежливость и предрасположенность к лжи, свита Воланда превращает его в вампира в качестве наказания.
  • Григорий Римский – финансовый директор Варьете, едва не стал жертвой нападения вампира Варенухи и Геллы.
  • Андрей Соков – буфетчик Варьете.
  • Василий Ласточкин – бухгалтер Варьете.
  • Наташа – молодая привлекательная девушка, домработница Маргариты, которая превращается в ведьму вместе с хозяйкой.
  • Никанор Иванович Босой – председатель жилтоварищества в доме, где находится «проклятая квартира» №50 и который является взяточником.
  • Алоизий Могарыч – предатель Мастера, который притворялся его другом.
  • Левий Матвей – сборщик податей, который становится последователем Иешуа из-за его увлекательных речей.
  • Иуда из Кириафа – молодой человек, совершил предательский поступок, который заключалось в его измене Иешуа Га-Ноцри, чему он предался, надеясь получить награду. За это предательство он был карательно убит.
  • Верховный священник Каифа, злейший противник Пилата, сделал все возможное, чтобы разрушить последнюю надежду на спасение осужденного Иешуа: вместо того, чтобы освободить его, было решено выпустить разбойника Вар-раввана.
  • Афраний является руководителем секретной службы прокурора.

Краткое содержание

Часть первая

Глава 1. Никогда не разговаривайте с неизвестными

На Патриарших прудах в Москве председатель профсоюза литераторов МАССОЛИТа Михаил Берлиоз и поэт Иван Бездомный обсуждают Иисуса Христа. Берлиоз упрекает Ивана за создание негативного образа Христа, вместо опровержения его существования, и приводит много аргументов против этого.

Во время разговора литераторов появляется незнакомец, похожий на иностранца. Он задает вопрос о том, кого следует считать управителем людской жизни, если Бога не существует. Оспарив ответ, что «сам человек и управляет», он предсказывает смерть Берлиозу: его голову отрежет «русская женщина, комсомолка» – и очень скоро, потому что некая Аннушка уже разлила масло.

Берлиоз и Бездомный подозревают, что незнакомец – шпион, но он предъявляет им документы и утверждает, что был приглашен в Москву в качестве эксперта-консультанта по черной магии, после чего заявляет, что Иисус все-таки существовал. Берлиоз требует доказательств, и иностранец начинает рассказывать о Понтии Пилате.

Глава 2. Понтий Пилат

Вокруг Понтия Пилата собираются, чтобы привести к нему на суд избитого и плохо одетого парня в возрасте около 27 лет. Пилат, страдающий мигренью, должен подтвердить смертный приговор, который вынес святейший Синедрион, утверждая, что обвиняемый Иешуа Га-Ноцри якобы призывал к разрушению храма. Однако после разговора с Иешуа Пилат начинает симпатизировать умному и образованному заключенному, который почти магически облегчил его головную боль и считает всех людей добрыми. Прокуратор пытается заставить Иешуа отказаться от слов, которые ему приписывают, но он, будто не зная о возможной опасности, легко подтверждает информацию, содержащуюся в доносе Иуды из Кириафа, которая говорит против всякой власти, включая и власть великого кесаря. После этого Пилат обязан утвердить приговор.
Однако он пытается спасти Иешуа, собеседуясь с первосвященником Каифой и умоляя пожалеть именно Иешуа из двух заключенных. Но Каифа отказывает, предпочитая подарить жизнь бунтарю и убийце Вар-раввану.

Глава 3. Седьмое доказательство

Согласно Берлиозу, невозможно доказать реальность его истории. Однако иностранец утверждает, что он лично присутствовал при этих событиях. Глава МАССОЛИТА подозревает, что перед ним находится сумасшедший, особенно учитывая тот факт, что консультант намерен заселиться в квартиру Берлиоза. Доверив странному субъекту Бездомному, Берлиоз отправляется к телефону-автомату, чтобы позвонить в бюро иностранцев. В ответ консультант просит его верить хотя бы в дьявола и обещает предоставить некое самое достоверное доказательство.

Берлиоз планирует пересечь трамвайные пути, однако поскользнувшись на разлитом подсолнечном масле, он внезапно оказывается на рельсах. Колесо трамвая, за рулем которого находится женщина-вагоновожатый в комсомольской красной косынке, отрезает голову Берлиоза.

Глава 4. Погоня

Пораженный трагедией, поэт услышал, что масло, на котором так неудачно поскользнулся Берлиоз, разлила некая Аннушка с Садовой. Иван сопоставил эти слова с загадочными фразами, произнесенными иностранцем, и решил попросить его объясниться. Однако консультант, который ранее отлично говорил на русском языке, теперь делает вид, что не понимает поэта. В его защиту выступает развязный тип в клетчатом пиджаке, а вскоре Иван видит их вдали вдвоем и еще в сопровождении огромного черного кота. Несмотря на все старания поэта догнать их, они удаляются из виду.

Иван действует очень странно. Он вторгается в незнакомую квартиру в уверенности, что злокозненный профессор скрывается именно там. После того, как он украл оттуда картину и свечу, Бездомный продолжает свою погоню и перемещается к Москве-реке. Там он решает принять ванну, но когда выходит, обнаруживает, что его одежда была украдена. В итоге, вынужденный надеть рваную толстовку и кальсоны, Иван решает искать иностранца в ресторане МАССОЛИТа, «у Грибоедова».

Глава 5. Было дело в Грибоедове

«Дом Грибоедова» – это здание, которое принадлежит МАССОЛИТу. Быть членом профсоюза и одновременно литератором очень выгодно: такая привилегия позволяет претендовать на жилье в Москве и вкусные возможности питаться в ресторане «для своих», а также наслаждаться отдыхом в престижном поселке во время «творческие отпуска».

12 литераторов собрались на заседание МАССОЛИТа, ожидая председателя Берлиоза. Но так как его не было, они решили спуститься в ресторан. Узнав о гибели трагической гибели Берлиоза, они сначала скорбят, но затем осознают: «Да, погиб, погиб… Но мы то ведь живы!» – и продолжают есть.

В это время в ресторан входит Иван Бездомный – голый, в одних трусах, держа иконку и свечу, и начинает искать консультанта, которого он обвиняет в смерти Берлиоза, прячась под столами. Его коллеги пытаются успокоить его, но Иван впадает в ярость, устраивает драку. Официанты связывают его полотенцами и отвозят поэта в психиатрическую лечебницу.

Глава 6. Шизофрения, как и было сказано

Доктор проводит беседу с Иваном Бездомным, во время которой поэт испытывает радость от того, что его наконец-то принимают во внимание. Он рассказывает фантастическую историю о консультанте, который владеет темной магией и устраивает смертельное ЧП с Берлиозом, а также о своей личной встрече с Понтием Пилатом.

Как тебе учеба? Нравится или нет?






В середине своего рассказа Бездомный вспоминает, что ему нужно позвонить в полицию, но туда не принимают звонки от поэтов, находящихся в психиатрических больницах. Иван пытается сбежать из лечебницы, выбив окно, но специальное стекло оказывается нерушимым, и Бездомного помещают в палату с диагнозом «шизофрения».

Глава 7. Нехорошая квартирка

Степа Лиходеев, директор московской труппы Варьете, очнулся от похмелья в своей уютной квартире, которую он снимал с покойным Берлиозом. Молва говорила, что его прежние жильцы растворились в тумане из-за какой-то проклятой сущности.

Степа замечает незнакомца в темной одежде, который утверждает, что Лиходеев намеренно созвал встречу с ним. Он называет себя профессором Воландом – экспертом в чёрной магии, и хочет уточнить подробности о договоре на выступления в варьете, который Степа уже подписал и оплатил, но о котором он не помнит ничего. Позвонив в театр и подтвердив слова посетителя, Лиходеев обнаруживает, что он пришел не один, а вместе с одетым в клетку мужчиной и огромным говорящим чёрным котом, который активно пьет водку. Воланд объявляет Степе, что он в его квартире ненужный, и изображается рыжеволосый клыкастый человек по имени Азазелло, который внезапно появился из зеркала, предлагает «выкинуть его ко всем чертям из Москвы».

Степа оказывается на побережье моря в неизвестном городе и от случайного знакомого узнаёт, что это Ялта.

Глава 8. Поединок между профессором и поэтом

К Ивану Бездомному, находящемуся в лечебнице, прибывают медики, которые возглавляются доктором Стравинским. Доктор просит у Ивана повторить его историю и интересуется, как он намерен поступить, если его выселят из лечебницы. Бездомный отвечает, что собирается немедленно отправиться в милицию, чтобы доложить о проклятом консультанте. Стравинский убеждает поэта в том, что он слишком расстроен смертью Берлиоза, чтобы себя вести адекватно, и поэтому никто не поверит ему и немедленно вернет его обратно в лечебницу. Доктор предлагает Ивану отдохнуть в комфортной палате, а заявление в милицию составить в письменной форме. Поэт соглашается.

Глава 9. Коровьевские штуки

В доме на Садовой, где жил Берлиоз, возникают претенденты на освободившуюся площадь покойного Никанора Ивановича Босого, председателя жилтоварищества. Бесправный Босой заявляется в квартиру самостоятельно. В запертой комнате, принадлежащей Берлиозу, находится человек, представляющийся Коровьевым, переводчиком неизвестного иностранного артиста Воланда, проживающего у Лиходеева по разрешению хозяина, ушедшего в Ялту. Он предлагает Босому сдать апартаменты Берлиоза артисту и моментально передает ему квартплату и взятку.

Никанор Иванович уходит, а Воланд выражает пожелание, чтобы он больше не являлся. Коровьев обращается по телефону и информирует о том, что председатель жилтоварищества незаконно хранит иностранную валюту в доме. К Босому направляются с обыском, и вместо российских рублей, предоставленных Коровьевым, находят доллары. Босой задержан.

Глава 10. Вести из Ялты

В кабинете финансового директора Варьете Римского находятся сам директор и администратор Варенуха. Их смущает исчезновение Лиходеева. В это время Варенухе приходит срочное сообщение из Ялты: в Ялте находится некий человек, утверждающий, что он Степан Лиходеев, и требуется подтверждение его личности. Администратор и финансовый директор решают, что это шутка: несколько часов назад Лиходеев звонил из своей квартиры и обещал скоро приехать в театр, поэтому он не мог переместиться из Москвы в Крым за это время.

Варенуха дозванивается до квартиры Степана, где ему говорят, что он уехал за город, чтобы покататься на машине. Новая версия звучит так: «Ялта» – это чебуречная, где Лиходеев напился вместе с местным телеграфистом и развлекается, отправляя телеграммы на работу.

Римский приказывает Варенухе отправиться в полицию с телеграммами. Чужой голос осиплым голосом говорит администратору, чтобы он не носил телеграммы никуда, но Варенуха все же идет в отделение. В пути на него нападает толстяк, похожий на кота, и низкорослый зубастый человек. Эти двое доставляют свою жертву в Лиходееву квартиру. Последнее, что увидел Варенуха, это обнаженная рыжая женщина с пылающими глазами, которая приближается к нему.

Глава 11. Раздвоение Ивана

Иван Бездомный находится в лечебнице и стремится составить заявление в милицию, но ему не удается четко выразить произошедшее. Кроме того, его беспокоит гроза за окном. После успокаивающего укола поэт находится в положении лежа и ведет беседу с самим собой в уме. Один из внутренних «собеседников» продолжает тревожиться из-за трагедии, произошедшей с Берлиозом, в то время как другой считает, что вместо паники и погони необходимо было вежливо расспросить консультанта о Пилате для получения дальнейшей информации.

Внезапно на балконе, за окном палаты Бездомного, появляется незнакомый человек.

Глава 12. Черная магия и ее разоблачение

Финдиректор Варьете Римский задает вопрос, где находится Варенуха. Он собирается связаться с полицией по этому поводу, но все телефоны в театре оказываются неисправными. В Варьете появляется Воланд вместе с Коровьевым и котом.

Конферансье Бенгальский представляет Воланда аудитории, утверждая, что никакой темной магии, разумеется, не существует, и артист – только виртуозный фокусник. «Сеанс с разоблачением» Воланд начинает философским разговором с Коровьевым, которого он называет Фаготом, о том, что Москва и ее жители сильно изменились внешне, но гораздо важнее внутреннее изменение. Бенгальский объясняет залу, что иностранный артист восхищен Москвой и москвичами, но артисты сразу возражают, что ничего такого не говорили.

Коровьев-Фагот демонстрирует трюк с колодой карт, которая внезапно появляется в бумажнике одного из зрителей. Сомневающийся критик решает, что этот зритель замышляет сговор с фокусником и находит пачку денег в своем кармане. Затем монеты начинают падать с потолка, и люди ловят их. Ведущий называет происходящее «массовым гипнозом» и заверяет зал, что банкноты фальшивые, но артисты опровергают его слова. Фагот заявляет, что Бенгальский ему надоел, и спрашивает у зрителей, как наказать этого лжеца. Из зала слышится предложение: «Голову ему оторвать!» – и кот отрубает голову Бенгальскому. Зрители жалеют ведущего, Воланд вслух размышляет о том, что люди в целом остаются прежними, «квартирный вопрос только испортил их», и приказывает приставить голову обратно. Бенгальский покидает сцену и скорая помощь увозит его.

Коровьев предлагает: «Таперича, когда этого надоедалу сплавили, давайте откроем дамский магазин!». Вместе с этим на сцене появляются витрины, зеркала и различные виды одежды, и начинается обмен старых платьев зрительниц на новые. Когда магазин исчезает, один из зрителей требует разоблачения, которое было обещано. Фагот в ответ разоблачает его владельца, указывая на то, что вчера он не был на работе, а проводил время с любовницей. В результате все заканчивается скандалом.

Глава 13. Явление героя

На балконе палаты Ивана появляется незнакомец. Оказывается, он тоже находится в этой лечебнице. В его руках он держит связку ключей, которые он украл у фельдшера. Но когда его спрашивают, почему он не убегает, имея при себе ключи, он отвечает, что у него нет куда бежать. Он рассказывает Бездомному о новом пациенте, который все время говорит о деньгах, находящихся в вентиляции, и спрашивает у поэта, как сам оказался здесь. Узнав, что это произошло из-за Понтия Пилата, незнакомец требует у Ивана подробности и рассказывает ему, что на Патриарших прудах он встретился с сатаной.

В лечебницу незнакомец также был приведен Понтием Пилатом. Он написал роман о госте. Гость называет себя Бездомным Мастером и доказывает это, предъявляя шапочку с буквой М, которую сшила для него некая женщина. Мастер затем рассказывает поэту свою историю, как он однажды выиграл сто тысяч рублей, бросил работу в музее, снял квартиру в подвале и начал писать роман. Вскоре после этого он встретил свою возлюбленную: «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!». Так же, как самого Мастера, его тайная жена полюбила его роман, заявляя, что в нем заключена вся ее жизнь. Однако книгу не приняли к печати, и когда отрывок все же был опубликован, рецензии оказались провальными: критики назвали роман «пилатчиной», а автора называли «богомазом» и «воинствующим старообрядцем». Особенно активно в нападках выступал критик Латунский, что привело возлюбленную Мастера к тому, что она обещала убить его. Некоторое время спустя Мастер познакомился с поклонником литературы по имени Алоизий Могарыч, который очень не понравился его возлюбленной. Рецензии, тем не менее, продолжали появляться, и Мастер начал терять рассудок. Он сжег свой роман в печи (Маргарита в это время отлучилась ненадолго). Вошедшая женщина успела спасти только несколько обгоревших страниц. В ту же ночь (Маргарита покинула его до рассвета, чтобы объясниться с мужем и остаться с Мастером навсегда) его выселили и он попал в лечебницу. Мастер с тех пор не видел свою возлюбленную.
В соседнюю палату помещают пациента, который жалуется на оторванную голову. Когда шум утихает, Иван спрашивает собеседника, почему тот не сообщил своей возлюбленной о себе, на что пациент отвечает, что не хочет сделать ее несчастной: «Бедная женщина. Впрочем, у меня есть надежда, что она забыла меня!».

Глава 14. Слава петуху!

Из окна театра Финдиректор Римский наблюдает за несколькими дамами, которые внезапно лишились одежды прямо на улице. Это клиентки магазина Фагота, которые попали в неловкую ситуацию. Сейчас Римский должен сделать несколько звонков для разрешения сегодняшних инцидентов, но его останавливает «развратный женский голос» по телефону.

Когда наступает полночь, Римский остается один в театре, и тут появляется Варенуха с интересным рассказом о Лиходееве. По его словам, Степа действительно перебрал с алкоголем в чебуречной “Ялта” с телеграфистом и устроил целую серию розыгрышей с помощью телеграмм, а также произвел множество нелицеприятных выходок, в результате чего оказался в вытрезвителе. Римский начинает замечать, что администратор ведет себя странно: он прячется от света лампы газетой, постоянно причмокивает, вдруг побледнел, к тому же на его шее висит шарф, несмотря на жару. И наконец, финдиректор замечает, что Варенуха не отбрасывает тень.

Римский, разоблачив вампира, закрывает дверь кабинета изнутри, а уже через окно проникает рыжеволосая голая девушка. Но они не успевают покончить с Римским, так как слышится крик петуха. Финдиректор, который чудом спасся, старея за одно мгновение, уезжает в Ленинград.

Глава 15. Сон Никанора Ивановича

Никанор Иванович Босой, на все вопросы правоохранителей о валюте, утверждает о нечистой силе, плохом переводчике и своей полной непричастности к найденным у него долларам в вентиляционной системе. Он признается: «Брал, но брал нашими, советскими!». Его отправляют к психиатрам. Полицейский отряд отправляется в квартиру №50, чтобы проверить слова Босого о переводчике, но находит ее пустой, а печати на дверях – целыми.

В лечебнице Никанору Ивановичу снится сон: вновь и вновь его мучают расспросы о долларах, однако это происходит в необычном театральном зале, где вместе с концертной программой зрители должны отдавать свою валюту. Во сне он изо всех сил кричит, но его успокаивает медсестра.

Крики Бездомного потревожили соседей по больнице. Когда Иван Бездомный засыпает снова, ему снится продолжение истории с Пилатом.

Глава 16. Казнь

Под гору Лысую направляются те, кто получил смертный приговор, включая Иешуа. Место распятия находится под охраной: прокурор волнуется, что обвиненные попытаются освободиться от представителей закона.

Вскоре после распятия, когда зрители ушли с горы, не выдержав жары, солдаты остались и страдали от палящего солнца. Но на вершине горы скрылся еще один человек – это Левий Матвей, бывший сборщик податей, который стал учеником Иешуа. Когда привели смертников, Матвей попытался добраться до Га-Ноцри и убить его, украденным ножом из хлебной лавки, чтобы освободить от жестокой судьбы, но у него ничего не получилось. Он обвиняет себя в этом и сожалеет, что оставил своего учителя одного и заболел в неподходящий момент. Он молится к Господу, просит смерти для Га-Ноцри. Но Всевышний не спешит исполнять его просьбу, и тогда Матвей начинает недовольствоваться и клясть Его. В ответ на эти богохульства над горой стягивается гроза, и солдаты покидают холм. На вершину горы поднимается командир когорты, одетый в багряную хламиду. При его приказе пытаемых убивают, пронзая сердца копьем, и приказывают им прославлять милостивого прокуратора.

Начинается гроза, гора опустела. Левий Матвей приближается к колоннам и снимает с них все три мертвых тела, после чего похищает труп Иешуа.

Глава 17. Беспокойный день

Бухгалтер Варьете Ласточкин, оставшийся в театре один, совершенно не знает, как ему реагировать на слухи, которыми полон Москва, и что делать с постоянными телефонными звонками и следователями с собакой, которые пришли искать пропавшего Римского. Собака, кстати, странно себя ведет: одновременно злится, боится и воет, как на нечистую силу – и никакой пользы розыску не приносит. Выясняется, что все документы о Воланде в Варьете исчезли – даже афиши нету.

Ласточкин выступает с докладом перед комиссией развлечений и увеселений. Он обнаруживает, что в кабинете председателя нет человека, только пустой костюм, который подписывает документы. По словам заплаканной секретарши руководитель встретился с толстяком, похожим на кота. Бухгалтер решает посетить отдел комиссии — но там он видит клетчатого парня в разбитом пенсне, который организовал группу хорового пения, и сам пропал, а певцы не могут прекратить петь.

В конце концов Ласточкин приезжает в финансовый развлекательный отдел, чтобы сдать выручку от вчерашнего спектакля. Но вместо рублей в его портфеле оказывается иностранная валюта. Бухгалтера арестовывают.

Глава 18. Неудачливые визитеры

Максим Поплавский, дядя покойного Берлиоза, прибывает из Киева в Москву. Ему доставлена странная телеграмма о смерти его родственника, подписанная самим Берлиозом. Поплавский заинтересован в наследстве – квартире в столице, которая была у Берлиоза.

При входе в квартиру племянника Поплавский встречает Коровьева, который, плача и в ярких красках, описывает гибель Берлиоза. Кот вступает в разговор с Поплавским и признается, что это он послал телеграмму, после чего требует у гостя свой паспорт и заявляет, что его присутствие на похоронах отменяется. Азазелло выгоняет Поплавского, указав ему, что ему несуждено иметь квартиру в Москве.

Сразу после Поплавского, в нехорошую квартиру приходит Варьете Соков – буфетчик. Воланд высказывает ему несколько претензий по поводу его работы: зеленая брынза, осетрина «второй свежести», чай «похож на помои». Соков в свою очередь жалуется, что его червонцы в кассе оказались обычной бумагой. Воланд и его компания сочувствуют ему и предрекают ему гибель от рака печени через девять месяцев. Когда Соков пытается показать им свои бывшие деньги, бумага снова превращается в червонцы.

Буфетчик спешит к доктору и просит его излечить его болезнь. Он оплачивает визит своими червонцами, но после его ухода деньги превращаются в винные этикетки.

Часть вторая

Глава 19. Маргарита

Маргарита Николаевна, возлюбленная Мастера, не забыла о нем и не испытывает радости от своей обеспеченной жизни в особняке супруга. Того дня, когда произошли странные события с буфетчиком и Поплавским, она проснулась со странной предчувствием, что что-то случится. Впервые за все время их разлуки, Мастер явился ей во сне, и теперь она решает перебрать все вещи связанные с ним: его фотопортрет, засохшие лепестки роз, книжечка с остатками его выигрыша и обгоревшие страницы романа.

Когда Маргарита прогуливалась по Москве, ей посчастливилось столкнуться с похоронами Берлиоза. Сидя рядом с ней был маленький, рыжий гражданин с торчащим клыком, который начал рассказывать ей историю о том, как голова покойника была похищена неизвестным вором. Затем этот человек пригласил Маргариту в гости «к одному очень знатному иностранцу», назвав ее по имени. Вначале она хотела отказаться, но Азазелло процитировал строки из романа Мастера и намекнул, что, если она согласится, то сможет узнать что-то о своем возлюбленном. Маргарита согласилась, и Азазелло передал ей некий волшебный крем и дал ей инструкции по его использованию.

Глава 20. Крем Азазелло

После нанесения крема, Маргарита ощущает, что становится моложе и привлекательнее, а еще приобретает невероятную способность летать. «Прости меня и как можно скорее забудь. Я тебя покидаю навек. Не ищи меня, это бесполезно. Я стала ведьмой от горя и бедствий, поразивших меня. Мне пора. Прощай», – написала она своему мужу. В это время в комнату входит ее горничная, по имени Наташа, видит Маргариту и узнает о наличии волшебного крема. В это же время Маргарита звонит Азазелло и сообщает, что пришло время для полета, и в комнату врывается ожившая половая щетка. Сев верхом на нее, Маргарита, на глазах у Наташи и соседа снизу, по имени Николай Иванович, улетает в окно.

Глава 21. Полет

Маргарита превращается в невидимку и, летая по ночному городу Москва, развлекается небольшими розыгрышами, пугая прохожих. Однако тут она замечает изысканный особняк, где живут писатели, среди которых находится критик Латунский, ответственный за гибель Мастера. Маргарита проникает через окно в его квартиру и там устраивает беспорядок.

В то время как она продолжает свой полет, ее догоняет Наташа, которая едет верхом на борове. Оказывается, что домработница натерлась волшебным кремом и случайно вымазала им своего соседа, Николая Ивановича, в результате чего она стала ведьмой, а он – боровом. После купания в ночной реке, Маргарита возвращается обратно в Москву на ее собственном летающем автомобиле.

Глава 22. При свечах

В столице Коровьев провожает Маргариту в нехорошую квартиру и рассказывает о ежегодном бале сатаны, на котором она будет королевой, упоминая, что в самой Маргарите течет королевская кровь. Невероятным образом внутри квартиры помещаются бальные залы, и Коровьев объясняет это использованием пятого измерения.

Воланд отдыхает в спальне, играя с котом Бегемотом в шахматы, и Гелла натирает мазью его больное колено. Маргарита сменяет Геллу, Воланд интересуется, не страдает ли и она чем-то: «Быть может, у вас есть какая-нибудь печаль, отравляющая душу, тоска?», но Маргарита отвечает отрицательно. До полуночи осталось немного, и ее уводят готовиться к балу.

Глава 23. Великий бал у сатаны

Маргариту омывают в крови и розовом масле, наряжают в регалии королевы и провожают к лестнице для приветствия гостей – много лет назад умерших, но воскресших на одну ночь для участия в балу: преступников, сутенеров, подделывателей, убийц и предателей. Среди них есть молодая дама по имени Фрида, о которой Коровьев рассказывает Маргарите: «Когда она служила в кафе, хозяин как-то ее зазвал в кладовую, а через девять месяцев она родила мальчика, унесла его в лес и засунула ему в рот платок, а потом закопала мальчика в земле. На суде она говорила, что ей нечем кормить ребенка». Вот уже 30 лет каждое утро Фриде приносят точно тот же платок.

Время приема на исходе, и Маргарите необходимо пролететь по залам и уделить внимание своим гостям. И тут выходит Воланд, перед ним Азазелло подает на блюде голову Берлиоза. Воланд отпускает Берлиоза в небытие, а череп превращается в чашу. В эту чашу наливают кровь барона Майгеля – московского чиновника, которого Воланд идентифицировал как шпиона и убил. Этот барон был единственным живым гостем на балу. Маргарите подносят чашу, и она пьет ее содержимое. В результате бала всё исчезает, а на месте огромного зала оказывается скромная гостиная и приоткрытая дверь в спальню Воланда.

Глава 24. Извлечение мастера

Маргарита все больше беспокоится о том, что награды за участие в балу сатаны не будет, но она не хочет напоминать о ней из гордости, и даже на прямой вопрос Воланда она отвечает, что ей ничего не нужно. «Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!» – говорит довольный Воланд и предлагает исполнить любое желание Маргариты. Однако, вместо того чтобы найти решение для своей проблемы, она требует, чтобы Фриде прекратили подавать платок. Воланд говорит, что такую мелочь королева может сделать и сама, а его предложение остается в силе – в результате Маргарита, наконец, желает, чтобы ей «сию же секунду вернули ее любовника, Мастера».

Перед ней появляется Мастер. Воланд, услышав о романе о Пилате, проявляет интерес к нему. Рукопись, которую Мастер сжег, оказывается в руках Воланда, полностью сохраняя свою целостность: «рукописи не горят».
Маргарита просит вернуть ее и ее возлюбленного в его подвал, чтобы все стало, как раньше. Мастер относится к этому скептически: в его квартире уже живут другие люди, у него нет документов, и его будут искать за побег из лечебницы. Все эти проблемы Воланд решает, и выясняется, что жилье мастера занял его «друг» Могарыч, который написал донос на него, указывая, что Мастер хранит у себя нелегальную литературу.

По просьбам Наташи и Маргариты, они соглашаются оставить ее ведьмой. Сосед Николай Иванович, который снова стал собой, требует справку для милиции и своей жены, чтобы подтвердить, что провел ночь на балу с дьяволом, и кот мгновенно ему ее составляет. В это время появляется администратор Варенуха и умоляет освободить его из плена вампиров, объясняя, что он не жаждет крови.

В заключение, Воланд заверяет Мастера, что его творение еще принесет ему неожиданные события. Влюбленных сопровождают в их уютное убежище в подвале. Там Мастер засыпает, а счастливая Маргарита перелистывает страницы его романа.

Глава 25. Как прокуратор пытался спасти Иуду

В Ершалаиме разразилась гроза. К прокуратору приходит начальник тайной службы Афраний, чтобы узнать, исполнилась ли казнь, и сообщает о том, что в городе нет беспорядков и общее настроение вполне удовлетворительное. Кроме того, он передает информацию о последних часах жизни Иешуа, цитируя слова Га-Ноцри: «в числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость».

Пилат приказывает срочно и скрытно отправить тела всех трех казненных в землю, а также обеспечить безопасность Иуды из Кириафа, которого, по его слухам, собираются убить «тайные друзья Га-Ноцри» в эту ночь. Фактически, прокуратор намекает начальнику тайной стражи на необходимость совершения этого убийства прямо сейчас.

Глава 26. Погребение

Понимая, что он сегодня пропустил нечто весьма значимое, прокурор понимает, что никакие указы уже не спасут ситуацию. Он лишь находит некоторое облегчение во время общения со своим верным другом – любимым псом Бангой.

Между тем, Афраний заходит в гости к юной девушке по имени Низа. Вскоре она встречается с Иудой из Кириафа, который влюблен в нее и только что получил деньги от Каифы за предательство Иешуа. Она организовывает встречу с молодым человеком в саду рядом с Ершалаимом. Вместо нее там встречают Иуду трое мужчин, которые наносят ему смертельный удар ножом и забирают его кошелек с тридцатью серебренниками. Один из этих троих, именуемый Афраний, возвращается в город, где прокурор спит, ожидая отчета. В его сне Иешуа жив и идет рядом с ним по освещенной луной дороге, они с искренним интересом спорят о важных и существенных вопросах и прокурор понимает, что нет порока более предосудительного, чем трусость – и именно трусость он проявил, отказавшись оправдать философа-диссидента из-за своей карьеры.

Афраний утверждает, что Иуда умер, а пакет с серебром и запиской «Возвращаю проклятые деньги» был брошен первосвященнику Каифе. Пилат приказывает Афранию разнести слух, что Иуда покончил с собой сам. Затем начальник тайной службы сообщает, что тело Иешуа было найдено недалеко от места казни у Левия Матвея, который не хотел его отдавать, но после узнал, что Га-Ноцри будет похоронен и смирился.

Левия Матвея приводят к прокурору, который просит его показать пергамент со словами Иешуа. Левий упрекает Пилата в смерти Га-Ноцри, на что тот замечает, что сам Иешуа никого не обвинял. Бывший сборщик налогов предупреждает, что собирается убить Иуду, но прокуратор говорит ему, что предатель уже мертв и сделал это сам Пилат.

Глава 27. Конец квартиры №50

В Москве продолжается расследование дела Воланда, и полиция снова направляется в «нехорошую» квартиру. Там находится говорящий кот с горящей лампой. Он начинает перестрелку, но никто не пострадал. Слышно голоса Воланда, Коровьева и Азазелло, которые говорят, что пришло время покинуть Москву, и кот, извинившись, исчезает, разливая горящий бензин из лампы. Квартира загорается, а из окна выходят четыре тени: три мужчины и одна женщина.

Глава 28. Последние похождения Коровьева и Бегемота

В магазин, который торгует за валюту, заходит человек в клетчатом пиджаке и толстяк, который держит примус в руках, похожий на кота. Толстяк начинает есть мандарины, сельдь и шоколад с витрины, а Коровьев призывает людей протестовать против того, что дефицитные товары продают иностранцам за валюту, а не своим за рубли. Когда появляется полиция, напарники забираются в укрытие, устроив перед этим пожар, и переходят в ресторан Грибоедова. Вскоре он тоже загорается.

Глава 29. Судьба мастера и Маргариты определена

Воланд и Азазелло общаются на открытой террасе одного из зданий в Москве, глядя на прекрасный город. Внезапно Левий Матвей появляется перед ними и сообщает, что «он» – имеется в виду Иешуа – прочитал роман мастера и просит Воланда подарить покой автору и его возлюбленной. Воланд приказывает Азазелло «отправляться к ним и все устроить».

Глава 30. Пора! Пора!

Азазелло посещает Мастера и Маргариту в их подвале. До этого они беседуют о происшествиях, произошедших прошлой ночью – Мастер все еще пытается понять их и убедить Маргариту оставить его и не разрушать себя вместе с ним, а она полностью доверяет Воланду.

Азазелло поджигает квартиру, и все трое, садясь на черных коней, улетают в небо.

Во время пути Мастер прощается с Бездомным, которого он называет учеником, и поручает ему написать продолжение истории о Понтии Пилате.

Глава 31. На Воробьевых горах

Азазелло, Мастер и Маргарита снова встречаются с Воландом, Коровьевым и Бегемотом. Мастер прощается с городом. «В первые мгновения к сердцу подкралась щемящая грусть, но очень быстро она сменилась сладковатой тревогой, бродячим цыганским волнением. […] Его волнение перешло, как ему показалось, в чувство горькой обиды. Но та была нестойкой, пропала и почему-то сменилась горделивым равнодушием, а оно – предчувствием постоянного покоя».

Глава 32. Прощание и вечный приют

Когда наступает ночь, и луна освещает небо, всадники, парящие в воздухе, изменяют свои обличья. Коровьев превращается в мрачного рыцаря, одетого в фиолетовые доспехи, Азазелло становится пустынным демоном-убийцей, Бегемот – стройным пажем, «лучшего шута, какой существовал когда-либо в мире». Маргарита не видит своего превращения, но на глазах у нее Мастер приобретает седую косу и шпоры. Воланд объясняет, что сегодня ночь, когда все расплачиваются по счетам. Кроме того, он сообщает Мастеру, что Иешуа прочел его роман и отметил, что он, к сожалению, не является оконченным.

Перед глазами всадников предстает изображение сидящего в кресле человека, рядом с ним находится преданный пес. Уже тысячу лет Понтий Пилат видит одну и ту же грезу: лунную тропу, по которой ему не удается продвинуться вперед. «Свободен! Свободен! Он ждет тебя!» – восклицает Мастер, освобождая своего героя и заканчивая эту историю, после чего Пилат, наконец, покидает это место вместе со своим верным псом по лунной тропе, где его ожидает Иешуа.

Судьба Мастера и его возлюбленной обеспечивает им заслуженный отдых. «Неужто вы не хотите днем гулять со своею подругой под вишнями, которые начинают зацветать, а вечером слушать музыку Шуберта? Неужели ж вам не будет приятно писать при свечах гусиным пером? Неужели вы не хотите, подобно Фаусту, сидеть над ретортой в надежде, что вам удастся вылепить нового гомункула? Туда, туда. Там ждет уже вас дом и старый слуга, свечи уже горят, а скоро они потухнут, потому что вы немедленно встретите рассвет», – такими словами описывает Воланд их судьбу. «Смотри, вон впереди твой вечный дом, который тебе дали в награду. Я уже вижу венецианское окно и вьющийся виноград, он подымается к самой крыше. Я знаю, что вечером к тебе придут те, кого ты любишь, кем ты интересуешься и кто тебя не встревожит. Они будут тебе играть, они будут петь тебе, ты увидишь, какой свет в комнате, когда горят свечи. Ты будешь засыпать, надевши свой засаленный и вечный колпак, ты будешь засыпать с улыбкой на губах. Сон укрепит тебя, ты станешь рассуждать мудро. А прогнать меня ты уже не сумеешь. Беречь твой сон буду я», – подхватывает Маргарита. Мастер сам почувствовал, что кто-то отпускает его на свободу, как он только что отпустил Пилата.

Эпилог

Расследование дела Воланда оказалось в тупике, и в конечном итоге все непонятки в Москве были объяснены действиями шайки гипнотизеров. Варенуха прекратил лгать и хулиганить, Бенгальский бросил работу на конферансе и предпочел жить на свои сбережения, Римский отказался от должности финансового директора Варьете, а его место занял предприимчивый Алоизий Могарыч. Иван Бездомный выписался из лечебницы и стал профессором философии, и только в неполные луны его преследуют сны о Понтии Пилате и Иешуа, Мастере и Маргарите.

И что в итоге?

Мастер умирает, когда выпивает отравленное вино, и находит вечный покой в загробной жизни.
Маргарита также умирает, выпив отравленное вино, и остается с Мастером в загробной жизни.
Воланд проводит Мастера и Маргариту к «вечному дому» и исчезает.
Иешуа Га-Ноцри, распятый на кресте в романе Мастера, представляет Свет в основной сюжетной линии и просит Воланда, властителя Тьмы, дать покой Мастеру.
Фагот (Коровьев), в своем настоящем облике рыцаря с мрачным лицом, исчезает вместе с Воландом.
Кот Бегемот, в своем настоящем облике демона-пажа, также исчезает вместе с Воландом.
Берлиоз погибает под колесами трамвая, а его голову Воланд превращает в золотой кубок.
Азазелло исчезает вместе с Воландом в образе демона безводной пустыни.
Иван Бездомный перестает заниматься поэзией и становится сотрудником Института истории и философии.
Степан Богданович Лиходеев получает должность заведующего большим гастрономическим магазином в Ростове.
Иван Савельевич Варенуха остается на работе в Варьете, и становится вежливым и отзывчивым.
Григорий Данилович Римский присоединяется к театру кукол в Замоскворечье.
Понтий Пилат покидает безвременье и отправляется в волшебный город, который символизирует рай.
Наташа остается ведьмой навсегда.

 

Заключение

Роман Булгакова “Мастер и Маргарита” изначально задумывался как сатира на дьявола с названием “Черный маг” или “Великий канцлер”. Однако после шести редакций, одну из которых сам Булгаков сжег, книга приобрела философский характер, в которой дьявол в облике загадочного черного мага Воланда стал всего лишь одним из персонажей. На первое место выдвинулись мотивы вечной любви, милосердия, поиск истины и победа справедливости.Для примерного понимания сюжета и главных идей произведения достаточно краткого пересказа “Мастера и Маргариты” по главам, однако рекомендуется ознакомиться с полным текстом романа.

Тест по роману

Не забыли ли вы основные моменты сюжета произведения Булгакова? Проверьте свои знания, пройдя тест!

Пройди наш тест и отправься в уникальное литературное путешествие, где ты сможешь проверить свои знания о знаменитом романе Михаила Булгакова. Оцени свою связь с персонажами, разгадай тайны сюжета и погрузись в борьбу добра и зла, затронутую в этом великом произведении. Не упусти возможность проникнуться его глубокими темами и загадками, пройди тест "Мастер и Маргарита" прямо сейчас!

Рейтинг произведения на основе отзывов литературных критиков

Критерий Оценка Шкала
Сюжет и интрига 4
Персонажи 5
Стиль и язык 4
Символика и темы 4
Оригинальность и влияние 3

Средняя оценка: 4.00

Почитайте отзывы о произведении от наших пользователей (добавьте свой комментарий и мы опубликуем его здесь)

👎

Эта книга вызвала у меня апатию. Сюжет бессмысленный, а персонажи безлики.

👍

Эта книга просто сказочная! Она оживляет мир и заставляет мечтать.

👎

Эта книга - абсолютное разочарование. Я не мог понять, о чем она вообще.

👍

Книга, которая увлекла с первой страницы. Не мог оторваться до последней строки.

👍

Эта книга - лучший друг, с которым хочется провести каждый вечер.

👎

Эта книга - абсолютно бесполезное произведение. Я сожалею, что потратил на неё время.

👎

Автор не смог зацепить меня своим произведением. Книга лишена вдохновения и смысла.

👍

Чтение этой книги - это путешествие, на которое хочется возвращаться снова и снова.

Автор сайта
Кристина Залозная
Филолог, переводчик (славянские языки); учитель русского, украинского языка и литературы.
Задать вопрос

Оцените работу автора:

Средний рейтинг: 4
Произведения русских писателей
Добавить комментарий