Краткое содержание «Ромео и Джульетта»

Краткие содержания
“Ромео и Джульетта” Уильяма Шекспира – это знаменитая трагедия, рассказывающая о страстной любви и семейных конфликтах. Мы предоставляем краткое содержание этой пьесы, чтобы оценить драматическую интригу и глубокие чувства героев.

История о «Ромео и Джульетте» Шекспира была записана в 1597 году. Сюжет о судьбе двух влюбленных, которых разлучает воля окружающих или обстоятельств, был популярен в литературе эпохи Возрождения, когда драматург выполнял свою работу. Однако лишь блестящий талант Шекспира привел к созданию на его основе настоящего литературного шедевра.

Создать шпаргалку - нажми, чтобы скачать

Основной смысл произведения Шекспира, по словам известного литературоведа Г. Аникста, заключается в «гимне торжествующей любви», «трагедии глубокой страсти», «любви, преодолевающей смерть». Чтение краткого содержания пьесы Шекспира «Ромео и Джульетта» в первую очередь помогает легко ориентироваться в поворотах сюжета и понимать, кто есть кто среди действующих лиц, при знакомстве с полным текстом произведения.

Место и время событий

События трагедии разворачиваются в начале XIV века в итальянских городах Вероне и Мантуе.

Основные персонажи

  • Ромео – сын Монтекки и его жены, влюбленный в Джульетту и ее муж.
  • Джульетта – дочь Капулетти, возлюбленная и жена Ромео.
  • Монтекки и Капулетти – две враждующие семьи.
  • Брат Лоренцо – монах, духовный отец Ромео.

Второстепенные персонажи

  • Эскал – князь Вероны, выполняет роль судьи в городе.
  • Граф Парис – родственник князя, влюбленный в Джульетту и собиравшийся жениться на ней.
  • Меркуцио – друг Ромео, родственник князя.
  • Бенволио – друг Ромео, племянник Монтекки.
  • Балтазар – слуга Ромео.
  • Кормилица – няня Джульетты.
  • Тибальт – племянник Капулетти, брат Джульетты.
  • Хор – читает пролог к первым двум актам, передает точку зрения автора произведения, в соответствии с традицией античной трагедии.

Краткое содержание

Пролог

Хор повествует о том, что в течение двух часов зрителю будет рассказана трагическая история «жизни, любви и смерти» молодых людей из двух враждующих знатных семей.

Акт первый

Сцена 1

Место действия – площадь города Верона.

Самсон и Грегори, слуги из семьи Капулетти, обсуждают свою готовность сразиться с кем угодно из рода Монтекки. Самсон считает, что они должны вступить в битву, в то время как Грегори считает, что это конфликт их хозяев, и они, будучи всего лишь слугами, не должны вмешиваться.

На площади появляются слуги Монтекки – Абрам и Балтазар. Самсон провоцирует драку. Бенволио, участвующий в драке, хочет прекратить ее. Тибальт, появившись на площади, насмехается над своим племянником Монтекки за то, что тот схватился за дело с «сцепился с мужичьем». Игнорируя слова Бенволио о попытке помирить слуг, Тибальт называет его трусом. Драка начинается, и к ней присоединяются сторонники семей Капулетти и Монтекки.

Входят супруги Капулетти, за ними следуют синьор и синьора Монтекки. Главы семей готовы вступить в поединок, но их жены не позволяют им этого делать.

На площади появляется яростный Эскал, князь Вероны, который требует прекратить «резню» и «разойтись под страхом смерти».

Все, за исключением Монтекки и Бенволио, покидают площадь.

Монтекки обеспокоены поведением своего сына: он всегда грустен. Бенволио обещает «добраться до тайны» Ромео.

Появляется Ромео, а его родители уходят. Послушав его, Бенволио понимает, что Ромео влюблен.

Сцена 2

Одна из улиц Вероны.

Граф Парис намерен жениться на дочери Капулетти, которой еще нет и 14 лет. Капулетти говорит, что она слишком юная, и что самое главное – это желание его дочери. Поэтому он приглашает Париса на ежегодный праздник, на котором Парис может найти себе другую невесту.

Ромео и Бенволио узнают о празднике, который устроит Капулетти, и они решают посетить его. Ведь на празднике Ромео может увидеть свою возлюбленную Розалинду.

Сцена 3

События происходят в одной из комнат в доме Капулетти.

Как тебе учеба? Нравится или нет?






Синьора Капулетти сообщает своей дочери, что она имеет претендента на руку – Париса. Князя кормилица превозносит, и они говорят о его достоинствах. Джульетта, которая и «не помышляла» о замужестве, из уважения к родителям соглашается «присмотреться» к жениху.

Сцена 4

Несколько переодетых, включая Бенволио, Меркуцио и Ромео, собираются войти на праздник в дом Капулетти. У Ромео есть предчувствие беды:

«Добра не жду. Неведомое что-то,
Что спрятано пока еще во тьме,
Но зародится с нынешнего бала,
Безвременно укоротит мне жизнь
Виной каких-то страшных обстоятельств».

Сцена 5

Мы находимся в зале Дома Капулетти.

На этом балу Ромео замечает девушку, которая, по его словам, «чересчур светла для мира безобразия и зла», и он осознает, что «истинной красы не знал доныне».

Тибальт узнает Ромео по голосу и хочет немедленно ударить его. Однако Капулетти приказывает оставить юношу в покое, потому что он считает его «единогласно признан примером истинного благородства» и примером для всех жителей Вероны.

Облаченный в монашескую рясу, Ромео разговаривает с Джульеттой и даже целует ее. После этого кормилица отправляет Джульетту к ее матери, а Ромео узнает от нее, что она является дочерью Капулетти, главного врага его семьи. Ромео и его друзья покидают бал.

Джульетта узнает от кормилицы, что юноша, который поцеловал ее, является членом семьи Монтекки. Она ошеломлена:

«Я воплощенье ненавистной силы
Некстати по незнанью полюбила!»

Акт второй

Пролог

Действие происходит возле садовой стены дома Капулетти.

Ромео желает повторно увидеть ту, которая завладела его сердцем.

Бенволио зовет Ромео, но тот не слышит его голоса и невидимым для глаз перескакивает через стену сада, исчезая во дворе. Меркуцио полагает, что нет смысла искать того, «кто найден быть не хочет».

Сцена 2

Мы находимся в Саду Капулетти.

Ромео проник в Сад Капулетти и заметил Джульетту на балконе. Молодые люди разговаривают, а затем исповедуют свою любовь друг другу. Их счастье «так непомерно, так сказочно и чудно!» Джульетта готова «последовать повсюду» за Ромео, ее чувство «без дна».

Ромео отправляется к своему духовнику, отцу Лоренцо, чтобы немедленно «взяться за свершенье брака».

Сцена 3

События происходят в келье брата Лоренцо.

Ромео делится с духовником своей встречей с Джульеттой и просит его обвенчать их как можно скорее.

Лоренцо видит во вспыхнувшей любви детей из семей Монтекки и Капулетти «развязку междоусобья».

Сцена 4

События происходят на улице.

Бенволио и Меркуцио обсуждают письмо, которое Ромео получил от племянника Капулетти Тибальта. Они предполагают, что это вызов на дуэль. Ромео появляется и объясняет друзьям, что у него есть важное дело.

На улице появляется кормилица, которая ищет Ромео. Юноша заверяет ее в чистоте и серьезности своих намерений и просит передать Джульетте следующее:

«под любым предлогом надо
К полудню ей на исповедь прийти.
Нас с нею обвенчает брат Лоренцо»
.

Сцена 5

На территории Капулетти.

Няня возвращается к Джульетте и передает ей в кратком виде все, что услышала от Ромео.

Сцена 6

Отец Лоренцо тайно венчает влюбленных. «У бурных чувств неистовый конец, лишь в чувстве меры истинное благо», – предупреждает он Ромео.

Акт третий

Сцена 1

Бенволио просит Меркуцио покинуть место, ему представляется «неприятностей не избежать»: ведь повсюду родственники Капулетти. Во время их разговора неподалеку появляется Тибальт, спорит с друзьями Ромео.

На площадь выходит Ромео, Тибальт оскорбляет его. Юноша (теперь он родственник Тибальта) не желает ссориться, предлагая «расстаться друзьями». Меркуцио, считающий поведение Ромео «позором» , вытаскивает шпагу. Ромео пытается остановить бойцов, в этот момент Тибальт ранит Меркуцио и скрывается.

Меркуцио умирает. Ромео в отчаянии сражается с вернувшимся Тибальтом и убивает его.

Бенволио заставляет Ромео уйти. На площади собираются горожане, князь со свитой, семьи Монтекки и Капулетти. Бенволио рассказывает князю произошедшее.

Князь Эскал огорчен (Меркуцио его родственник). Он определяет, что Ромео, убивший Тибальта, «за поступок самочинный немедля будет выслан на чужбину», а на враждующие семьи, чей раздор окончательно надоел ему, собирается наложить штраф.

Сцена 2

В саду Капулетти.

Джульетта нетерпеливо ожидает Ромео.

Кормилица приносит известие о том, что Ромео «заколол Тибальта и в изгнанье». Девушка начинает ругать Ромео, но, опомнившись, отказывается винить мужа, который «для позора не рожден». Слова о том, что муж отправлен в изгнание, погружают Джульетту в «отчаянье без края и без дна».

Кормилица знает, где скрывается Ромео, обещает найти его. Джульетта дает ей кольцо для возлюбленного и просит передать, чтобы Ромео пришел попрощаться с ней.

Сцена 3

В исправительной камере брата Лоренцо.

Священник извещает Ромео, который скрывается у него в клетке, о том, что по решению князя его изгоняют из Вероны. Парень в отчаянии, так как высылка отделяет его от жены.

Внезапно раздается стук в дверь – это кормилица. Она узнает от Лоренцо, что Ромео «пьян от слез» и сообщает, что с Джульеттой происходит то же самое. Услышав, что он является причиной страданий жены, Ромео решает покончить жизнь самоубийством.

Лоренцо останавливает его и призывает вести себя мужественно, так как сейчас он слепотой поступков – дикий зверь.

«Что же, надо
Убить себя и заодно убить
Свою жену, живущую тобою?
Чем плох твой род и небо и земля,
Которые ты предаешь хуленьям?
Они соединились все в тебе
Не для распада. Этим ты позоришь
Свою природу и любовь и ум».

Ромео слушает объяснения своего духовника о том, что нет смысла печалиться из-за своей судьбы «сколько сыплется удач». В конце концов, хоть несчастья и сменяют друг друга, Джульетта все еще жива и любит его. Несмотря на желание Тибальта убить Ромео, он все еще жив, и его наказанием за убийство стало изгнание. Монах находит идеальное решение для юноши – ночью Ромео должен отправиться на свидание к Джульетте, успокоить ее и затем уехать в Мантую, «пока найдется повод открыть ваш брак и примирить дома. Тогда упросим, чтоб тебя вернули».

Перед уходом кормилица передает Ромео кольцо.

Ромео прощается с духовным отцом.

Сцена 4


События разворачиваются в доме семьи Капулетти.

Парис проводит беседу с родителями Капулетти. Они вместе принимают решение о свадьбе, назначая ее через два дня. В связи с горем по поводу смерти Тибальта, церемония венчания будет проводиться в узком кругу близких людей.

Отец Капулетти посылает свою жену донести эту новость Джульетте.

Сцена 5

Любовники прощаются и не могут разлучиться.

Нянюшка предупреждает, что к девушке направляется маменька.

Говоря с дочуркой, сеньорита Капулетти рассказывает о своем намерении отомстить за гибель Тибальта и отравить Ромео. Поддерживая разговор, Джульетта старается не выдать своего чувства к Ромео. Мама сообщает о решении выдать ее замуж за Париса. Джульетта отказывается от брака.

Вошедший в комнату папенька слышит об отказе дочушки. Он в ярости, не хочет слышать объяснений и дает ей на раздумья два дня,

«И если ты мне дочь, то выйдешь замуж,
А если нет, скитайся, голодай
И можешь удавиться: бог свидетель,
Тебе тогда я больше не отец»
.

Родители уходят, Джульетта просит совета у нянюшки. Нянюшка считает, что Ромео в изгнании и девушка может заключить новый, более выгодный брак с Парисом.

Понимая, что кормилица уже не ее союзница, Джульетта решает обратиться за помощью к отцу Лоренцо.

Акт четвертый

Сцена 1

Находясь в келье брата Лоренцо.

Парис разговаривает с монахом о предстоящей свадьбе. Входит Джульетта, Парис обращается к ней, называя себя ее мужем, но девушка стремится остаться наедине с Лоренцо. Парис уходит.

Джульетта готова на все, чтобы не стать женой Париса.

«Я отдана Ромео. Прежде чем
Я руку с сердцем передам другому,
Я сердца жизнь рукою пресеку»
.

Она просит монаха о помощи, и брат Лоренцо решается предложить ей «средство вроде смерти от этого позора и беды», однако предупреждает, что понадобится смелость, чтобы его использовать. Джульетта соглашается, у нее есть «решимость в любви».

«Все, о чем
Я прежде слышать не могла без дрожи,
Теперь я, не колеблясь, совершу,
Чтоб не нарушить верности Ромео».

Лоренцо предлагает Джульетте вернуться домой и сообщить своим родителям, что она согласна на их решение о браке. В преддверии свадебного дня ей придется выпить зелье, приготовленное монахом. После этого девушка на двое суток погрузится в глубокий сон, и все окружающие примут его за мертвую. В соответствии с семейной традицией Джульетту должны похоронить в семейной усыпальнице в открытом гробу. Лоренцо призывает Ромео и вместе они будут рядом с девушкой, пока она не проснется «освеженной». После этого влюбленные смогут уехать.

Джульетта забирает флакон с напитком и уходит, обещая точно выполнить указания Лоренцо.

Сцена 2

Действие происходит в родовом замке Капулетти.

Владелец замка, господин Капулетти распоряжается о предстоящей свадьбе. Он надеется, что отец Лоренцо умеет убедить дочь принять верное решение. В это время появляется Джульетта, она смиренно просит отца о прощении и заявляет, что согласна выйти замуж. Порадованный ответом дочери, Капулетти решает организовать свадьбу Париса и Джульетты на следующий день. Затем он уходит, чтобы сообщить Парису о такой новости.

Сцена 3

Джульетта умоляет кормилицу оставить ее в одиночестве. Девушка мучается сомнениями: то она испугана мыслью, что питье может не иметь эффекта, то боится, что в стакане находится яд, и она сомневается, сможет ли «целым сохранить рассудок». Вообразив, что дух Тибальта ищет Ромео, она решительно пьет кубок настойки, которую ей дала Лоренцо, и мгновенно засыпает.

Сцена 4

В доме суета в связи с готовностью к свадьбе. Капулетти посылает кормилицу, чтобы она разбудила Джульетту.

Сцена 5

В комнате Джульетты.

Кормилица будит Джульетту и обнаруживает, что она умерла.

В дом входят брат Лоренцо, Парис, музыканты. Каждый из них переживает несчастье по-своему, услышав печальную новость. Капулетти раздавлен, осмеян, искалечен, умерщвлен, Парис «разведен, обманут, втоптан в грязь», для матери и кормилицы это самый ужасный день в их жизни.

Лоренцо намерен стыдить всех, объясняя, что не стоит жаловаться, потому что Джульетта «небо сияет вечной жизнью» – она в раю. Монах распоряжается «осыпать тело розмарином» и отнести его в склеп.

Акт пятый

Сцена 1

Место действия – улица в Мантуе.

Ромео прогуливается по улице, размышляя о своем странном сне, который, как он считает, обещает ему радость. Во сне он видел себя мертвым, но появление его возлюбленной и поцелуй возвращают его к жизни.

На его пути встречается Балтазар, который рассказывает о «похоронах Джульетты».

Решив, что он должен отправиться в Верону и умереть рядом с любимой, Ромео вспоминает про нищего аптекаря и направляется к нему, чтобы купить яд.

Аптекарь изначально отказывается продать опасное вещество, так как «в Мантуе казнят торгующих такими веществами». Но «нужда дает согласье», и за большие деньги передает Ромео порошок. Яд будет действовать с первого глотка, если влить его в любую жидкость.

Ромео намеревается выпить «спасительное зелье» у гроба Джульетты.

Сцена 2

Келья монаха Лоренцо.

К духовнику Ромео является монах Джованни (послали в Мантую к Ромео с письмом). Выясняется, он не смог попасть в Мантую и передать письмо. Лоренцо очень тревожится: юноша не получил важного сообщения.

«Письмо имело очень важный смысл.
Задержка этих строк грозит несчастьем».

Джульетта должна скоро проснуться. Монах решает идти к маузолею и спрятать Джульетту у себя в келье, когда она очнется.

Сцена 3

События происходят на кладбище.

Клан Капулетти собирается в семейной гробнице, чтобы попрощаться с незавершившейся в браке женой. Парис, сопровождаемый своим пажом, решает не привлекать внимание и приказывает слуге предупредить его, если кто-то появится на кладбище. Паж свистит, заметив гостей, и Парис прячется в кустах.

Появляются Ромео и Балтазар. Ромео передает письмо отцу слуге и просит его уйти, так как хочет еще раз взглянуть на свою возлюбленную.

Увидев Ромео, Парис предполагает, что он собирается осквернить тела Джульетты и Тибальта. Не узнавая Париса в темноте, Ромео объясняет молодому человеку, что собирается «над собой расправу», но Парис не верит ему. Начинается дуэль, в которой побеждает Ромео. Узнав, что покойный Парис также был влюблен в Джульетту, Ромео с жалостью кладет его тело в гробницу.

Ромео обращается к своей жене с горечью и нежностью:

«Любовь моя! Жена моя! Конец
Хоть высосал, как мед, твое дыханье,
Не справился с твоею красотой.
Тебя не победили: знамя жизни
Горит в губах твоих и на щеках»

Ромео выпивает чашу с ядом.

Брат Лоренцо быстро прибегает к склепу и натыкается на Балтазара. Узнав от слуги, что Ромео в склепе уже полчаса и ничего не знает, он предчувствует беду. С ужасом он видит следы крови на полу, «обагренные мечи», и, наконец, тела Ромео и Париса.

В этот момент Джульетта просыпается и хочет увидеть своего мужа. Монах говорит ей:«У ног твоих лежит твой мертвый муж, и с ним Парис», – говорит монах и хочет увести девушку, чтобы спрятать ее, отправив «монахиней в обитель». «Другая сила, больше, чем моя, предупредила нас», – горько заключает он.

Джульетта отказывается идти, и Лоренцо уходит. Однако она остается рядом с телом своего мужа и замечает сосуд в его руке, от которого становится ясно, что он отравился. В надежде отравиться вместе с ним, Джульетта целует его и на губах остается яд. Затем она замечает кинжал и пронзает себя, погибая.

Паж Париса приводит стражу в склеп. Князь, Монтекки и Капулетти вызываются, а Лоренцо приходит, плача.

Князь, увидевший погибших, решает найти «виновника изуверства». Монтекки признаются в том, что его жена умерла сегодня, не выдержав разлуки со своим сыном.

Монтекки и Капулетти смотрят на своих погибших детей.

Лоренцо рассказывает трагическую историю «в двойном лице – как обвиняемый и обвинитель, чтоб осудить себя и оправдать». Он рассказывает о настоящей причине гибели детей Монтекки и Капулетти.

Эскал послушал монаха и задает вопросы Балтазару, который рассказывает о том, что видел и слышал. Князь читает письмо Ромео, оно подтверждает слова монаха. Веронский князь обращается к враждующим семьям:

«Где вы, непримиримые враги,
И спор ваш, Капулетти и Монтекки?
Какой для ненавистников урок,
Что небо убивает вас любовью!»

Покоренные общей печалью, семьи примиряются. Князь ставит точку в трагедии семей:

«Сближенье ваше сумраком объято.
Сквозь толщу туч не кажет солнце глаз.
… повесть о Ромео и Джульетте
Останется печальнейшей на свете…»

И что в итоге?

Однажды Ромео, уверившись в смерти Джульетты, решает выпить яд и умирает.
Увидев, что Ромео мертв, Джульетта пронзает себя кинжалом и сразу же умирает.
После смерти обоих детей, Монтекки и Капулетти решают прекратить долгую вражду.
Брат Лоренцо сообщает Монтекки и Капулетти о настоящей причине гибели их детей.
Граф Парис, стремясь защитить тела Джульетты и Тибальта, вступает в поединок с Ромео и погибает.
Меркуцио погибает от шпаги Тибальта.
Тибальт смертельно ранит Меркуцио, а затем сам погибает в поединке с Ромео.

Заключение

События, описанные в шекспировской трагедии, до сих пор волнуют людей своей глубиной чувств и портретами героев. В кратком пересказе “Ромео и Джульетты” читатель сможет лучше понять суть истории о прекрасной и нежной любви молодых, которая смогла преодолеть вековую вражду между семьями.

Тест по трагедии

После того, как вы ознакомитесь с кратким описанием, проверьте свои знания о известном произведении Шекспира:

Готовы проверить свои знания и погрузиться в великое литературное произведение о любви, страсти и трагедии? Пройдите увлекательный тест по 'Ромео и Джульетте' Уильяма Шекспира, чтобы испытать свою экспертность в этой классической истории. Ответьте на вопросы о событиях, героях и ключевых моментах этой знаменитой трагедии, чтобы оценить свои знания и вспомнить неповторимые моменты этой легендарной истории любви. Пройдите тест и почувствуйте величие 'Ромео и Джульетты'!"

Рейтинг произведения на основе отзывов литературных критиков

Критерий Оценка Шкала
Сюжет и интрига 4
Персонажи 4
Стиль и язык 3
Символика и темы 3
Оригинальность и влияние 2

Средняя оценка: 3.20

Почитайте отзывы о произведении от наших пользователей (добавьте свой комментарий и мы опубликуем его здесь)

👍

Эта книга увлекла меня с первой страницы и не отпускала до последней.

👍

Книга, которая заставила меня пересмотреть свои убеждения. Очень вдохновляюще!

👎

Эта книга - полное времяпрепровождение. Я потратил время впустую.

👎

Сюжет этой книги кажется созданным на коленке. Он не имеет никакой логики и ценности.

👎

Эта книга - полное разочарование. Сюжет бессмысленный, персонажи скучные.

👍

Автор мастерски владеет словом. Прекрасное произведение исторической литературы.

👎

Чтение этой книги - это полное отсутствие удовольствия. Она не заслуживает внимания.

👍

Я нашел в этой книге ответы на многие свои вопросы. Она словно освещает путь вперед.

Автор сайта
Кристина Залозная
Филолог, переводчик (славянские языки); учитель русского, украинского языка и литературы.
Задать вопрос

Оцените работу автора:

Средний рейтинг: 4
Произведения русских писателей
Добавить комментарий