Краткое содержание «Божественная комедия»

Краткие содержания
“Божественная комедия” Данте Алигьери – это эпическая поэма, рассказывающая о путешествии Данте по аду, чистилищу и раю. На этой странице вы найдете краткое содержание этой поэмы и пересказ онлайн.

Эпическое произведение «Божественная комедия» Данте Алигьери, написанное в период с 1308 по 1321 год, является одним из величайших образцов средневековой литературы и культуры в целом. Эта поэма, воплощение мировоззрения автора, стала вершиной его литературного творчества и настоящей энциклопедией философского, научного и богословского знания того времени.

Создать шпаргалку - нажми, чтобы скачать

Для ведения читательского дневника и подготовки к уроку литературы рекомендуется ознакомиться с кратким содержанием «Божественной комедии» по главам в онлайн формате.

Место и время действия

События поэмы разворачиваются в загробном мире в начале XIV века.

Основные персонажи

  • Данте – главным героем выступает сам автор, Данте Алигьери.

Остальные герои

  • Вергилий – дух великого поэта и мыслителя, который стал проводником Данте через Ад и Чистилище.
  • Беатриче – дух возлюбленной Данте, умершей 10 лет назад, которая проводит его по Земному раю.
  • Бернард – богослов, который становится третьим проводником Данте к Богу.

Краткое содержание

Песнь 1-2

В зрелом возрасте Данте «очутился в сумрачном лесу», печальном и пугающем. Он пытался добраться до гор, освещенных первыми лучами солнца, но безуспешно.

В лесу Данте появился дух Вергилия – «честь и светоч всех певцов земли», который предложил отправиться в путешествие через Ад и Чистилище, чтобы достичь желанного Рая. Данте боялся отправиться в путь, но, узнав, что его возлюбленная, умершая в юности Беатриче, просила за него, он согласился пройти через все круги Ада.

Песнь 3

При пересечении порога Ада, Данте не смог скрыть своих страхов от Вергилия, но последний утверждает, что здесь страх – не лучший советчик. Независимо от этого, Вергилий берет Данте за руку и ведет его дальше, где их буквально оглушает вздохами, плачем и безумными криками. Здесь оказались те “ничтожные, которых не возьмут ни бог, ни супостаты божьей воли“.

Песнь 4

Придя к водоему, Данте увидел старца Харона, который переводил души покойных на другой берег, где начинался первый круг Ада – Лимб. Это было место, в котором страдали души некрещеных младенцев и тех, кто “бога чтил не так, как мы должны“. Здесь Данте встретил великих поэтов и философов древности: Гомера, Горация, Овидия, Лукана.

Песнь 5

В зловещем мире Ада, где главным тираном был демон Минос, имелся отведенный район для тех, кто отдал свой разум радостям плотских наслаждений.

Песнь 6

Перед входом в третий круг Ада встречал грешников трехголовый пёс Цербер, акула и тигр в одном лице, свирепый и огромный. Здесь, под бесконечным дождем и градом, страдали души чревоугодников.

Песнь 7

Следующий круг Ада, под присмотром демона Плутоса в облике зверя, служил местом заключения для жадных и тех, кто прожигал свою жизнь в пустых наслаждениях.

Песнь 8-11

В пятом круге Ада Данте увидел души, которые страдали из-за своей лени и гнева.

Вскоре перед путешественниками предстал город Дит, вход в который охраняли полчища демонов. После непродолжительной беседы они пустили внутрь отважных путников.

Здесь Данте встретил Горгону Медузу, но, предупрежденный Вергилием, вовремя успел закрыть глаза – «ужасно увидеть лик Горгоны», способной навсегда ослепить человека.

В шестом круге Ада Данте повстречал души еретиков, которые страдали в гробницах.

Вергилий объяснил своему спутнику, как устроены последние три круга, которые находились в нижнем ярусе Ада, в самом центре Земли.

Песнь 12-16

У стражей седьмого круга Ада стоял дикий и жестокий Минотавр. В этом месте кровавый поток пожирает тех, «кто насилье ближнему нанес», а сверху на них стреляют стрелами легендарные кентавры.

Как тебе учеба? Нравится или нет?






Во втором круге седьмого круга Данте видел только колючие растения, в которые превратились души самоубийц.

В третьем круге седьмого круга страдают богохульники, на чьи упрямые головы «опускалась вьюга огневая».

Вергилий объясняет Данте, что скоро им предстоит спуститься в центр Ада.

Песнь 17-30

На пути перед путешественниками появился Герион – стражник из ада, охраняющий восьмой круг, где жестоко наказывают тех, кто обманывал. Они сели на его спину и понеслись в самую глубину пропасти.

Восьмой круг представлял собой десять зловещих щелей, имеющих концентрическую форму. В первой щели бесы били плетками обманщиков и сводников, во второй щели перед путешественниками предстали толпы обманщиков, погруженных в зловонную канализацию – такие были путешественники, которые обманывали других.

В третей щели наказывались торговцы святотатством – служители церкви, торговавшие церковными должностями при жизни. Их тела были зажаты огромными валунами, а пятки обволакивала пламенеющая сила.

Следующий ров принадлежал предсказателям и ясновидцам, каждый из которых был “странно скручен в том месте, где к лицу подходит грудь“.

В пятой щели восьмого круга души взяточников мучились, они были погружены в кипящую смолу.

По шестому рву прогуливались толпы грешников, “неспешным шагом, без надежды, в слезах, устало двигаясь вперед” – это были лицемеры, одетые в свинцовые плащи.

Седьмая щель служила темницей для воров, где их тела сжигались и разбрасывались по частям, чтобы затем снова собраться в одно целое – такая кара продолжалась вечно.

Восьмой ров был предназначен для коварных советчиков.

В девятой щели Сатана ломал головы, отрезал уши и носы всем мятежникам.

Фальшивомонетчиков ожидала грустная участь в последней щели восьмого круга Ада, где они страдали зловонной чесоткой.

Песнь 31-34

Двое известных путешественников, Данте и Вергилий, наблюдали за “строй гигантов“, которые были заключены в неподвижности как наказание.

Следующей остановкой путешествия стал колодец, где “новый исполин, Антей, возник из темной котловины“. При помощи магии Вергилий поднял его и тем самым перевел путников “в провал, где поглощен Иуда тьмой предельной и Люцифер“.

Далее, на дне колодца, они обнаружили ледяное озеро Коцит, где “синели души грешных изо льда” – последний круг Ада, где страдали предатели.

В середине озера находился Люцифер с тремя ртами. В одном из них был Иуда, во втором – Брут, а в третьем – Кассий. Грехи этих людей были особенно ужасны.

В конечном счете, Вергилий сообщил Данте, что их путешествие по кругам Ада подошло к концу и пора перейти к наблюдению небесных сфер.

Чистилище

Песнь 1-8

Путешественники «вышли на пустынный брег», и Данте был безумно счастлив снова увидеть солнечный свет. Они встретили лодку, управляемую великолепным ангелом, который привез на подножие горы души умерших людей.

Среди них были грешники, успевшие раскаяться в своих грехах перед смертью, храбрые воины, павшие в битвах, несчастные, умершие насильственной смертью.

Данте восхитился ночным небом, когда на нем появились три яркие звезды, «зажегшие вкруг остья небосвод» – символы веры, надежды и любви.

Песнь 9-26

Когда Данте и Вергилий остановились, Вергилий и другие тени не выглядели уставшими и не нуждались в отдыхе, а Данте, совершенно исчерпанный, провалился в глубокий сон. Когда он проснулся, его охватило огромное удивление и страх: солнце ярко светило («море расстилалось перед взглядом»). Оказалось, что пока поэт спал, пришла святая Лючия и перенесла его к самому входу в Чистилище.

Когда они подошли к скале, они увидели «три больших ступени, разных цветом, и вратника, сомкнувшего уста». Ангел, который стоял на входе в Чистилище, нанес на лбы каждого из них букву «Р», след от которой должен был исчезнуть по мере движения к вершине скалы.

Чистилище было разделено на отдельные части, их называли кругами. В первом круге были те, кто считал себя гордыми христианами. На их спинах лежали большие каменные глыбы, и им было тяжело удерживаться под их весом. Однако, несмотря на это, тени пели хвалу Господу и просили Его указать людям на истинный путь.

Второй круг Чистилища был предназначен для завистников, они лишились своего зрения.

Внезапно перед глазами Данте засиял новый свет. Вергилий сказал, что это пришел ангел, чтобы сообщить им о том, что путь открыт. Таким образом, путешественники попали в третий круг, где души, отравленные гневом, очищались. Темный и мрачный дым слепил их, заставляя задуматься о кротости и смирении.

Следующий круг Чистилища был зарезервирован для тех душ, которые в жизни были погружены в уныние. Одна из душ рассказала Данте, что здесь мы можем почувствовать полную и мощную любовь к добру, которая раньше была унылой и неполной.

В пятой зоне обитали расточители и скупцы, а шестое пространство было предназначено для чревоугодников. Им предстояло претерпеть невыносимые страдания от голода, пока их души искренне не раскаются и не искупят свои грехи.

В седьмом круге Чистилища обитали сластолюбцы, которые «забыли о людском законе, спеша насытить страсть, как скот спешит». Они очищали свои души, горя в пламени и пели оды о целомудренной жизни.

Песнь 27-33

К этому периоду у Данте были стерты почти все буквы со лба – он был готов к тому, чтобы проникнуть в “Господень лес, тенистый и живой” . Это был Земной Рай, где обитало бы все человечество, если бы Ева не нарушила запрет.

Здесь Данте встретил свою возлюбленную – Беатриче, которая скончалась в возрасте 25 лет. Вергилий исчез, и на его месте рядом с Данте появилась Беатриче. С ее помощью поэт смог лично увидеть все девять кругов Ада и семь кругов Чистилища и осознать опасность грехов в земной жизни.

Беатриче попросила своего возлюбленного, который был только гостем в Лесу Господнем, не забывать описывать все, что он здесь увидел – “для пользы мира, где добро гонимо“.

Рай

Песнь 1-2

Очарованная Беатриче вглядывалась в солнце, а Данте незаметно для себя поднимался вместе со своей возлюбленной в просторы небес. Весь Рай был разделен на разнообразные небесные сферы.

Согласно объяснениям Беатриче, небесные сферы вращаются вокруг кристального девятого неба – Перводвигателя. Ангелы являются движущей силой для этого вращения.

Песнь 3-28

Вместе с Беатриче в первом небе, небе Луны, где находится самое близкое к земле светило, оказался Данте. Здесь они встретили души монахинь, которых против их воли выдали замуж. Одна из монахинь рассказала поэту, что они находятся на первом небе из-за того, что, хоть и стали жертвами насилия, но не проявили достаточной стойкости. Таким образом, Данте узнал, что “всякая страна на небе – Рай, хоть в разной мере, ибо неравно милостью орошена“.

На втором небе (Меркурии) странников встречали души праведных, излучающие особо яркий свет.

На третьем небе, названным Венера, купались в благодати и радости души, исполненные любви.

На четвертом небесном уровне, то есть Солнце, Данте и Беатриче встретили мудрецов. Затем они попали на пятый уровень, где «в недрах Марса, звездами увит, из двух лучей, слагался знак священный» – крест. Данте слушал завораживающие звуки песни, слова которой он не мог разобрать, но наслаждался ее мелодичным звучанием. Смотря на сверкающий крест, поэт понял, что это была похвальная песня Иисусу Христу.

Шестой небесный уровень – Планета Юпитер – был полон искренней любви. Здесь нашли свое пристанище души праведников. Из некоторых сверкающих частиц появлялись буквы. Данте сложил их в слова и прочитал библейскую поговорку, после чего перед его глазами возникла фигура орла – символ власти и правосудия, которые царили на небесах.

Беатриче призвала своего возлюбленного вступить в новую фазу своей жизни, и они вместе отправились на планету Сатурн – седьмое небо. Там они обнаружили «рать огней», однако в этом небесном мире неслышно было прекрасного одушевленного пения, которое они слышали на предыдущих небесах. На Сатурне обитали души, полностью преданные служению Всевышнему. Это место находилось так далеко от Земли, что Данте был поражен, глядя вниз, насколько маленьким стал земной шар.

Любовники переместились дальше, на восьмое, звездное небо, где нашли постоянное пристанище для великих праведников. Отрицая материальное богатство, они накопили духовные сокровища, от которых теперь наслаждались. Данте начал беседовать с апостолами Петром, Иоанном и Яковом. Там же поэт увидел душу Адама, которая излучала невероятно яркий свет.

Прибыв на девятое небо, Беатриче рассказала, что здесь собран «весь плод небесного круговращенья». Первое, что привлекло внимание поэта, – это яркая точка, испускающая такой сильный свет, что ему пришлось отвернуться. Эта ослепительная точка является символом божества. Вокруг нее вращаются огни, из которых состоят все девять ангельских сфер Рая.

Песнь 29-33

Беатриче поведала Данте о том, “где, когда и как” созданы ангелы. Благодаря их непрерывному и стремительному движению, вся Вселенная вращалась.

Влюбленные поднялись в Эмпирей – самую высокую сферу, где Данте увидел своего нового учителя – Бернарда, мистика-богослова. Он был одет в белоснежную одежду и “он так ласков был, как только может быть родитель нежный“. В то же время Беатриче, выполненная свою задачу, вернулась на свое место в раю.

Центральное место в амфитеатре занимала та женщина, чье лицо было наиболее похоже на лицо Христа – Дева Мария. Рядом с ней сидели Адам, Иоанн Креститель и Апостол Петр. Старец обратился к Деве Марии с просьбой о помощи Данте, а затем призвал поэта взглянуть наверх. Когда Данте поднял глаза, он увидел невероятно яркое сияние – “Вышний Свет, над мыслию земной столь вознесенный”. У него не хватило слов, чтобы описать свое потрясение и восхищение увиденным.

Таким образом, Данте обрел самую великую из всех истин – он увидел Бога в Его троице. Пережив этот момент высшего духовного напряжения, он потерял силы. Однако это осознание навсегда изменило его жизнь – “Но страсть и волю мне уже стремила, как если колесу дан ровный ход, любовь, что движет солнце и светила”.

И что в итоге?

Данте – завершив свое путешествие по Аду, Чистилищу и Раю, переживает глубокое духовное прозрение, воспринимая связь Бога в его трех лицах.
Вергилий – после того, как провел Данте через Ад и Чистилище, исчезает из виду.
Беатриче – после того, как она провела Данте через Рай, возвращается на свое место в Раю.
Бернард – сопровождает Данте в высшей сфере Рая.

Заключение

Эпос Алигьери, основанный на христианской доктрине, наглядно показал, какую кару ожидала преступников за их злодеяния. И в то же время демонстрировал, насколько обширной может быть Божественная милость по отношению к людям, ведущим честную и непорочную жизнь.
После ознакомления с сжатым пересказом “Божественной комедии” рекомендуем прочитать книгу Данте Алигьери в полной версии.

Тест по поэме

Убедитесь, что вы можете протестировать свою память на краткое содержание с помощью теста:

Готовы ли вы отправиться в увлекательное путешествие по литературному миру 'Божественной комедии'? Пройдите наш тест и проверьте свои знания о главных персонажах, символике и сюжете этой великой поэмы. Разгадайте её тайны и погрузитесь в мир Данте Алигьери!

Рейтинг произведения на основе отзывов литературных критиков

Критерий Оценка Шкала
Сюжет и интрига 3
Персонажи 3
Стиль и язык 5
Символика и темы 4
Оригинальность и влияние 3

Средняя оценка: 3.60

Почитайте отзывы о произведении от наших пользователей (добавьте свой комментарий и мы опубликуем его здесь)

👎

Сюжет этой книги кажется созданным на коленке. Он не имеет никакой логики и ценности.

👍

Когда закончил эту книгу, меня охватило чувство блаженства. Чтение - это счастье!

👍

С каждым перечитыванием эта книга приобретает новый смысл и глубину.

👍

Отличное произведение! Сильный сюжет и увлекательные персонажи.

👎

Сюжет этой книги невероятно запутанный и нелогичный. Я потерял нить сюжета после первых страниц.

👎

Автор не смог зацепить меня своим произведением. Книга лишена вдохновения и смысла.

👍

Книга, которая заставляет задуматься. Глубокий смысл и потрясающая атмосфера.

👎

Чтение этой книги - это полное бессмысленное занятие. Я не мог найти никакого смысла в ней.

Автор сайта
Кристина Залозная
Филолог, переводчик (славянские языки); учитель русского, украинского языка и литературы.
Задать вопрос

Оцените работу автора:

Средний рейтинг: 5
Произведения русских писателей
Добавить комментарий