Анализ пьесы «Моцарт и Сольери» (А.С. Пушкин)

Анализ произведения

В недрах бескрайних осенних лесов Болдино, вдалеке от суеты мира и шума, зрело нечто великое. В уединении своего усадебного поместья, вдали от глаз постоянно наблюдающих общественности, Александр Сергеевич Пушкин покорял страницы своего литературного мира. Наступившая осень 1830 года стала свидетелем рождения серии произведений, которые впоследствии стали известны как “маленькие трагедии”. И хотя замысел великого поэта предусматривал девять таких произведений, судьба оказалась непримиримой, и лишь четыре из них увидели свет.

Создать шпаргалку - нажми, чтобы скачать

В этих четырех шедеврах прослеживаются мысли и чувства, гениальность и трагедия самого Пушкина. А одной из самых волнующих и противоречивых трагедий этого сборника стала “Моцарт и Сальери”.

Внимательное исследование этого произведения раскрывает перед нами его глубочайшие темы — опасность зависти и борьбу между искусством, воплощенным в музыке, и скрупулезным ремеслом. Сюжет трагедии, хотя и построен на основе слухов и исторических неясностей, все же не теряет своей литературной ценности, проникая в сердца и умы читателей с непреодолимой силой.

История создания

Первоначально Пушкин задумал назвать свою пьесу "Зависть", что ясно отражало главную тему произведения.

Окунемся в мир слухов и легенд, которые окружали имя Сальери и вдохновили великого Пушкина на создание его “Моцарта и Сальери”. В 1824 году Европу охватила волна слухов о том, что придворный музыкант, находящийся в психиатрической клинике, признался в убийстве Моцарта. Однако вскоре эти слухи были опровергнуты, их правдивость оказалась сомнительной.

Пушкин также обратил внимание на легенды, связанные с итальянским скульптором Микеланджело. По одной из легенд, Микеланджело распял своего натурщика в стремлении изобразить библейскую сцену. В конце произведения “Моцарт и Сальери” Пушкин упоминает этот поступок, раскрывая тему преступления, совершенного во имя искусства.

Также вдохновением для поэта стали “Драматические сцены” Барни Корнуолла. Они послужили основой структуры цикла “Маленькие трагедии”, и из них Пушкин взял несколько текстовых строк, вплетя их в свои произведения.

Пушкин также ощущал необходимость получить более точную информацию о жизни Сальери, и в этом ему помогла “Музыкальная жизнь художника Иосифа Берглингера”. Эта работа детально описывала творческий и жизненный путь известного музыканта и стала для Пушкина опорой в его творчестве.

Первоначально Пушкин задумал назвать свою пьесу “Зависть”, что ясно отражало главную тему произведения. Однако в конце 1831 года она была опубликована под названием “Моцарт и Сальери” в альманахе “Северные цветы”. В самом произведении была указана дата его завершения – 26 октября 1830 года. Пушкин понимал, что сюжет и характеры героев являются вымышленными, но ему было интересно отношение публики к описываемой истории.

Жанр

Следуя великим традициям, Пушкин воплотил свою трагедию “Моцарт и Сальери” в особом жанровом стиле. В этом произведении мы находим все неотъемлемые элементы трагедии: конфликт, развитие главной идеи и проблемы, и, наконец, трагическое завершение. При этом Пушкин не стал отступать от стихотворной формы и выбрал пятистопный ямб, тем самым придавая произведению особую музыкальность и ритмичность.

Несмотря на относительно небольшой объем произведения и отсутствие излишних ответвлений, “Моцарт и Сальери” содержит огромную глубину и смысл. Анализируя эту трагедию, мы видим, что Пушкин создал собственный неповторимый жанр — маленькую трагедию. В этом жанре он смог сжать большие идеи, эмоции и проблемы в компактную форму, сохраняя при этом всю силу и значимость трагического произведения.

Основная тема

Пушкин в своей трагедии "Моцарт и Сальери" возвышает над нами зеркало, отражающее банальную, но всепроникающую тему - зависть, глупую человеческую страсть.

Пушкин в своей трагедии “Моцарт и Сальери” возвышает над нами зеркало, отражающее банальную, но всепроникающую тему – зависть, глупую человеческую страсть. В то время как Сальери, проживший целую жизнь в стремлении и считающий, что успех приходит благодаря усердию и математическим расчетам, отвергает понятие гениальности, Моцарт, молодой композитор, просто погружается в наслаждение жизнью и легким творчеством, не обремененным философскими размышлениями.

Они оба музыканты, друзья, но это не останавливает завистливого Сальери, который стремится уничтожить своего оппонента за то, что он расточает свой талант бездумно и неосознанно. Молодой Моцарт просто не понимает и не осознает своей гениальности, принимая ее как нечто естественное, забывая благодарить судьбу за этот дар.

Зависть, один из самых мучительных грехов, становится губительной для пожилого композитора Сальери, разрушая его душу и побуждая его к убийству. В этом произведении зависть становится движущей силой сюжета, ведущей нас через трагический путь саморазрушения и разрушения других. Пушкин безжалостно исследует психологию зависти, показывая, как она может привести к самым ужасным поступкам и разрушить даже самых талантливых и блестящих людей.

Главная идея

Глубинная идея, пронизывающая трагедию “Моцарт и Сальери” Александра Сергеевича Пушкина, заключается в осознании, что все проблемы и противоречия, которые мы испытываем в жизни, исходят изнутри нас самих.

Как тебе учеба? Нравится или нет?






Персонаж, совершивший злодеяние, в конечном счете оказывается один наедине со своей совестью, которая постепенно пожирает его, не принося никакой радости или удовлетворения, хотя казалось, что злодеяние станет выходом из трудной ситуации.

В этой трагедии Моцарт отравлен, но не побежден. Даже на грани смерти он оказывается выше своего недруга, который решился на подлость и предательство. В последний момент своей жизни Моцарт произносит гениальную фразу, которая разрушает моральное основание его убийцы: “гений и зло – несовместимы”.

Проблематика

Проблематика в пьесе “Моцарт и Сальери” отражает несколько важных тем, которые Александр Пушкин ставит перед читателем.

  1. Влияние зависти на душу человека

Автор исследует разрушительную силу зависти, показывая, как она постепенно разъедает душу Сальери. Начиная с негодования и сравнения своих успехов с успехами других, зависть становится все поглощающей, и Сальери теряет здравый смысл, видя все в искаженном свете зависти. Кульминацией этой проблемы становится акт агрессии, который Сальери совершает против Моцарта, чьи успехи превосходят его собственные.

2.    Предвзятость

Сальери абсолютно уверен в правильности своей оценки искусства. Однако он искажает реальность, опираясь только на свой субъективный опыт и восприятие. Утверждение Сальери, что музыка исчезнет после Моцарта, является абсурдным и искаженным взглядом на будущее искусства.

3.     Несправедливость

Сальери принимает на себя роль судьи, решающего, кто должен жить, а кто должен умереть. Он воображает себя богом и нарушает право другого человека на жизнь. Это явное нарушение справедливости и морали, и пьеса подчеркивает, что мы не имеем права так поступать.


Композиция

Композиция содержит все необходимые этапы для развития сюжета. Она начинается с экспозиции, которая представлена монологом Сальери о жизни и искусстве. Этот монолог помогает нам погрузиться в мир персонажей и понять их внутренний мир и мотивации.

Действие трагедии развивается в двух актах, которые построены на размышлениях и речах главных действующих лиц. В ходе развития сюжета достигается кульминация, наивысшая точка напряжения и конфликта. Здесь зависть Сальери к Моцарту достигает своего пика, и мы видим глубину эмоционального и морального противостояния между персонажами.

В конце произведения наступает философская развязка, которая воплощается в фразе о гении и злодействе, произнесенной обоими героями. Эта фраза выражает главную мысль трагедии, о том, что гениальность и злодейство несовместимы. Она становится своего рода заключительным аккордом, оставляющим читателя или зрителя с глубокими размышлениями о нравственных и философских аспектах человеческой природы.

Важные композиционные особенности:
  • Присутствие монологов и размышлений Сальери в начале и конце произведения. Его мысли глубоки, а рассуждения о музыке, труде и искусстве являются основой всей трагедии. Пушкин, используя этот прием, показывает, как медленно и мучительно в душе человека зарождается зависть.
  • Характер монологов злодея резко меняется во второй части трагедии. Его рассудительные рассуждения сменяются отрывистыми и противоречивыми фразами, что свидетельствует о внутреннем конфликте персонажа.
  • Связующим звеном между событиями и размышлениями Сальери является флакон с ядом. Он всегда находится у Сальери, что символизирует темную сторону его души. Присутствие яда подчеркивает готовность завистника перейти к действиям.
  • Фразу о гении и злодействе произносят оба героя – Моцарт и Сальери. Это подчеркивает главную мысль литературного произведения Пушкина. Фраза становится ключевой, выражая непримиримое противоречие между гениальностью и злом.

Главные герои и их характеристика

В трагедии “Моцарт и Сальери” главные герои занимают центральное место, их характеристики противоположны друг другу, что создает интересный драматический контраст.

Моцарт

Моцарт, главный герой трагедии, является воплощением молодого композитора с непревзойденным талантом и жизнерадостной натурой.

Моцарт, главный герой трагедии, является воплощением молодого композитора с непревзойденным талантом и жизнерадостной натурой. Он преисполнен радости жизни и обладает добродушным характером. Музыка создается у него легко и естественно, словно даром с небес. Моцарт пронизан чувством такта и деликатности, проявляя особую тонкость в отношениях с другими людьми.

Он олицетворяет непорочность и наивность гения. Моцарт не склонен к подозрениям и предпочитает видеть только добро в людях, в том числе и в своем “друге” Сальери. Он относится к окружающим с чистым сердцем, без подозрений и скрытых намерений.

Моцарт выступает как символ открытости и доверия. Его натуралистический подход к творчеству и жизни позволяет ему наслаждаться каждым моментом, без лишней загруженности философскими размышлениями. Он просто проживает свою жизнь, полагаясь на свой врожденный дар и интуицию.

Сальери

Сальери, главный антагонист трагедии, представляет собой полную противоположность Моцарту.

Сальери, главный антагонист трагедии, представляет собой полную противоположность Моцарту. Он обладает ярко выраженными чертами завистливого и желчного человека, пропитанного высокомерием и безжалостностью. Сальери с детства отрекся от беззаботной жизни, предаваясь учению искусству музыки. Его талант не был ему дан легко, и только через упорные занятия он смог превратить его в ремесло и достичь некоторого успеха.

Однако, когда на сцену выходит Моцарт, новый гений музыки, Сальери охватывает необузданная зависть и гордыня. Он видит в Моцарте конкурента, который угрожает его собственному статусу и славе. Завистник считает себя выше Моцарта и не может принять его беспринципной и легкомысленной природы, в которой талант проявляется без труда. Это разжигает в Сальери желчь и непомерную зависть, побуждая его задуматься о ликвидации талантливого композитора.

Сальери в своей зависти считает, что ему положено право лишить жизни гения, поскольку он не считает его достойным своих дарований. Он изо всех сил стремится уничтожить Моцарта и, используя свои козни, сыплет яд в его бокал.

Второстепенные персонажи

Помимо Моцарта и Сальери, в трагедии “Моцарт и Сальери” также присутствуют два второстепенных, но заметных персонажа: человек в черном и слепой старик.

Человек в чёрном

Моцарт ощущает беспокойство и неясное присутствие Человека в черном рядом с ним.

Человек в черном, герой трагедии “Моцарт и Сальери”, предстает перед нами как таинственный вестник смерти. Его появление в жизни Моцарта играет ключевую роль в развитии сюжета. Три недели до описанных событий, Человек в черном явился к Моцарту и заказал у него реквием. После этого он исчез, но его присутствие оставило неизгладимый след в душе композитора.

Моцарт ощущает беспокойство и неясное присутствие Человека в черном рядом с ним. Он ощущает, что таинственная фигура преследует его, подталкивая к неотвратимому финалу. Это ощущение преследования не дает Моцарту покоя, и он оказывается заточенным в ловушке своих собственных мыслей. Он начинает сомневаться в своей безопасности и силе, непрестанно чувствуя на себе взгляд Человека в черном.

Старик со скрипкой

Старик со скрипкой в трагедии "Моцарт и Сальери" предстает перед нами как символ верности и простоты.

Старик со скрипкой в трагедии “Моцарт и Сальери” предстает перед нами как символ верности и простоты. Несмотря на свою слепоту, он обладает великим музыкальным талантом и умением передать красоту Моцартовской музыки через свою скрипку.

В одной из сцен, Моцарт, пребывая в трактире, обращается к старику со скрипкой и просит его сыграть его собственную мелодию. Это свидетельствует о том, что Моцарт признает и ценит даже самых скромных исполнителей, понимая, что его музыка несет в себе универсальное восхищение и должна звучать повсюду.

Однако Сальери, злобно завидуя Моцарту, считает такое выступление старика “кощунством” и выгоняет его. Но Моцарт, истинный благодетель и человек с открытым сердцем, в благодарность за его исполнение щедро награждает старика со скрипкой.

Краткое содержание пьесы «Моцарт и Сальери»

Трагедия “Моцарт и Сальери” имеет простую и лаконичную структуру, состоящую из двух актов. Вводная сцена разворачивается в комнате Сальери и служит экспозицией произведения. Здесь мы получаем глубинное представление о характере, воспитании, скрытых мыслях и желаниях главного героя через его монолог. Сальери находится в одиночестве, и его аудиторией становятся читатели, которые вникают в его внутренний мир.

Сцена I

Моцарт предлагает Сальери послушать его новую композицию, фрагмент из оперы "Дон Жуан".

Сальери сидит в своей комнате, погруженный в размышления о своей жизни. Он отдалился от прежней праздной жизни и полностью посвятил себя музыке. Сальери проводил много времени за изучением музыки, надеясь раскрыть тайну ее создания. Однако он осознает, что не обладает истинным творческим даром, и его попытки создать собственное произведение заканчивались неудачей.

Однажды он услышал произведение выдающегося композитора Глюка, и оно восхитило его. Под влиянием творчества Глюка, Сальери решает начать все с чистого листа. Благодаря усердной и напряженной работе, Сальери достигает успеха в музыкальном мире, и его произведения становятся известными и популярными.

Сальери гордится тем, что он никогда не испытывал зависти к другим композиторам и всегда уважал их успех и славу. Однако сейчас он признает себя “завистником презренным”. Встреча с Моцартом, настоящим музыкальным гением, вызывает у него низкие чувства зависти. Он считает, что Моцарт не заслуживает своего “священного дара” и что его талант был недостойно дан ему от бога.

В это время в комнату входит веселый Моцарт, который только что был в трактире и восхищался игрой слепого скрипача. Моцарт предлагает Сальери послушать его новую композицию, фрагмент из оперы “Дон Жуан”. Однако, когда Моцарт начинает играть на скрипке, Сальери насмехается и грубо прогоняет слепого скрипача, считая его бездарным.

Затем Моцарт садится за фортепьяно и исполняет свою гениальную композицию. Сальери ошеломлен и поражен. Он удивляется тому, как Моцарт, создавая такое великолепное произведение, мог спокойно сидеть в трактире и слушать бездарную игру слепого музыканта. В этот момент Сальери осознает, что Моцарт – настоящий бог в музыке, и предлагает ему пообедать вместе.

Когда Моцарт уходит, Сальери задумывается о своем злодейском плане. У него хранится яд, который он намерен использовать для уничтожения Моцарта. Сальери убежден, что талант Моцарта не принесет пользы миру, так как он не ценит свой великий дар и не стремится передать его другим. Он считает себя избранным, чтобы освободить человечество от Моцарта, и верит, что только его смерть может исправить ошибку судьбы.

Сцена II

Моцарт поднимает тост за нерушимую дружбу с Сальери и выпивает стакан.

Моцарт и Сальери обедают в отдельной комнате трактира. Моцарт выражает свою тревогу другу относительно странного происшествия. Три недели назад к нему в дом пришел незнакомец в черной одежде и заказал у него траурную мессу – “Реквием”. Моцарт активно принялся за этот заказ и почти закончил его. Однако таинственный незнакомец до сих пор не дал никаких отзывов. Моцарт жалуется Сальери, что постоянно ощущает присутствие “черного человека”.

Сальери пытается успокоить Моцарта, напоминая ему о совете Бомарше, который говорил, что в тяжелые моменты нужно выпить вина или прочитать что-нибудь веселое. Когда Моцарт услышал имя Бомарше, он вспомнил, что слышал о том, что он кого-то отравил. Однако он сомневается в правдивости этой информации и уверенно заявляет: “Гений и злодейство – две несовместимые вещи”. В это время Сальери тайно подсыпает яд в стакан Моцарта.

Моцарт поднимает тост за нерушимую дружбу с Сальери и выпивает стакан. Затем он садится за фортепьяно и исполняет свое “Реквием” для Сальери. Вскоре Моцарт начинает чувствовать недомогание. Он прощается и поспешно уходит.

Оставшись один, Сальери размышляет о глубоком смысле фразы Моцарта о несовместимости “гения и злодейства”. Он задается вопросом, не доказал ли он свою неспособность и отсутствие таланта, отравив своего преданного друга. Вспоминая легендарную историю о Микеланджело, Сальери приходит к мысли, что великий скульптор убил натурщика, чтобы достоверно изобразить страдания умирающего на кресте Иисуса Христа.

Значение трагедии «Моцарт и Сальери»

Трагедия “Моцарт и Сальери” Александра Пушкина имеет глубокое значение и учит нас важным урокам. Она напоминает нам, что зависть и ревность ничего хорошего не приносят. По сути, каждый человек имеет свой собственный путь и собственные способности, и сравнение с другими только приводит к разочарованию и горечи.

Автор призывает нас ценить и радоваться своим собственным достижениям, даже если они кажутся маленькими по сравнению с чужими успехами. Вместо зависти, мы должны находить радость в простых мелочах и своем собственном месте в жизни. Это призыв к смирению и признанию своей уникальности.

Основное учение, которое Пушкин передает через данную трагедию, заключается в том, что гений и злодейство не могут сосуществовать. Человек должен выбрать свой путь: быть честным и добросовестным в своих действиях, стремиться к достижению успеха и праздновать его, или же выбрать путь нечестности и страдать от заслуженного поражения и неприятия окружающих.

Выводы

Трагедия “Моцарт и Сальери” Александра Пушкина представляет собой глубокое и многогранное произведение, которое поднимает ряд важных проблем и вопросов человеческой природы. Она отражает философию автора и его интерес к проблемам зависти, предвзятости и несправедливости.

Основная тема произведения заключается в осознании того, что зависть и ревность могут разрушить душу человека. Пушкин призывает нас быть благодарными за свои собственные достижения и не завидовать успеху других, а также ценить простые радости и находить свое место в жизни.

Трагедия “Моцарт и Сальери” предлагает нам мудрость и уроки, которые можно применить в нашей собственной жизни. Она напоминает о важности самооценки, уважения к себе и другим, выборе честного пути к успеху и осознании, что гениальность и злодейство несовместимы.

Через противопоставление героев и их судеб автор показывает, что каждый из нас уникален и имеет свои собственные способности и место в мире. Мы должны ценить и развивать свои таланты, несмотря на различия и сравнения с другими. В конечном счете, наша индивидуальность и способности приносят нам истинное удовлетворение и радость, а зависть и ревность лишь отводят нас от нашего истинного пути и счастья.

Автор сайта
Кристина Залозная
Филолог, переводчик (славянские языки); учитель русского, украинского языка и литературы.
Задать вопрос
Произведения русских писателей
Добавить комментарий

  1. Валерий Королев

    Отличный анализ пьесы “Моцарт и Сольери”! Основной темой идеальное сочетание двух музыкальных гениев и их противоположных характеров. Жанр – драма, наполненная эмоциями и философскими размышлениями. Краткое содержание круто передает сложные взаимоотношения и взаимное влияние музыкантов. Моя любимая цитата: “Мы должны искусству, а не своей природе служить”. Всегда восхищаюсь этой пьесой!

    Ответить
  2. Мария Королева

    Песни Моцарта и Солера А.С. Пушкина – одни из самых красивых и поразительных произведений, которые я когда-либо слышала. Их музыка и слова проникают прямо в душу и заставляют вас думать о жизни и любви на новый уровень. Я очень рекомендую всем послушать эти произведения.

    Ответить