Анализ пьесы «Мещанин во дворянстве» (Мольер)

Анализ произведения

Комедии Мольера занимают почетное место в мировой драматургии благодаря своей яркости, сатире и остроумию. Одной из наиболее известных и любимых пьес в его репертуаре является “Мещанин во дворянстве”. Написанная в 1670 году, эта пьеса представляет собой не только забавное развлечение, но и глубокое исследование социальных и культурных противоречий эпохи.

Создать шпаргалку - нажми, чтобы скачать

“Мещанин во дворянстве” ставит на сцене необычную историю мещанина Монсьера Журдена, который, надеясь подняться в общественном статусе, стремится стать дворянином. Однако его неуклюжие попытки проникнуть в аристократическое окружение сталкиваются с насмешками, лицемерием и смехом со стороны дворянской элиты.

Журден

В данной статье мы проведем анализ пьесы “Мещанин во дворянстве” с акцентом на ее сатирической сущности, характерных чертах главного героя, а также общественном контексте времени, в котором она была написана. Мы рассмотрим важные темы, поднятые Мольером, такие как социальная мобильность, притворство, роль образования и идеалы аристократии.

Через изучение этой знаменитой комедии Мольера мы сможем более глубоко понять и оценить сатирический талант этого великого драматурга, а также его критику социальной системы и человеческого поведения. Предлагаемый анализ поможет раскрыть множество слоев смысла в пьесе и позволит нам оценить ее актуальность и по сей день.

История создания

История создания комедии “Мещанин во дворянстве” связана с удивительным эпизодом из жизни Людовика XIV, великого французского короля, который играл значительную роль в развитии и поддержании искусства и культуры во Франции. В 1669 году, Людовик XIV принимал послов из Турции, страны с уникальными и непохожими на французские традиции.

Он, как обычно, стремился поразить своих гостей и подготовил все для впечатляющего приема. Однако, к его неудовольствию, турецкие послы отнеслись к французским традициям с осуждением и недоумением. Они не поняли и не оценили великолепие и элегантность французского двора. Людовик XIV был оскорблен и разочарован таким отношением.

В результате этого инцидента, король решил воспользоваться мощным инструментом своего времени – театром, чтобы выразить свое недовольство и осудить турецкие традиции. Он обратился к известному драматургу Мольеру с просьбой создать комедию, которая бы юмористическим образом освещала различия между французской и турецкой культурами. Так родилась комедия “Мещанин во дворянстве”.

Мольер, со своим уникальным талантом и острым чувством юмора, создал яркую и сатирическую пьесу, которая представляла собой критику турецких обычаев и традиций, а также высмеивала некоторые аспекты дворянской жизни и притворства.

Эта комедия стала не только отражением недовольства Людовика XIV, но и важным произведением в творчестве Мольера. Она исследовала социальные различия, культурные противоречия и показала, что стремление к превосходству и подражание высшему классу может привести к комическим и нелепым ситуациям.

Жанр и направление

Мещанин во дворянстве

Мастерство Мольера проявляется в его комедии “Мещанин во дворянстве” в соответствии с классическими канонами классицизма. Это литературное направление требовало соблюдения трехединства в действии, месте и времени, и Мольер в полной мере справился с этой задачей. Вся сюжетная линия разворачивается в течение одного дня, в доме господина Журдена, и не отвлекается на второстепенные события.

Чтобы подчеркнуть сатирическую нелепость и жалкость жажды богатства и социального престижа, Мольер создал новаторский жанр – комедию-балет.

Этот жанр позволил ему изобразить на сцене не только словесные ситуации, но и через танцевальные номера передать эмоции, отражающие суть пьесы. Балетные сцены еще больше акцентируют внимание на проблематике произведения, создавая яркую и гармоничную композицию.

Уникальность “Мещанина во дворянстве” заключается в том, что Мольеру удалось избежать жанрового конфликта, объединив комедию и балет в органичное целое. Это позволило пьесе стать необычной и привлекательной для зрителей. Ее яркость и оригинальность сделали ее одной из самых популярных пьес во всем мире на протяжении многих лет.

Основная тема

Основная тема комедии “Мещанин во дворянстве” Мольера касается нелепого и пустого тщеславия, которое не принесет человеку никакой реальной пользы. В своем произведении, Мольер высмеивает главного героя, который стремится казаться тем, кем он на самом деле не является.

Как тебе учеба? Нравится или нет?






Господин Журден, мещанин, решает проникнуть в дворянскую элиту, полагая, что это придаст ему высокий статус и привилегии. Однако его попытки оказываются неуклюжими и комичными. Он принимает манеры, одежду и речь дворян, но вскоре становится ясно, что его притворство и фальшивка не могут скрыть его истинного происхождения и натуры.

Мольер с остроумием и сатирой раскрывает бессмысленность и опасность такого поведения. Он показывает, что стремление к образу высшего класса без истинных качеств и достоинств не только нелепо, но и может привести к негативным последствиям. Журден попадает в затруднительные ситуации, становится объектом насмешек и осмеяния со стороны дворян и даже слуг.

Основная идея

Основная идея комедии “Мещанин во дворянстве” заключается в том, что не следует стремиться превысить свои возможности и притворяться кем-то, кем мы на самом деле не являемся. Пьеса насмехается над господином Журденом, который жаждет возвыситься в социальном статусе, но его попытки выглядят нелепыми и гротескными.

Журден

Мольер передает важное послание о том, что мы должны быть довольны тем, что имеем, и не стремиться к тому, что находится вне нашего достижения. Журден, захваченный своими амбициями, пытается охватить все знания и навыки “правильного” обращения в высшем обществе, но в результате только смешит и оказывается объектом насмешек.

В то же время, пьеса подчеркивает важность серьезного обучения и усердия в достижении наших целей. Образ Клеонта в пьесе иллюстрирует идею о необходимости быть находчивым и сообразительным, чтобы успешно добиваться своих целей. Клеонт не стремится стать дворянином, но его решительность и способность адаптироваться помогают ему добиться успеха и счастья.

Композиция

Комедия Мольера “Мещанин во дворянстве” обладает уникальной композицией, в которой каждый акт представляет собой отдельный комический эпизод, в котором разворачиваются забавные ситуации.

  1. Первый акт становится началом приключений главного героя, Журдена, который становится жертвой откровенной лести со стороны учителей музыки и танцев. Их подхалимаж и преувеличенное восхищение Журденом создают комическую атмосферу и намекают на будущие нелепости.
  2. Во втором акте состав наставников Журдена расширяется, и каждый учитель стремится продемонстрировать важность своего предмета для истинного аристократа. Здесь Мольер искусно играет на противоречиях и преувеличении, создавая забавные ситуации и подчеркивая нелепость всей ситуации.
  3. Третий акт ярко показывает, насколько глуп и слеп в своем тщеславии Журден, который позволяет своему мнимому другу, Доранту, использовать его ради денег. Этот эпизод подчеркивает нелепость и наивность главного героя, который становится объектом смеха и насмешек.
  4. Четвертый акт становится настоящим турецким фарсом, в котором Мольер иронично разыгрывает маскарад и посвящение Журдена в несуществующую аристократию. Этот эпизод придает комедии дополнительную остроту и комическое напряжение.
  5. В пятом акте, достигая кульминации, Журден, полный счастья от исполнения своей заветной мечты, дает разрешение на брак своей дочери и служанки. Здесь Мольер великолепно подчеркивает глупость и лицемерие главного героя, создавая финальный аккорд комедии.


Главные герои и их характеристика

Комедия “Мещанин во дворянстве” Мольера является источником веселья, смеха и множества забавных ситуаций. Ее главные герои оживляют сцену и отличаются разнообразными характерами и особенностями, что делает их интересными и запоминающимися персонажами. Давайте познакомимся с каждым из них.

Журден

Журден

Журден – главный герой комедии “Мещанин во дворянстве” – предстает перед нами как буржуа, который с нескрываемым энтузиазмом стремится стать дворянином. Он обладает непосредственностью и наивностью, безрассудством и щедростью. Неустанно стремясь к своей заветной мечте, Журден с радостью одалживает деньги и доверяет всесилие финансовых возможностей.

Если его рассердить, Журден мгновенно вспыхивает, начинает кричать и создавать скандалы. Веря в то, что деньги могут решить любые проблемы, он обращается к самым дорогим портным, полагая, что их одежда придаст ему дворянский блеск и изысканность.

Журдена насмехаются и дурачат все, начиная от простых слуг и заканчивая близкими родственниками и лжедрузьями. Его грубость, невоспитанность, невежество и вульгарность заметно контрастируют с его претензиями на дворянский лоск и изящество.

Жена Журдена

Жена Журдена

Жена Журдена предстает перед нами как самодостаточная и разумная женщина, которая является противоположностью своему мужу. Она выделяется своим воспитанием и здравым смыслом. Практичная и утонченная дама всегда проявляет достоинство и элегантность в своем поведении.

Жена Журдена стремится направить своего супруга на “путь истины”, пытаясь разъяснить ему, что все его окружающие используют его. Она обладает ясным видением и рассудительностью, осознавая фальшь и ложные притязания Журдена.

Госпожа Журден не зациклена на дворянских титулах и не увлечена статусами. Она не стремится к социальному возвышению и высокому положению. Даже свою любимую дочь она желает выдать замуж за человека, который будет равен по статусу и уму, чтобы ей было комфортно и счастливо.

Дорант

Граф Дорант

 

Граф Дорант выделяется своей благородностью и принадлежностью к высшему сословию. Он обладает аристократическими манерами и высокомерием. Дружбу с Журденом он поддерживает исключительно из корыстных побуждений.

Предприимчивость Доранта проявляется в его ловкости в присвоении даров, которые Журден подарил Маркизе, представляя их как свои собственные. Даже бриллиант, который был подарен Журденом, Дорант выдает за свой собственный подарок.

Зная о розыгрыше Ковьеля, Дорант не спешит предупредить своего друга о коварных планах насмешников. Напротив, он сам наслаждается наблюдением за глупым Журденом и потешается над ним.

Маркиза Доримена

Маркиза Доримена

Маркиза Доримена, вдова представляющая знатный дворянский род, является одним из ключевых персонажей в комедии “Мещанин во дворянстве”. Она становится целью Журдена, который ради нее обучается всем наукам и тратит огромные суммы денег на дорогие подарки и организацию светских раутов.

Маркиза Доримена отличается лицемерием и тщеславием. Она способна в глазах хозяина дома сказать, что все его затраты на прием были напрасными, однако в то же время с наслаждением погружается в деликатесы и роскошь. Она не против принимать дорогие подарки, но когда она видит супругу своего ухажера, притворяется смущенной и даже обиженной.

Возлюбленные (Люсиль и Клеонт)

Люсиль и Клеонт

 

Люсиль и Клеонт, представляющие возлюбленных в комедии Мольера, являются представителями нового поколения. Они отличаются прекрасным воспитанием, умными и находчивыми. Люсиль искренне любит Клеонта, и поэтому она сопротивляется, узнав, что ее собираются выдать замуж за другого.

Клеонт – молодой человек, который действительно заслуживает любви. Он умный, благороден в манерах, честен, добр и предан. Он не стыдится своей семьи, не стремится за пресловутыми статусами, открыто выражает свои чувства и желания.

Краткое содержание пьесы “Мещанин во дворянстве”

Комедия “Мещанин во дворянстве” Мольера состоит из пяти актов, каждый из которых развивает смешные и забавные ситуации, полные иронии и насмешек. В основе сюжета лежит история о Журдене, мещанине, который стремится стать дворянином и проникнуть в высший свет. В пьесе воссозданы жизненные эпизоды, в которых главные герои оживляют сцену своими непосредственностью, наивностью и энергией.

Акт первый

В уютном салоне Журдена собираются учителя, приглашенные для обучения его тонкостям музыки и танцев. Пока герой находится вне сцены, учителя начинают беседовать между собой, раскрывая свои истинные намерения. Они понимают, что их занятия являются всего лишь предлогом для отвода глаз от истинного мотива – получения финансовой выгоды от богатого Журдена.

Акт первый

В разговоре учителей прослеживается насмешливый тон и недоверие к способностям Журдена. Они поддакивают ему во всем, считая, что его толстый кошелек компенсирует отсутствие настоящих талантов. При этом они не скрывают своего сарказма и иронии, особенно относительно его нового наряда, в котором он выглядит откровенно нелепо.

Акт второй

Продолжается “обучение” Журдена, новоявленного дворянина, всем необходимым наукам. Учитель музыки взялся подготовить балет для особой гостьи, и он предвкушает хороший гонорар за это. Он убеждает Журдена, что музыкальные вечера следует устраивать два раза в неделю, как делают все знатные господа.

Журден также занимается танцами и фехтованием, и каждый из его наставников пытается доказать ему, что их предмет является самым необходимым для светского человека. Возникает спор, и Журден пытается примирить их, обратившись за помощью к учителю философии. Однако дискуссия перерастает в потасовку, и даже философ не может утихомирить коллег.

Наконец, урок философии начинается, но Журдену не удается понять рассуждения преподавателя. Логика, этика и физика не вызывают у него никакого интереса. Затем “дворянин” просит учителя научить его грамоте. Философ сдаётся и начинает учить его буквам.

Журден хочет сочинять любовные послания маркизе Доримене, считая это соответствующим традициям высшего общества. Он даже написал некоторый текст записки и попросил философа отредактировать его, но после долгих размышлений Журден решает оставить свой вариант. В итоге, из этого любовного письма маркиза должна была узнать, что бедному Журдену грозит смерть от её прекрасных глаз.

Заказанный Журденом костюм уже готов, и его тут же принесли. Хотя сам герой не обладает хорошим вкусом, он замечает, что рисунок на ткани расположен неправильно, а сам материал очень похож на тот, что использовался самим портным. Однако хитрые подмастерья убеждают Журдена, что такой стиль носителей моды сейчас в тренде, и Журден верит им. Он окончательно поддается обращению к нему как “Ваша светлость”, “Ваше сиятельство” и щедро вознаграждает портных из своего кармана за их услуги.

Акт третий

Господин Журден решает прогуляться в своей новой нарядной одежде, в сопровождении своей прислуги. Служанка Николь, увидев его, не может сдержать смеха и смеется вслух. Супруга Журдена возмущена его внешним видом и гневно выражает свое негодование по поводу насмешек портных, которые открыто издеваются над необразованным ее мужем.

Она не теряет надежды, что сможет вразумить его и что он перестанет быть предметом насмешек. Журден желает произвести впечатление на окружающих результатами своего “обучения” и пытается продемонстрировать свои навыки фехтования с помощью Николь, но она легко побеждает его.

В это время появляется граф Дорант. Он хвалит вкус Журдена и рассказывает ему, что его имя было упомянуто в королевских кругах. Мещанин растает от похвалы. После того, как он вызывает нужные эмоции, Дорант раскрывает свою истинную цель визита. Ему нужны еще двести пистолетов для упорядочения своих дел и закрытия своего предыдущего долга.

Госпожа Журден возмущается тем, что разные проходимцы используют ее мужа в качестве источника дохода. Она подозревает, что граф не собирается вернуть долг.

Дорант радует Журдена новостями: он передал маркизе бриллиантовое кольцо, подарок от Журдена, и приглашает ее на просмотр балета. Николь, слушая разговор, узнает, что госпожа Журден отправляется на весь вечер к своей сестре, чтобы ничто не помешало приятному свиданию Журдена с маркизой.

Служанка рассказывает госпоже о тайне Журдена. Тем временем госпожа уже подозревает своего мужа в увлечении какой-то женщиной. Но сейчас она думает о будущем своей дочери и соглашается выдать Люсиль замуж за Клеонта, предлагая ему не затягивать с предложением. Николь радуется такому повороту событий, и ей нравится слуга Клеонта.

Клеонт следует совету госпожи Журден и приходит свататься. Глава семьи интересуется происхождением жениха. Клеонт честно признается, что не имеет никакой связи с дворянством, и сразу получает отказ. Дочь господина Журдена должна быть маркизой, и он не соглашается на меньшее. Слуга Клеонта, Ковьель, успокаивает его и предлагает хитрый план, благодаря которому свадьба все же состоится.

Доримена приезжает в дом Журдена. Она соглашается на это посещение, чтобы избежать подозрений в своем собственном доме. Бедный Журден не понимает, что Дорант дарит ей подарки от собственного имени. Он приветствует ее глупыми реверансами, чем развлекает ее.

Акт четвертый

Маркиза Доримена удивлена роскошным приемом, который устроен в ее честь. Увидев на руке маркизы знакомое кольцо, Журден называет его простой безделушкой, думая, что она знает, от кого получила подарок. Прекрасный вечер нарушает возвращение госпожи Журден из гостей. Она недовольна тем, что ее супруг в ее отсутствие устраивает приемы и принимает других женщин. Граф Дорант берет на себя вину, но это не помогает. Обиженная Доримена немедленно покидает дом Журденов, а Дорант также уходит.

Ковьель приходит к господину Журдену и представляется старым другом его отца. Он говорит мещанину, что его родословная связана не с купеческой семьей, а с дворянством. Журден поражен услышанным, ведь он был привык к другому происхождению. Но это еще не все.

Главная новость заключается в том, что сын турецкого правителя, давно влюбленный в дочь Журдена, желает стать ее супругом.

В это время появляется Клеонт, одетый в наряде турецкого принца, и объявляет о своем намерении жениться через переводчика, которым выступает Ковьель. Граф Дорант поддерживает их игру и прощается с мнимым принцем, выражая свою почтительность. Сопровождающая свита из Турции танцует и поет.

Все вместе они устраивают настоящее представление, церемонию посвящения Журдена в турка. Мещанина поочередно бьют палками, утверждая, что это необходимо. Ковьель убеждает Журдена, что наследник турецкого престола не может жениться на дочери простого человека, поэтому Журден должен получить титул “мамамуши” – турецкого дворянина. Теперь у них равное положение, и они могут считать себя родственниками. Журден охотно верит каждой небылице, которая хоть немного приближает его к заветному высшему обществу.

Акт пятый

Господин Журден предстает перед своей супругой в экстравагантном наряде и объявляет ей, что теперь он – мамамуши. Госпожа Журден считает, что муж окончательно лишился рассудка. Дорант уговаривает маркизу остаться и посмотреть шоу, которое устроил Ковьель.

Люсиль отказывается выходить замуж за мнимого наследника турецкого трона, но когда она узнает, что на самом деле этот человек – Клеонт, она соглашается на брак. Ее мать также противится этому браку, пока Ковьель не раскрывает ей правду о происходящем. После этого она сразу же вызывает юриста.

Дорант объясняет свою любовь маркизе Доримене и получает ее согласие на брак. Маркиза надеется на состояние Доранта, не подозревая, что все его роскошные подарки были сделаны за счет Журдена. Дорант объявляет о скорой свадьбе с Дорименой. Журден не принимает его слова всерьез, полагая, что граф говорит так, чтобы его супруга не ревновала к маркизе.

Он с радостью устраивает свадьбу Люсиль с ее женихом, служанку с Ковьелем в роли “переводчика”, а свою собственную жену предлагает “кому угодно”. Начинается пир. Журден не подозревает, что его обманули. Все остальные счастливы, так как каждый получил то, о чем мечтал. А главный герой наказан за желание притворяться тем, кем он на самом деле не является.

Значение комедии “Мещанин во дворянстве”

Значение пьесы “Мещанин во дворянстве” заключается в простой морали – каждому следует знать своё место и не презирать тех, кто находится на том же социальном уровне. Неприемлемо отвергать свою истинную сущность и стремиться принадлежать к высшему свету, пренебрегая своими истинными корнями. Такие поступки лишь приведут к комическим ситуациям и сделают человека объектом насмешек и эксплуатации.

Комедия предостерегает от гордыни, тщеславия и желания соответствовать идеалам общества, которые основаны на материальном статусе и привилегиях. Она призывает каждого быть себе верным, ценить свои корни и не пытаться выдаваться за кого-то другого. Претензии на ложные манеры и изысканность без настоящих качеств и заслуг выглядят нелепо и вызывают насмешки.

В итоге, комедия “Мещанин во дворянстве” указывает на то, что истинная ценность человека не заключается во внешних признаках или социальном положении, а в его характере, мудрости и достоинстве. Презрение к своему классу и стремление стать чем-то, чем на самом деле не являешься, приведут только к смешным и нелепым последствиям, а истинное достоинство и уважение приходят тем, кто знает и принимает себя таким, какой он есть.

Книга Мещанин во дворянстве

Выводы

Анализ пьесы “Мещанин во дворянстве” Мольера позволяет нам лучше понять глубокий смысл и ценность этой комедии. В ходе анализа были выявлены следующие ключевые моменты:

  1. Сатирическое изображение общественных и социальных стереотипов: Пьеса Мольера весьма остро и юмористически критикует тщеславие, желание присоединиться к высшему свету и стремление подражать аристократии. Журден, главный герой, ставит себя в смешное положение, пренебрегая своими истинными корнями и стремясь приобрести манеры и статус аристократии.
  2. Ироническое отражение поведения и характеров героев: В пьесе каждый персонаж отличается своими особенностями и недостатками, которые выражены через комические ситуации. Журден проявляет наивность, нелепость и тщеславие, что приводит к постоянным неприятностям и насмешкам. Жена Журдена является рациональным голосом разума, но ее попытки вразумить мужа оказываются безуспешными. Дорант и Маркиза Доримена представляют лицемерие и корыстные мотивы.
  3. Моральная основа комедии: Пьеса “Мещанин во дворянстве” передает важные моральные уроки. Она призывает каждого человека знать и принимать свое место в обществе, не пренебрегая своими истинными корнями. Отвержение своего сословия и стремление подражать высшим кругам общества приводят только к комическим и нелепым ситуациям.

В целом, пьеса “Мещанин во дворянстве” Мольера является ярким примером классической комедии, которая прекрасно сочетает юмор и критику социальных явлений. Ее актуальность сохраняется до сегодняшнего дня, напоминая нам о важности самопознания, признания и принятия своего истинного места в обществе и осмысленного стремления к личностному развитию.

Главные герои
Жена Журдена
1
Люсиль и Клеонт
1
Журден
0
Дорант
0
Маркиза Доримена
0

 

Автор сайта
Кристина Залозная
Филолог, переводчик (славянские языки); учитель русского, украинского языка и литературы.
Задать вопрос

 

Произведения русских писателей
Добавить комментарий

  1. Эльвира

    Я просто в восторге от этой страницы! Молер всегда был одним из моих любимых писателей, и я была очень рада, что смогла получить больше знаний о его классическом рассказе «Песы мещанина в дворянстве». Эта страница очень полезна для изучения анализа текста, а также для получения представления о ключевых моментах и идеях этого рассказа. Благодарю вас за предоставленную информацию!

    Ответить