Анализ драмы «Борис Годунов» (А.С. Пушкин)

Анализ произведения

XIX столетие оставило неизгладимый след в истории Российской империи и заняло особое место в развитии литературного искусства. В этот период, страна стала богатеть огромным количеством чувственных, нравственных и поучительных произведений, которые и сегодня вызывают восхищение и вдохновляют творцов.

Создать шпаргалку - нажми, чтобы скачать

Особенно ярким представителем этого золотого века стал великий русский поэт, прародитель русского литературного языка – Александр Сергеевич Пушкин. Его творчество вышло за пределы обыденного и стало источником душещипательных и эмоциональных произведений.

Одним из значимых произведений этого времени стала драма “Борис Годунов”. Ее анализ дает возможность заглянуть в историю и проследить историческую значимость одного великого российского государя и его политических решений.

История создания

Трагедия “Борис Годунов” Александра Сергеевича Пушкина стала не только первым завершенным драматургическим произведением великого поэта, но и важным экспериментом в осмыслении исторического прошлого России. Написанная в период с декабря 1824 по ноябрь 1825 года в Михайловском, эта трагедия отражает не только исторический период Смутного времени, но и стремление Пушкина стать драматургом-новатором.

Инспирированный изучением “Истории государства Российского” Н.М. Карамзина, а также произведениями Шекспира и русскими летописями, Пушкин задумал свое произведение как смелый творческий эксперимент, который мог изменить драматическую систему России. Он не стремился следовать традициям и шаблонам французских и русских трагедий того времени, а рассматривал “Бориса Годунова” в качестве средства реформирования как самого жанра трагедии, так и российского театра в целом.

Важность этой трагедии для Пушкина была настолько значительна, что он не без тревоги ожидал ее рецепции. Он понимал, что успех или неудача этого произведения может повлиять на будущее драматического искусства в России.

Когда трагедия была закончена, Пушкин читал ее вслух своим друзьям в Москве и стремился получить разрешение царя на ее публикацию и постановку в театре. Однако, опыт общения с цензурой оказался разочаровывающим. Николай I предложил переделать произведение в форму повести или романа по образцу Вальтера Скотта, но Пушкин отказался от такой идеи с твердостью и убежденностью.

Тем не менее, Пушкин был настолько предан своему произведению, что в 1831 году удалось опубликовать его “под собственною ответственностью” автора. Поставить трагедию на сцене удалось лишь спустя сорок лет в 1870 году, причем с некоторыми сокращениями и цензурными изъятиями.

Жанр, направление и размер

Пьеса “Борис Годунов” Александра Сергеевича Пушкина представляет собой историческую трагедию, которая выходит за рамки простого повествования о судьбах различных персонажей. В этом произведении Пушкин уделяет особое внимание не только трагедии отдельных героев, таких как Димитрий, Феодор, Лжедмитрий и Борис Годунов, но и духовной смерти всего русского народа. Он показывает раздирающие противоречия и судьбы, которые настигают различных персонажей, но при этом раскрывает глубинные проблемы и потери, переживаемые всем народом.

Пьеса “Борис Годунов” была создана в рамках реалистического направления в русской литературе, и Пушкин стремился максимально точно отразить реальную историческую эпоху. Он создает литературные образы, которые кажутся живыми и правдоподобными, мотивации и поступки персонажей основаны на реальных исторических событиях и ситуациях. В произведении встречаются реальные исторические личности, использованы названия реальных мест и событий, что придает произведению особую атмосферу достоверности и правдоподобности.

Пушкин выбирает для трагедии особый стихотворный размер – пятистопный нерифмованный ямб. Отказ от рифмованных строк приближает произведение к разговорной речи и придает ему ощущение живости и натуральности. Такой стиль написания трагедии также приближает ее к трагедиям Шекспира – современнику времени Годунова.

Основная тема

Трагедия “Борис Годунов” Александра Сергеевича Пушкина является глубоким и объективным осмыслением исторических событий Смутного времени, начиная с согласия Бориса Годунова занять престол и заканчивая воцарением Лжедмитрия. Основной темой произведения становятся исторические перипетии и сложные противоречия, которые повлекли за собой ряд трагических событий.

Пушкин стремился показать эти события максимально объективно, не приукрашивая их и не привнося субъективного отношения. Он предоставил свою собственную точку зрения через уста различных героев, включая своего дядю и племянника. Воззрения Афанасия Михайловича, дяди Пушкина, открывают причину конфликта между царем и дворянством. Он указывает, что дворяне страшатся утраты своих привилегий и прав, таких как отмена Юрьева дня. Таким образом, Афанасий Михайлович отражает идеи и мнения самого Пушкина, в которых угадывается его осознание великой силы народа.

Как тебе учеба? Нравится или нет?






Гаврила Пушкин, племянник Афанасия Михайловича, в конце произведения говорит о силе Лжедмитрия, основанной на поддержке народа. Это отражает убеждение Пушкина в важности и решающей роли народа в исторических событиях.


Главная идея

Главной идеей трагедии “Борис Годунов” Александра Сергеевича Пушкина является предостережение о том, что полное пренебрежение государственного деятеля к важным внешнеполитическим и внутриполитическим решениям может привести к неизбежной катастрофе. Произведение предостерегает читателей от легкомысленных решений и небрежного отношения к управлению государством.

Александр Сергеевич заключает свою главную идею в символистической детали – трагической смерти главного героя, Бориса Годунова.

В поисках спокойствия и умиротворения, Годунов пытается вернуться к прежним временам и исправить положение, но пепел Смуты разносится по просторам русских земель, и возвратить страну к прежнему порядку уже невозможно. Эта символическая деталь является знаком предостережения о том, что невнимательность к сложившимся обстоятельствам и нежелание принимать важные решения могут привести к непоправимым последствиям.

Проблематика

Драма “Борис Годунов” Александра Сергеевича Пушкина затрагивает целый комплекс проблем, которые остаются актуальными и по сей день. Одной из главных проблем является взаимодействие народа и власти, а также их роли в истории и исторических судьбах.

В произведении просматривается проблема искушения властью, которая отражается на примере Бориса Годунова. Когда он приходит к власти, его амбиции и желание удержаться у руля страны приводят к тому, что он использует неблагородные методы, что ставит под угрозу как его личную судьбу, так и судьбу всей страны. Годунов стремится достичь блага для всех, но при этом пренебрегает принципами морали и справедливости.

Одновременно в пьесе просматривается идея наказания. Годунов всю свою оставшуюся жизнь несет тяжелое бремя свершенного им убийства. Его совесть не дает ему покоя, и он живет в постоянном страхе за возможные расплаты за его деяние. Приближение Лжедмитрия к Москве усиливает этот страх и становится причиной его смерти. Пушкин показывает, что в истории никто не остается безнаказанным за свои поступки, и даже могущественные правители неизбежно подвержены воздаянию.

Композиция

Драма “Борис Годунов” Александра Сергеевича Пушкина действительно представляет собой уникальное произведение, которое отличается от традиционных сценических правил и подходов своего времени. Пушкин явно вдохновлялся творчеством Шекспира, что отразилось в его стиле изложения.

Все произведение написано белым стихом, что придает тексту особую гармонию и выразительность. Однако, Пушкин не ограничивается одним стилем и включает отдельные отрывки, изложенные в прозе. Такой подход добавляет разнообразия и динамики в текст и позволяет более ярко выразить эмоции и характеры персонажей.

В произведении Пушкин не следует принятому тогда правилу триединства, которое предполагает единство времени, места и действия.

  • События драмы развиваются в течение целых 7 лет, нарушая традиционное ограничение 24 часа.
  • Кроме того, действие происходит в различных местах: в Москве, в царских палатах, на улицах города, в Чудовом монастыре, на литовской границе и даже в Польше. Всего в пьесе содержится 23 сцены, что добавляет композиции богатства и многообразия.
  • Нарушение единства действия также является отличительной чертой произведения. Пушкин параллельно показывает восхождение Бориса Годунова и рассказывает о его преступлении, а также изображает, как Лжедмитрий завоевывает свой авторитет и собирает войска.

Такое многоплановое изображение событий позволяет понять исторические и политические драмы, которые разворачиваются вокруг этих двух главных персонажей.

Главные герои и их характеристика

В драме “Борис Годунов” Александра Сергеевича Пушкина представлено огромное количество действующих лиц, что делает сложным выделение одного главного героя. В произведении насчитывается целых 80 персонажей, каждый из которых играет важную роль в развитии сюжета и передаче идей.

Основными сторонами конфликта, вокруг которых развивается сюжет, являются Борис Годунов и Лжедмитрий.

Борис Годунов

Борис Годунов – многогранный и противоречивый персонаж, характер которого автор драмы, Александр Сергеевич Пушкин, раскрывает с исключительной тонкостью. В своей характеристике Борис выступает как властный и мудрый правитель, преданный муж и отец, наделенный множеством достоинств. Опытный политик, обладающий сильной волей и блестящим умом, он стремится к благополучию своего народа и заботится о его благоденствии.

Однако несмотря на все свои превосходные качества, Борис Годунов сталкивается с отчуждением и неприятием со стороны народа. Он не смог завоевать народную любовь из-за убийства царевича, которое оставалось тяжелым грузом на его совести. Кроме того, политика тотального закрепощения крестьян вызывала недовольство и несогласие в простых людях. Несмотря на царские щедроты и благотворительные акты, народ воспринимал их как лицемерные попытки задобрить и удержать массы от мятежа.

Отсутствие народной поддержки, любви и уважения стало главной причиной трагедии царя Бориса.

Григорий Отрепьев

Григорий Отрепьев, известный также как Самозванец, является одним из ключевых героев драмы “Борис Годунов” Александра Сергеевича Пушкина. Его образ отличается многогранностью и сложностью, что делает его одним из наиболее привлекательных персонажей в произведении.

Вначале Григорий Отрепьев предстает перед зрителем как молодой инок, который стремится к уединению и покаянию в монастырских стенах. Однако страстная натура и жажда новых впечатлений и приключений быстро берут верх над его желанием вести монашескую жизнь. Отрепьев становится пылким влюбленным и одержимым жаждой власти.

Преобразование Григория Отрепьева в Самозванца воплощает его стремление к признанию и приобретению власти. Заручившись поддержкой бояр и польской шляхты, он выдает себя за давно утраченного царевича Дмитрия, надеясь завоевать народную любовь и поддержку. Однако, несмотря на его уловки и хитрость, любовь и доверие народа он так и не смог завоевать. Его появление на троне было встречено народом безмолвием, что символизирует его неспособность покорить сердца простых людей.

Пимен

 

Пимен предстает перед нами как кроткий и смиренный старец, монах-летописец Чудова монастыря. Его образ отражает характеристики духовного наставника и свидетеля трагических событий.

Пимен является единственным свидетелем убийства царевича, что придает ему особую важность в ходе событий. Он, как исторический хроникер, умеет с точностью и добросовестностью фиксировать события и ужасающие детали, связанные с убийством.

Ключевой момент в развитии сюжета происходит тогда, когда Пимен, несознательно и невольно, провоцирует Григория Отрепьева на самозванство. Его случайное упоминание о равном возрасте Отрепьева и убитого царевича становится точкой отсчета для мятежных мыслей Григория, что приводит к серьезным последствиям.

Помимо этого, Пимен выражает идею власти царя, как данной от Бога, что подчеркивает его верность духовным ценностям и традициям правления. Он призывает народ каяться за грехи царя-детоубийцы, что свидетельствует о его искренней заботе о духовном благополучии общества.

Князь Шуйский

Князь Шуйский – яркая и влиятельная личность, представитель боярской оппозиции, который играет значимую роль в трагедии “Борис Годунов”. Его характер и действия имеют огромный вес и значение в сюжете произведения.

Князь Шуйский – активный участник практически всех политических заговоров, что подчеркивает его амбициозность и стремление к власти. Он проявляет изворотливость и холодный расчет в своих действиях, всегда стремится извлечь выгоду для себя и своих интересов.

Важную роль Князь Шуйский играет в расследовании убийства царевича. Его острый ум и дальновидность позволяют ему правильно оценить последствия вести о Самозванце и предвидеть возможные последствия для царской власти.

Еще одной заметной чертой его характера является его роль в сцене с Юродивым. Князь Шуйский проявляет значительность, позволяя себе обвинить царя на публичной площади в убийстве маленького царевича.

Юродивый

Юродивый – загадочный и символичный персонаж, играющий значительную роль в трагедии “Борис Годунов”. Его характер и поступки имеют глубокий смысл и отражают важные темы произведения.

Юродивый вызывает особый интерес своими действиями на площади перед собором Василия Блаженного. Смело и откровенно, он обвиняет царя Бориса в убийстве маленького царевича, что является смелым и дерзким поступком для того времени. Его открытое обвинение царя символизирует общее недовольство народа правлением Бориса и дает старт событиям Смутного времени.
Кроме того, второе появление Юродивого в сцене битвы под Кромами придает ему еще большую значимость. Его плач о судьбе русского народа в грядущее Смутное время становится пророчеством и предчувствием предстоящих бедствий и страданий, которые ожидают страну.

Марина Мнишек

Как дочь польского воеводы, Марина Мнишек она обладает амбициозным нравом, стремясь к власти и величию. Ее жажде власти нет предела, и она готова использовать любые средства для достижения своих целей.

Одним из ключевых аспектов ее характера является равнодушие и безразличие к страстной любви Лжедмитрия, который стал царем. Марина, будучи его супругой, не испытывает настоящей привязанности к нему и видит в нем лишь средство для достижения своей цели – власти.

Также, несмотря на свои корни и происхождение, она проявляет безразличие к политическим интересам своего народа.

Краткое содержание произведения «Борис Годунов»

После многих лет правления, Борис Годунов стал царём России. Его возведение на престол было несколько необычным, так как сам он изначально не стремился к власти. Его шурин, царь Фёдор, умер, а младенец Дмитрий, являвшийся его наследником, был жестоко убит. Князья Воротынский и Шуйский предполагали, что единственный претендент на трон – Борис Годунов, брат вдовствующей царицы Ирины Фёдоровны. Но Годунов не желал власти и временно ушёл в монастырь.

Однако, под давлением народа, Годунов согласился стать царём. В течение шести лет своего правления, он проявил себя как заботливый и мудрый правитель, нацеленный на благо и процветание народа. Он укрепил связи с другими странами, стимулировал развитие культуры, обеспечивал достойные условия для учёных, военных и промышленников. Годунов также строил много жилищ и промышленных сооружений, и разрешал раздавать хлеб бедным в годы голода.

Но несмотря на все его старания, народ начал обвинять его за несчастья и трагедии, произошедшие в стране. Он сам испытывал муки совести из-за трагической судьбы младенца Дмитрия, и казалось, что душа мёртвого ребёнка требует отмщения.

Появление Лжедмитрия

После того, как Пимен рассказал Гришке Отрепьеву о смерти настоящего царевича Дмитрия и предстоящем царствовании Бориса Годунова, молодой юноша подумал о заманчивой идеи: представиться умершим наследником престола. Он решил соврать о своей истинной личности и попытаться править Россией под чужим именем.

Сбежав из монастыря, Гришка пересек польско-литовскую границу, но его обман был раскрыт стражниками. Несмотря на это, самозванцу удалось избежать ареста и вернуться в Москву. Там в скором времени распространилась молва о появлении Лжедмитрия, и князья Шуйский и Воротынский обсудили возможные последствия возможного переворота. Это подтолкнуло Годунова к тревоге и страху.

Тем временем Лжедмитрий собирал вокруг себя приверженцев для свержения Бориса Годунова и захвата власти. Его сторонниками стали украинские казаки, поляки и донские селяне, которые считали, что поддерживая самозванца, они получат награду от “москалей”. Гришка, влюбленный в Марину Мнишек, рассказал ей об истинной сущности своего происхождения, но расчётливая женщина оказалась несколько безразличной к его признанию. Она настаивала на том, что выйдет замуж только за настоящего царя, а обманывающий монах не представляет интереса для неё.

Завершение истории

Ситуация в Москве становилась всё более напряженной и нестабильной с переходом Отрепьева и его войска через границу. Слухи о чудесах, происходящих у могилы настоящего царевича, усилили волнения в столице. Патриарх предложил Борису Годунову способ разоблачить Лжедмитрия: явиться у могилы наследника и доказать свою правоту.

К тому времени, когда юродивый Николка открыто обвинил царя в убийстве Дмитрия, народ уже слышал об этом обвинении. Неудовлетворенные правлением Годунова, войска Лжедмитрия и войска царя вступили в сражение у Новгорода-Северского. В результате, армия царя была разгромлена. Гришка и его сторонники пытались продолжить наступление, но внезапно Борис Годунов заболел и умер, вызвав разнообразные версии о причинах его смерти.

После смерти Годунова, князь Шумский организовал бунт, в ходе которого дети и жена Годунова были убиты, а народу было сообщено, будто они покончили с собой, употребив яд. Лжедмитрий был провозглашен царём. Однако, когда бояре приказали народу чествовать нового правителя, их призыв был встречен молчанием.

Значение трагедии «Борис Годунов» А.С. Пушкина

Трагедия “Борис Годунов” Александра Сергеевича Пушкина проливает свет на сложные вопросы власти и стремления людей к правлению. Произведение насыщено событиями, где одни теряют жизни из-за своих внутренних противоречий, других убивают в погоне за властью, а третьих, как Лжедмитрия, ждет неизбежная гибель. Пушкин ярко демонстрирует, что человек, достигший власти кровавым путем, обречен на наказание, и его потомки несут ответственность за его поступки.

В процессе анализа произведения становится ясным простой вывод — цель не всегда оправдывает средства. Пушкин предостерегает нас от заблуждений, что достижение власти любой ценой может привести к успеху и счастью. Борьба с несправедливостью и желание к позитивным изменениям должны сопровождаться благородством и честью, иначе зло, которое посеяли, вернется к нам с удвоенной силой.

Критика

Трагедия “Борис Годунов” Александра Сергеевича Пушкина столкнулась с существенной критикой со стороны современников. Многие обозреватели высказывались отрицательно как о пушкинской интерпретации истории и исторических деятелей, так и о художественной форме произведения. Критики утверждали, что трагедия не соответствует театральным нормам и не может быть успешно представлена на сцене, а скорее представляет собой “пьесу для чтения”.

Однако, следует отметить, что театр того времени не обладал техническими и творческими возможностями для адекватного сценического воплощения этого “гигантского создания”, как выразился В.Г. Белинский.

Критические обозрения и споры, особенно с Булгариным, автором романа “Димитрий Самозванец”, который был опубликован в 1829 году, стали важным фактором, влияющим на литературную судьбу Пушкина. Негативная атмосфера вокруг “Бориса Годунова” помешала Пушкину реализовать новые драматургические замыслы, такие как пьесы о судьбе Лжедмитрия и царствовании Василия Шуйского. Тем не менее, неоцененное по достоинству произведение стало отправной точкой для исторических творений Пушкина, созданных во второй половине 1820-х годов, таких как поэма “Полтава”, неоконченный роман “Арап Петра Великого”, а затем к его шедеврам 1830-х годов – “Медному всаднику” и “Капитанской дочке”.

Проблематика, заложенная в “Борисе Годунове”, проникает и в творчество крупнейших писателей второй половины XIX века, таких как Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой, что свидетельствует о значимости и влиянии этой трагедии на литературное развитие и культурное наследие.

Выводы

  1. “Борис Годунов” является одним из самых масштабных текстов Пушкина. Автор глубоко исследует характеры героев, их мотивы и внутренние конфликты, что делает произведение насыщенным и интересным.
  2. Жанровое разнообразие делает произведение уникальным. “Борис Годунов” сочетает черты трагедии и исторической драмы, что придает ему особую глубину и многогранность.
  3. Центральной темой является власть и проблемы людей, стремящихся к правлению. Пушкин проникает в психологию правителей и народа, открывая сложные взаимоотношения между ними.
  4. Автор исследует сложность прихода к власти и цену, которую приходится заплатить за власть. Трагедия Бориса Годунова показывает, что путь к трону может быть кровавым и преступным.
  5. Произведение показывает, что зло порождает зло, и стремление к власти любой ценой может привести к трагическим последствиям. Борис Годунов становится жертвой своих собственных преступлений и безжалостной политики.
  6. Сохранение чести и благородства в борьбе с несправедливостью является важной моральной идеей произведения. Герои, которые идут на компромиссы с моральными принципами, сталкиваются с трагической судьбой.
Автор сайта
Кристина Залозная
Филолог, переводчик (славянские языки); учитель русского, украинского языка и литературы.
Задать вопрос
Произведения русских писателей
Добавить комментарий

  1. Галина Карпова

    Я была в восторге от поэмы Бориса Годунова! Это произведение Александра Пушкина великолепно и прекрасно. Все персонажи были очень реалистичными и динамичными. Сюжет был достаточно захватывающим и полным интриг. Я бы рекомендовала всем прочитать это произведение, оно действительно заслуживает внимания!

    Ответить