Анализ произведения Дубровский

Анализ произведения

Роман А.С. Пушкина «Дубровский» относится к нестареющей литературной классике. Как и 200 лет назад, его положительные герои вызывают сопереживание в своем стремлении не зависеть от произвола «хозяев жизни», чья власть в деньгах. Не ушли в прошлое продажные судьи, взяточничество, недействующие законы, казнокрадство.

Создать шпаргалку - нажми, чтобы скачать

Современный человек также сталкивается с нравственными проблемами чести и бесчестия, товарищеской верности и предательства, которые подняты в произведении. И в наши дни нередки ситуации, когда вчерашние друзья становятся врагами, один уничтожает другого из-за зависти, мелочного желания доказать свое превосходство и оставить последнее слово за собой.

История создания

Известна точная дата начала работы писателя над романом – 21 октября 1832 года. Именно она написана вместо заглавия на первом листе. Последняя глава была закончена 6 февраля 1833 года. Очевидно, Пушкин планировал возвратиться к произведению, придумать заглавие, возможно, продолжение и эпилог.

Но его увлекла работа над книгой «История Петра I» (1835 г.), переросшая в исследовательский труд о пугачевщине и сочинение повести «Капитанская дочка» (1836 г.). Писатель торопился воспользоваться открывшейся возможностью работать в архивах. А затем в его личной жизни возник конфликт по причине оскорбленной чести и трагическая дуэль.

В итоге сам Пушкин, погибший на дуэли в 1837 году, не довел свой роман до стадии издания. Это сделали его друзья, которые выпустили произведение в 1841 году, в пользу семьи автора.

Название «Дубровский» было дано издателем

В основу сюжета легла подлинная история, рассказанная Пушкину его другом Павлом Нащокиным. Он услышал ее при посещении тюрьмы от заключенного по фамилии Островский. У этого дворянина сосед-помещик незаконным путем отнял имение и обрек несчастного вместе с его дворовыми на выживание посредством грабежей и разбоя.

Писатель использовал эту историю в качестве главной интриги романа, дав герою созвучную фамилию: Островский – Дубровский. Но он пощадил своего Дубровского, избавив его от острога и позволив бежать за границу.

Жанр

И сам Пушкин, и критики отнесли произведение к жанру романа. Оно состоит из двух томов и дает описание картины жизни общества, его сословий и институтов в первой половине 19 века. Роман включает в себя несколько сюжетных линий, здесь много персонажей; в нём очерчена жизнь героев на протяжении десятков лет.

География событий достаточно широка: Покровское, Кистеневка, Петербург, уездный город, Арбатово, лесной лагерь разбойников. В произведении отмечаются черты как семейного романа, так и авантюрно-приключенческого. Признаки последнего – в остроте сюжета, быстрой и неожиданной перемене положения героев, «рваной» хронологии. Это делает и в наши дни чтение пушкинского произведения увлекательным и интересным. Начало этому жанру положили романы западноевропейских писателей В. Скотта и Ф. Шиллера.

Основная тема

В романе раскрыта тема бесправия и беззащитности порядочного человека в условиях продажности властей деспотического государства, которое служит интересам господ, развращенных богатством и вседозволенностью. Автор наглядно показал, что искренние чувства товарищества, человеческой преданности не доступны духовно не развитому барскому сословию и легко приносятся его представителями в жертву самолюбию, гордыне, спеси и эгоизму.

Композиция

Каждый из 2-ух томов имеет свою логику развития событий, начало и конец интриги. Том I выстроен как история двух старых приятелей, ставших смертельными врагами, а том II рассказывает о несостоявшемся счастье Дубровского и Маши.

Части романа

Элементы композиции

Том I История ссоры Троекурова

Как тебе учеба? Нравится или нет?






и Дубровского-старшего.

Том II Несостоявшееся счастье Маши и Владимира Дубровского.
Экспозиция История жизни и дружбы героев, рассказ о привычках Троекурова. Гости Троекурова слушают историю Анны Глобовой, читают приметы разбойника.
Завязка Ссора на псарне, отказ Дубровского возвратиться в имение Покровское. Дубровский грабит Спицына и называет ему свое имя.
Развитие действия Решение Троекурова отнять у Дубровского Кистеневку с помощью Шабашкина. Открывается тайна: как Дубровский стал Дефоржем

(метод обратной композиции).

Кульминация Сцена в суде, помешательство Андрея Гавриловича и удар. Владимир открывает свои чувства и имя Маше. Позже исчезает, избежав ареста.
Спад действия Болезнь героя, приезд его сына и смерть Дубровского-отца. Появляется Верейский, который сватается к Маше.
Развязка Пожар, гибель чиновников, исчезновение Владимира и части его дворовых людей. Дубровский опоздал и приехал после венчания. Маша отказалась бежать с ним, а Верейский ранил героя.
Постпозиция В томе I намечается интрига тома II В округе объявилась шайка разбойников, а в доме Троекурова смелый учитель, убивший медведя и покоривший сердце Марьи Кирилловны, в которую он тоже влюбился. Бой в лесу закончился временной победой людей Дубровского. Он сам убил офицера и объявил, что уходит. Предположительно, он бежал за границу. Грабежи в уезде прекратились.


Главные герои

Создавая характеры героев, автор не посчитал нужным представить их подробные портретные зарисовки. Эта особенность его стиля является новаторской даже в современной литературе. Образ каждого персонажа раскрывается в действии, поступках, жестах, ярких художественных деталях, что дает возможность каждому читателю по-своему представить внешний облик участников событий.

Владимир Дубровский – центральное лицо повести. Именно он подразумевается в заглавии. Его судьба с детства не была безоблачной. Он остался полусиротой и не помнил рано умершей матери. Отец один воспитал его и определил в кадетский корпус, после которого молодой человек стал служить в гвардии корнетом.

Столичная жизнь увлекла Владимира блеском. Очевидно, Андрей Гаврилович очень любил и баловал единственного сына, ни в чём ему не отказывая. В молодости это выразилось в легкомысленном отношении Дубровского к деньгам, которые слал ему небогатый отец, ограничивая себя в самом необходимом.

Владимир спускал значительные суммы за карточным столом, устраивал застолья, из честолюбия скупал дорогие безделушки. Впереди ему рисовалась женитьба на богатой невесте, чье приданое поправит его имущественные дела. Возможно, он так бы и остался вертопрахом, но жизненные испытания пробудили в нём черты настоящего мужчины.

Когда по воле самодура Троекурова Владимир остался без крова и средств существования, он вынужден был принимать нелегкие решения. Ему пришлось сжечь родовое гнездо, чтобы его не оскверняли троекуровские холуи; уйти в лес со своими крестьянами, которым после пожара грозила тюрьма; от безысходности заняться разбоем; проникнуть в дом своего врага под видом учителя с целью отомстить за смерть отца.

Но Дубровский перестает быть мстителем, когда в его сердце просыпается любовь к Маше. Он способен на романтические переживания, великодушие и прощение, готов помочь любимой девушке, хотя это выше его возможностей: ведь он бедняк, чей дом – лесной шалаш.

В целом, этот герой показан человеком умным, находчивым, отважным (поступок в медвежьем «аттракционе»), справедливым (случай с помещицей Анной Глобовой и её приказчиком). Но Дубровский не нашел для себя и зависящих от него людей другой дороги, кроме разбоя. К сожалению, это делает его счастье с Машей невозможным. Скорей всего, его опоздание в день поспешной свадьбы, устроенной Троекуровым, было неслучайным. Стать женой разбойника – такой участи герой не мог пожелать любимой девушке.

Андрей Гаврилович Дубровский с молодых лет ценил в людях независимость, достоинство, порядочность. Эти качества присущи и ему самому. Он вышел в отставку в чине поручика, потому что расстроенные дела его семьи требовали возвращения домой. Получив в наследство деревню Кистеневку и 70 душ крестьян, он женился, но рано овдовел. Сам воспитал сына и всегда жил по средствам.

Рядом с ним по жизни шел богач-сосед Троекуров, от высокомерной помощи которого Андрей Дубровский в молодости отказался. Так он сохранил независимость от соседа, ушедшего в отставку генералом. Но судьба немилосердно столкнула его с ним уже в зрелом возрасте.

Из-за размолвки на псарном дворе спесивый барин не пощадил оскорбленного псарем старого товарища. В угоду собственной гордыне он разорил его. При этом важно отметить, что крепостные Дубровского пытались защитить своего доброго хозяина, а позже готовы поддержать его сына.

Старый Дубровский не вынес подлости от перенесенного потрясения и умер. Жизнь показала, что водить дружбу с богачами опасно. За эту истину старый дворянин заплатил жизнью, но все же не стал послушной марионеткой на жизненном пиру самодура-предателя.

Кирилла Петрович Троекуров выступает явным антиподом Дубровского-старшего. Если имя Андрея Гавриловича Дубровского соотносится с представлением о русском благородном дворянине, то Троекуров воплощает образ поместного барина, нравственно распущенного, дикого в своих пристрастиях, не способного сострадать бедным и любить ближних.

Кирилла Петрович (имя героя употреблено в романе в разговорном стиле, что снижает образ генерал-аншефа) владеет 500 душами крепостных. Руками крестьян и стараниями подхалимов Троекурова в Покровском создана «личная империя» этого уездного царька. Круг его интересов – охота, обустройство псарного двора и придумывание диких забав наподобие «медвежьей комнаты».

В доме есть хорошая библиотека, но Троекуров листает только поваренную книгу. Раз в неделю он страдает от пьянства и обжорства. Ни отцовской заботы о 17-летней дочери и малолетнем сыне, ни хозяйского внимания к вопросам управления большим имением у помещика нет. Все держится на страхе: он лишь умеет грозно распекать подчиненных и бранить старосту.

Дочь Маша никогда не решается говорить доверительно с отцом, который всегда легко переходит от милости к гневу. Он бессердечно решил ее судьбу, отдав замуж за старика. Кириле Петровичу нет дела и до десятка ребятишек, которых он произвел на свет от пленниц собственного «гарема». Лишь мальчика Сашу, прижитого от гувернантки, он ввел в дом как сына.

Деньги принесли этому барину власть над всем уездом. Ради подачек продажные чиновники готовы выполнить любую его прихоть и пойти на преступную сделку. Даже старый приятель Дубровский, в котором единственном Троекуров уважал независимость суждений, был уничтожен им, едва открыто проявил «непослушание».

Подобные этому герою «граждане отечества» способствовали развитию духа холопства в обществе и росту деспотизма.

Критик В.Г. Белинский писал, что в романе:

«…есть дивные вещи. Старинный быт русского дворянства, в лице Троекурова, изображен с ужасающею верностью. Подьячие и судопроизводство того времени тоже принадлежат к блестящим сторонам повести».

Маша, дочь Троекурова – 17-летняя юная барышня, к которой, несмотря на незрелый возраст, обращаются «Марья Кирилловна». Таков этикет русского дворянства, требовавший с детства называть лиц благородного происхождения на «вы» с использованием полного имени и отчества.

Маша рано осталась без материнской опеки. В годы становления у девушки не было ни подруг, ни зрелого женского руководства. Гувернантка, приставленная отцом, скоро стала его содержанкой. Никакого положительного опыта для будущей личной жизни героиня в своей семье не приобрела. Отец, как человек грубый, властный и недалекий, хоть по-своему и любил дочь-сироту, но вызывал у нее страх и недоверие.

Единственными друзьями и учителями девушки были книги. У героев романтических произведений она училась жизни, познавала неписаные законы светского общества, усваивала манеры. Из них она составила образ идеального героя, которому сможет отдать свою любовь.

Не случайно учитель Дефорж вначале ничем не заинтересовал ее. Но когда он не позволил сделать из себя посмешище и хладнокровным выстрелом прервал «представление» с медведем, Маша увидела в нем героя и полюбила.

Этой девушке не позавидуешь. Ее жизненный выбор оказался небогат: любимый смелый рыцарь, не имеющий крова – или богатый старик, не способный ни любить, ни внушить к себе положительное чувство. За героиню все решили быстрые действия устроителей свадьбы и незыблемость традиций. Хотя на вопрос священника о согласии выйти замуж за Верейского Маша промолчала, но обряд венчания свершился, и преступить его 17-летней девушке не под силу.

Герои / Их качества Положительные черты и поступки Отрицательные проявления и моменты
Владимир

Дубровский

  • отказался от мести Троекурову из любви к его дочери Маше;
  • сумел избавить себя от унижения в «медвежьей комнате»;
  • не бросил своих людей после пожара, уйдя с ними в лес;
  • проучил приказчика Анны Глобовой, заставил его вернуть деньги и защитил себя от навета;
  • с риском для жизни пытался помочь Маше, насильно выдаваемой замуж; был ранен.
  • во время службы в столице, тратил отцовские деньги на застолья, ненужные безделушки;
  • став разбойником, воровал и грабил, присваивал чужие кошельки, окружил себя в лагере крадеными вещами (ковры, серебряное трюмо и др.);
  • опоздал в день свадьбы и приехал после венчания, не сумев освободить Машу;
  • во время лесного боя, обороняя лагерь, застрелил в упор офицера, который исполнял свой долг.
Князь

Верейский

  • имеет приятную внешность, изящные манеры;
  • общительный, интересный собеседник, способен устроить праздник и порадовать гостей;
  • образованный человек, знает искусство, любит живопись, имеет картинную галерею;
  • содержит крепостных музыкантов;
  • у его крестьян «чистые, весёлые избы»;
  • не испытал страха при нападении разбойников, метко ранил Дубровского.
  • в 50 лет выглядит значительно старше, что выдает бурную личную жизнь;
  • из-за излишеств нажил старческую подагру;
  • привык к роскоши, изнежен (носовой надушенный платок, бархатные сапожки);
  • цинично добивается женитьбы на Маше, чьи чувства его не волнуют, так как он и сам не способен любить, а лишь желает обладать еще одной красивой «вещью».
В наши дни известно немало примеров счастливых браков супругов с большой разницей в возрасте. Артисту Александру Вертинскому было 53 года, когда за него по любви вышла замуж 19-летняя Лидия Циргвава. У них родились дочери Марианна и Анастасия, ставшие известными актрисами.

Другие персонажи

Князь Верейский – сосед Троекурова, владеющий имением Арбатово. Он долго жил за границей и на старости лет приехал в родовое имение. По тому, что в 50 лет он выглядит значительно старше, можно судить о бурно проведенной молодости. Излишества и романы с красавицами сделали его эстетствующим циником.

Хотя на стенах его дома висят прекрасные картины, а сам Верейский является знатоком и ценителем живописи, но его человеческие чувства давно оскудели. Он женится на юной девушке, чтобы сделать ее еще одним украшением своей жизни. Ему не важно, что его не любят. О чувствах эгоист вообще речи не ведет и не способен понять, как глубоко несчастна его молодая невеста.

Можно было бы воздать должное храбрости Верейского, который не испугался нападения разбойников на свадебную карету. Но он явно переусердствовал и выглядел карикатурно, когда оказалось, что у него в каждом кармане по пистолету. Это же выдает в нем прошлого дуэлянта, который, очевидно, в молодости вел жизнь светского льва и волокиты.

Собирательный образ чиновников уездного города представлен в романе в разоблачительном свете. Все эти судебные клерки, секретари, приказные, подьячие, заседатель Шабашкин с исправником готовы, как свора борзых псарного двора Троекурова, наброситься по команде «ату!» на любого человека, на которого укажет барин.

«Хамово племя», – назвал этих преступных угодников, кланяющихся до земли денежному мешку, Андрей Гаврилович Дубровский. Не зря в минуту помрачения в зале суда ему привиделись собаки. Участь этих героев, сгоревших в доме, который они приехали отнимать у законного хозяина по лживому решению суда, очень знаменательна.

Архип-кузнец – яркий образ бунтаря из народа. У этого героя обостренное чувство справедливости и бесстрашное желание наказать «чернильное племя» за произвол и гнусную ложь, выдаваемую за решение суда. Это он запер дверь дома и обрек Шабашкина с его братией на смерть в пламени пожара. Жестокость этого человека была бы устрашающей, если бы не спасенная им из пожара кошка, за которой он полез, рискуя своей жизнью.

Краткое содержание романа «Дубровский»

Том I. Переданы события, в результате которых дружба Дубровского-старшего и Троекурова обернулась враждой, закончилась смертью Андрея Гавриловича и выходом на арену его сына.

Глава 1. Богатый властный барин Троекуров – заядлый охотник. Он содержит псарню и часто созывает гостей, чтобы слышать их лесть. Однажды его друг и сосед Дубровский заметил, что крестьяне Троекурова живут в худших условиях, чем собаки. Один из псарей оскорбил Дубровского, и тот уехал, чем вызвал гнев Троекурова. После того, как Троекурову не удалось возвратить строптивого соседа, он решил наказать его и отнять у него имение, прибегнув к услугам продажного судебного заседателя Шабашкина.

Глава 2. Пользуясь тем, что документы на имение Дубровского Кистеневка сгорели во время пожара, подкупленные судьи состряпали дело, по которому деревня признавалась собственностью Троекурова. С Дубровским в суде случилось помрачение ума, затем удар, он слег в постель.

Глава 3. Слуги решили вызвать из полка сына Дубровского. Получив письмо бывшей няньки, Владимир Дубровский взял отпуск и приехал. Отец обрадовался сыну, но лучше ему не стало.

Глава 4. Кирила Петрович Троекуров, чувствуя свою неправоту, приехал в Кистеневку, желая встретиться с бывшим другом. Увидев его в окно, Дубровский перенес второй удар и умер.

Глава 5. После похорон Владимир задержался в роще, размышляя о своей участи. У дома ожидали чиновники, приехавшие для передачи деревни и крестьян новому хозяину. Дубровский остановил готовый разразиться самосуд своих людей. Испуганные чиновники остались на ночь в господском доме, где предстояло провести последнюю ночь и Владимиру.

Глава 6. За чтением родительских писем, Дубровскому пришла мысль сжечь родной дом. Но по вине Архипа-кузнеца, который запер двери, в огне погибли и приказные чиновники.

Глава 7. В губернии было открыто дело о пожаре и гибели людей. Многие дворовые из Кистеневки пропали. В округе объявилась шайка разбойников. Они грабили на дорогах, орудовали в поместьях, удивительным образом обходя имение Троекурова. Предводителем разбойников все считали Дубровского.

Глава 8. У Троекурова есть 17-летняя дочь Маша и сын Саша, прижитый от бывшей гувернантки. Мальчику Троекуров выписал учителя-француза. Дефорж поразил хозяина тем, что убил медведя, к которому принято было заталкивать новичков ради развлечения. Этот поступок произвел впечатление и на Машу, которая влюбилась в отважного учителя.

Том II. Представлена история несостоявшейся любви Дубровского и Маши Троекуровой.

Глава 9. На престольном празднике гости Троекурова услышали историю помещицы Глобиной о том, как Дубровский проучил ее приказчика. Были зачитаны приметы разбойника.

Глава 10. После застолья помещик Спицын попросил разместить его на ночь со смельчаком Дефоржем, боясь за свою сумму с деньгами, которую носил на груди. Но ночью его сосед сорвал ее, угрожая пистолетом и назвавшись Дубровским.

Глава 11. Читатель постфактум узнает, как Дубровский стал Дефоржем. На станции он выкупил у учителя-француза за 10 тысяч рублей его документы, с которыми явился к Троекурову и стал учителем, а француз отправился на родину. О ночном происшествии никто не узнал, Спицын от страха молчал. Все гости разъехались.

Глава 12. Владимир вручил Маше записку, приглашая на свидание. Состоялось объяснение. Дубровский открыл свое лицо и добился согласия любимой девушки в трудную минуту обратиться к нему за помощью. Он исчез, а в это время в доме уже сидел исправник, приехавший его арестовать.

Глава 13. В имение Арбатово возвратился 50-летний князь Верейский. Он навестил Троекурова и во время обратного визита устроил ужин и фейерверк, чем обрадовал Машу.

Глава 14. Героиня получила письмо, приглашающее ее на вечернее свидание. В этот же день Верейский приехал сватать ее. Отец вместо нее дал согласие, а Маша решила, что браку не бывать, потому что она не могла полюбить этого человека.

Глава 15. На свидании Дубровский сказал, что знает о сватовстве. Решено было, что Маша попытается уговорить отца отказать Верейскому. От Владимира она получила кольцо, которое нужно было оставить в условленном месте, если потребуется его помощь.

Глава 16. Девушка написала и вручила письмо Верейскому, прося его отступиться от нее. Но князь показал письмо Кириле Петровичу. Объяснение дочери с отцом, ее слезы и угроза принять покровительство Дубровского не тронули Троекурова. Он решил ускорить свадьбу, до которой посадил Машу под замок.

Глава 17. Маша попыталась через брата Сашу доставить кольцо в заветное дупло, но у него завязалась драка с крестьянским мальчиком Митей, который должен был его забрать. Подоспевшие садовник, Троекуров, а потом и исправник решили, что, проследив путь Мити, найдут лагерь разбойников.

Глава 18. Состоялся обряд венчания Маши и Верейского. Дубровский опоздал, но догнал и остановил их карету. Верейский выстрелом ранил разбойника. Маша отказалась бежать с Дубровским. Он велел своим людям отпустить карету, и они отправились своей дорогой.

Глава 19. Лесной лагерь разбойников был окружен, но Владимир застрелил офицера-командира, и рядовые солдаты сбежали. Дубровский собрал своих сообщников и объявил, что уходит. Им он тоже советовал оставить разбой. Благодаря ему они получили документы и средства, чтобы уехать в другие места и начать мирную жизнь. Вскоре грабежи прекратились. Были сведения, что Дубровский бежал за границу.

Анна Ахматова оставила в своей записной книжке нелестный отзыв о романе Пушкина: «…всё-таки «Дубровский» – неудача Пушкина. И слава Богу, что он его не закончил. Это было желание заработать много, много денег, чтобы о них больше не думать». Она уничижительно назвала роман «чтивом».

Правда, сама поэтесса не имела опыта написания прозаических произведений. А ее обвинение предупредил сам Пушкин, который первым из русских писателей ставил цель зарабатывать на жизнь писательским трудом, чтобы содержать себя и свою семью. Об этом он откровенно размышлял в стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом»: «Не продается вдохновенье, /Но можно рукопись продать». Едва ли кто бы то ни было вправе винить художника за то, что он стремится получить вознаграждение за свой труд.

Значение романа «Дубровский»

Это произведение Пушкина является и по сей день образцом интересного, захватывающего произведения. В романе отсутствуют навязчивое морализаторство и дидактика, и в то же время он всем ходом повествования утверждает вневременные нравственные ценности и осуждает предательство, подлость, продажность; учит правильно оценивать действия простых людей и наделенных властью; показывает, как омерзительны пресмыкательство, угодничество, человеческая наглость и глупость.

Роман не раз находил интерпретаторов, которые переводили его на язык кино, театрального представления. Например, в 2016 году московской театральной компанией Ecstatic был представлен иммерсивный спектакль по «Дубровскому» под названием «Черный русский» режиссера Максима Диденко. Иммерсивная постановка предполагает отсутствие сцены и приобщение зрителей к сценическому действу.

Автор сайта
Кристина Залозная
Филолог, переводчик (славянские языки); учитель русского, украинского языка и литературы.
Задать вопрос

Произведения русских писателей
Добавить комментарий

  1. Дарья Вишневская

    Роман «Дубровский» – произведение А.С. Пушкина, в котором автор изображает общественную несправедливость и показывает, как эта несправедливость порождает зло. Основная тема произведения – борьба героя за справедливость и его неудачная попытка найти мир в богатой жизни. Жанр – романтическая повесть. В тексте можно выделить много цитат, которые говорят о жизненных принципах героев и мировоззрении автора. Это произведение стало настоящей классикой русской литературы и до сих пор вызывает интерес у читателей.

    Ответить
  2. Анастасия

    Я была поражена обширностью и глубиной информации, представленной на этой странице. Очень интересно узнать больше о дубровской культуре и искусстве. Я бы хотела поблагодарить авторов этой страницы за предоставленную информацию.

    Ответить