Анализ пьесы «На дне» (М. Горький)

Анализ произведения

Пьеса “На дне” Максима Горького – это произведение, которое оставило неизгладимый след в истории мировой литературы. В ней писатель красноречиво изобразил жизнь обреченных и отверженных людей, заслуживших место на дне общества. Это произведение несет в себе глубокий анализ социальных и моральных аспектов, характерных для той эпохи, и продолжает быть актуальным и в наши дни.

Создать шпаргалку - нажми, чтобы скачать

Главной чертой пьесы является ее жесткая реалистичность. Максим Горький не побоялся представить зрителю жизнь на самом дне со всей ее сыростью и безжалостностью. Он не искусственно приукрашивал образы персонажей, а наоборот, усиливал их прямолинейность и натурализм. В этой среде нет места ложному блеску и иллюзиям. Герои пьесы не мечтают о лучшей жизни; они борются за выживание в мире, где законы морали и человечности утрачивают свою силу.

История создания

МХАТ первая постановка пьесы на дне

Начало работы над произведением уходит в далекий 1900 год, когда Горький, в разговоре со знаменитым режиссером и актером Константином Станиславским, выразил свое желание создать сцены, основанные на реалиях жизни ночлежки.

Первые наброски и идеи для пьесы начали появляться в конце 1901 года, и важно отметить, что автор был уверен в ясности своих персонажей, идей и мотивов действий. В одном из писем к издателю К. П. Пятницкому, Горький даже предупреждал, что созданная им пьеса будет “страшной”. Окончательный вариант произведения был завершен 25 июля 1902 года, и оно было впервые издано в Мюнхене, после чего вскоре поступило в продажу.

Однако, несмотря на литературное признание и популярность, пьеса столкнулась с преградами на пути к своей постановке на российских театральных сценах. Почти все театры были вынуждены получать специальное разрешение для ее постановки, и это свидетельствует о сложности и остросоциальном характере произведения.

Интересно, что само название пьесы несколько раз менялось в процессе ее создания. В издании были указаны такие варианты, как “На дне жизни: сцены”, но укороченное и уже ставшее классическим название “На дне” впервые появилось на театральной афише при ее первой постановке в Московском художественном академическом театре (МХАТ).

Первыми исполнителями ролей в этой знаменитой постановке был настоящий звездный состав МХАТа, среди которого выделялись имена таких выдающихся актеров, как Константин Станиславский, Владимир Качалов, Иван Москвин, Ольга Книппер и Мария Андреева.

Смысл названия

Смысл названия пьесы “На дне” Максима Горького весьма наглядно и символично отражает социальное и моральное положение героев в произведении. Исследователи литературы утверждают, что автор задумал название так, чтобы оно прямо указывало на самый низкий уровень финансового и нравственного упадка общества.

Однако, по мере развития сюжета и раскрытия характеров персонажей, читателю становится понятно, что даже на самом низком уровне существует место для человеческих чувств и философских размышлений. “Дно” в данном контексте не только символизирует социальное унижение, но и выступает как метафора для жизни в целом. Горький показывает, что даже на этом “дне” существует место для надежды, любви, дружбы и размышлений о высших идеалах.

Это напоминает нам, что никто не застрахован от того, чтобы оказаться на “дне” в какой-то момент своей жизни. И, возможно, именно в трудных моментах человеческая сущность проявляет свои настоящие ценности и философские убеждения.

Жанр

Жанровая природа пьесы “На дне” Максима Горького остается предметом дискуссий и обсуждений среди литературных критиков и историков.

На первый взгляд, пьеса может быть отнесена к жанру драмы, и это вполне обосновано. Ведь внутренний мир героев “На дне” пронизан конфликтами, ссорами и непримиримостью. Эти элементы драматизма играют важную роль в раскрытии философских и социальных аспектов произведения. Пьеса позволяет Максиму Горькому выразить свои идеи и убеждения через драматические ситуации и диалоги персонажей.

Однако, стоит заметить, что внутри драматической основы пьесы также присутствует элемент бытовой социальности. Горький мастерски описывает повседневную жизнь персонажей на дне общества, и это делает произведение более доступным и близким к реальности. Таким образом, “На дне” можно рассматривать как драму, в которой сочетаются искусство и жизненная правда.

Поэтому, хотя жанр пьесы “На дне” Максима Горького остается предметом споров, он может быть охарактеризован как драма с глубокими философскими и социальными элементами, обогащенная бытовой социальностью.

Как тебе учеба? Нравится или нет?






Основная тема

Пьеса “На дне” Максима Горького раскрывает множество разнообразных тем, которые придают произведению глубину и философскую напряженность. Вопросы судьбы, надежды, мечты, смысла жизни, правды и лжи переплетаются в этой пьесе, создавая многогранный мир героев.

Интересно, что, несмотря на крайне низкое социальное положение главных персонажей, они все равно ведут беседы и дискуссии на высокие и философские темы. Это своеобразная парадоксальность в творчестве Горького – показать, что даже на “дне” общества существуют глубокие размышления и стремление к чему-то большему.

Каждый из героев, несмотря на свой социальный статус, имеет свои мечты и надежды. Эти мечты могут казаться скромными и недостижимыми, но они являются источником внутренней силы и мотивации. Даже в таких ужасных условиях существования, персонажи “На дне” продолжают волочить свои жизни в поиске смысла и надежды.

Таким образом, основная тема пьесы “На дне” Максима Горького заключается в исследовании человеческой природы и ее способности искать смысл и ценность даже в самых безнадежных обстоятельствах. Горький возвышает своих персонажей, показывая, что человек остается человеком, даже когда он находится на самом низком уровне общества.

Проблематика

Проблематика произведения На дне

Произведение “На дне” Максима Горького охватывает широкий спектр социальных и моральных проблем, которые оставались актуальными в его времена и, к несчастью, остаются важными и в наше время.

Одной из главных проблем, поднимаемых в пьесе, является конфликт и столкновение интересов между жильцами лачуги. Отношения между ними характеризуются бесконечными ссорами, несогласованностью во мнениях и стычками по мелочным поводам. Эта беспокойная атмосфера и нежелание сотрудничать свидетельствуют о разрушительной природе бедности и социальной изоляции. Герои, вместо того чтобы объединиться, создают новые конфликты. Горький через это показывает, что люди, оказавшиеся на самом дне общества, часто утрачивают способность рационально воспринимать жизнь и видеть в ней добро.

Отсутствие гуманизма – еще одна заметная проблема, выделенная автором. Примером этой безразличности к страданиям других служит сцена с умирающей Анной, к которой никто не приходит на помощь. В такой среде каждый борется за собственную выживаемость, и человеческое сострадание и мораль начинают утрачиваться. Герои, погрузившиеся в жизнь ночлежки, часто становятся жертвами собственных обстоятельств.

Еще одной важной проблемой является безнравственность, которая исходит из бедности и отсутствия перспектив. Герои, подобно Насте, вынуждены заниматься деятельностью, которая нарушает нормы общественной морали. Нищета и социальная изоляция побуждают их к аморальным поступкам, и Горький через них демонстрирует, как суровые обстоятельства могут разлагать нравственные ценности.


Главная идея и мысль

Главная идея пьесы “На дне” Максима Горького утверждает универсальность и неизменность человеческой природы, независимо от социального статуса и материального положения. Автор приходит к выводу, что все люди, несмотря на различия в воспитании и характере, обладают общей человеческой сущностью. Они состоят из плоти и крови и реагируют на сложные ситуации и вызовы жизни по-разному.

Горький подчеркивает, что никто не застрахован от потери всего, что было в прошлом, и от вероятности оказаться на дне общества. Главные герои пьесы становятся жертвами жизненных обстоятельств, их души разлагаются, и они теряют смысл существования. Когда человек теряет ценности и оказывается в безвыходном положении, он может отказаться от общепринятых норм и стандартов поведения.

Однако автор также указывает на то, что ответственность за свою жизнь и выборы лежит на самих героях. Они могли бы попытаться изменить свою судьбу, но выбирают путь равнодушия, жестокости и безразличия, что дополнительно обостряет их ситуацию.

Таким образом, главная мысль произведения заключается в том, что жизнь может испытать каждого человека и сломать его, превратив в равнодушного и жестокого человека. Это напоминает нам о важности человеческой сострадательности и моральных ценностей, которые могут помочь преодолеть трудности и сохранить человеческое достоинство даже в самых сложных ситуациях.

Композиция

Композиция пьесы “На дне” Максима Горького мастерски структурирована и разделена на несколько ключевых этапов, что способствует глубокому раскрытию сюжета и тематики произведения.

Завязка произведения позволяет зрителям познакомиться с одним из главных персонажей – Лукой, и пролить свет на его несчастную и незадачливую жизнь. Этот начальный этап устанавливает тон и атмосферу произведения, показывая жизнь на дне общества через призму Луки.

Развязка в пьесе представляет собой ключевое событие, в котором обычные жители лачуги сталкиваются с жестоким планом Василисы, одной из центральных героинь. На этом этапе разворачивается драматический конфликт и поднимаются вопросы о морали и человеческой природе.

Кульминация является высшей точкой напряжения в пьесе. С ее наступлением сюжетные повороты и конфликты переносятся на второй план, уступая место диалогу, который переосмысляет суть жизни и человеческого существования в реальности. Это насыщенный и философский этап произведения.

Финал пьесы “На дне” становится трагическим заключением, в котором происходит уничтожение важного понятия – “надежда”. Этот завершающий момент оставляет зрителей с глубокими размышлениями о смысле жизни и судьбе человека на дне общества.

Конфликт произведения

В центре произведения “На дне” Максима Горького лежит глубокий конфликт, который связан с возможностью или невозможностью сделать выбор в сложных жизненных обстоятельствах. Герои проявляют веру в то, что они способны изменить свои жизни и исправить свое положение. Они получают подсказки от судьбы, олицетворенной старцем Лукой, но, несмотря на это, в конечном итоге оказываются бездействующими и беспомощными перед вызовами жизни.

Примером такого конфликта является решение актера покончить с собой вместо того, чтобы подвергнуться долгому лечению в клинике. Это демонстрирует его отказ от борьбы за жизнь и стремление к решениям, которые кажутся более краткосрочными и простыми.

Настя, в свою очередь, предпочитает постоянные ссоры, но при этом остается рядом с Бароном. Этот выбор подчеркивает сложность ситуации, в которой она находится, и неспособность сделать решительный шаг.

Пепел, мечтающий о честной жизни, продолжает воровать и продавать украденное хозяину ночлежки. Его действия отражают внутренний конфликт между его идеалами и реальностью, а также его недостаток силы внести изменения в свою судьбу.

Главный конфликт произведения выдвигает перед читателем вопросы о выборе, судьбе и способности человека влиять на свою жизнь, а также о внутренних конфликтах и противоречиях, которые могут определить его судьбу.

Персонажи пьесы и их характеристика

Жители дна – это индивидуумы с различными системами ценностей и убеждениями, но их общей чертой является их погружение в глубокую нищету, которая постепенно разрушает их самоуважение, лишает надежды и уверенности в себе. Эта бедность разъедает их души, предрекая им неизбежный упадок и страдания.

Клещ

Клещ

Клещ – это 40-летний работник-слесарь, чья жизнь омрачена тяжелыми обстоятельствами. Его брак с Анной, страдающей чахоткой, стал иллюстрацией его безразличия к ее состоянию и чувствам. Отношения с женой выявляют его жестокость и безжалостность, проявляющиеся в частых побоях и унижениях.

Смерть Анны стала для Клеща тяжелым испытанием, которое вынудило его продать свои рабочие инструменты, чтобы обеспечить ей достойное прощание. Этот жертвенный акт говорит о его способности к состраданию и любви к жене.

Однако после смерти Анны, Клещ оказался без работы и выбит из колеи. Теперь его судьба связана с ночлежкой, и у него нет явных перспектив на улучшение своей жизни. Герой оказался на дне общества, лишен шансов на лучшее будущее, что делает его судьбу трагической и бесперспективной.

Бубнов

Бубнов

Бубнов – это мужчина в возрасте 45 лет, чья прошлая жизнь была связана с владением меховой мастерской. Однако, в настоящее время он оказался в сложной ситуации, которая вызывает его недовольство, но не ломает его внутренний потенциал и стремление вернуться в нормальное общество.

Потеря своего бизнеса и владения мастерской была результатом развода, так как документы оформлены были на его бывшую жену. Несмотря на эти несчастья, Бубнов не теряет надежды и стремится сохранить в себе способность вернуться к прежнему образу жизни.

В настоящее время он живет в ночлежке и шьет шапки, что является проявлением его стремления сохранить профессиональные навыки и способности. Герой пытается поддерживать свое чувство достоинства и борется за лучшее будущее, несмотря на сильные трудности, с которыми ему приходится столкнуться.

Сатин

Сатин

Сатин – мужчина около 40 лет, чей образ жизни характеризуется экстремальными чертами. Он пристрастился к употреблению алкоголя до полной утраты памяти и участию в азартных карточных играх, где он жульничает, используя это как способ заработка на проживание.

Необычайная черта Сатина – его богатый интеллект и читательские интересы. Он прочитал множество книг и не упустит возможности напомнить об этом, не только своим соседям, но и самому себе, как утешение и напоминание, что ещё не все утрачено.

Биография Сатина тоже заслуживает внимания. Он отбыл пять лет заключения в тюрьме за непреднамеренное убийство, совершенное во время защиты чести сестры. Несмотря на свою образованность и интеллект, он отказывается от честных способов выживания, предпочитая темный путь, который считает более подходящим для своей судьбы.

Лука

Лука

Лука – это странник в возрасте 60 лет, появившийся в ночлежке неожиданно и ставший одним из самых загадочных персонажей. Его поведение отличается интеллигентностью и способностью утешать и успокаивать всех вокруг, но всегда с намеком на скрытые намерения. Он приходит, словно с определенной целью, и стремится наладить отношения со всеми, даря советы, но его советы часто разжигают еще больше споров и дискуссий.

Герой Лука обладает нейтральным характером, и несмотря на его добрые слова и действия, всегда остается некоторое подозрение в чистоте его намерений. Его прошлое, о котором он упоминает, может быть связано с отбыванием срока в тюрьме, но история его побега оттуда оставляет вопросы и загадки.

Пепел

Пепел

Пепел, настоящее имя которого Василий, – это 28-летний человек, чья жизнь наполнена противоречиями и сложными решениями. Он привык к постоянным кражам, и в то же время, у него есть философская точка зрения на мир, как и у других персонажей в данной истории. Его стремление выбраться из ночлежки и начать новую жизнь отражает его желание изменить свою судьбу.

Пепел несколько раз попадал в тюрьму, что свидетельствует о том, что его жизнь была далека от законопослушности. Интересным аспектом является его определенное положение в данном обществе благодаря тайным отношениям с замужней Василисой, о которых все знают. В начале пьесы, когда герои расстаются, Пепел пытается ухаживать за Наташей и увезти её из ночлежки, но его конфликт с Костылевым ведет к фатальным последствиям, и он попадает в тюрьму к концу произведения.

Настя

Настя образ

Настя – это молодая девушка в возрасте 24 лет, чья жизнь пропитана сложными и драматичными отношениями и жизненными обстоятельствами. Исходя из ее обращения и разговоров, становится ясно, что она работает девушкой по вызову, что может быть нелегким и душевно нагружающим занятием.

На первый взгляд, Настя искала внимания и желание быть нужной другим. Она стремится, чтобы ее окружающие нуждались в ней, что может свидетельствовать о ее нестабильной самооценке и потребности в признании.

Важным аспектом ее характера является связь с Бароном, которая вроде бы могла бы напоминать сюжеты из любовных романов. Однако реальность оказывается совсем иной. Настя терпит грубость и неуважение от своего ухажера и даже предоставляет ему деньги на алкоголь. Эта динамика подчеркивает ее сложное положение и драматичность ее отношений.

Барон

Барон образ

Барон – это мужчина в возрасте 33 лет, чья жизнь сложилась с трудностями и разочарованиями. Он стал алкоголиком из-за неудачных обстоятельств и личных неудач. Важной чертой его характера является его постоянное напоминание о своих дворянских корнях, которые когда-то помогли ему стать состоятельным чиновником. Однако эти корни оказались бессильными перед обвинениями в растрате казенных средств, что привело к его тюремному заключению и лишению состояния.

Барон несет в себе тяжкое бремя своего прошлого и стремится подчеркнуть свои дворянские связи, хотя они уже не имеют для него большого значения. Его отношения с Настей, хоть и кажутся любовными, на самом деле являются скорее деловыми, так как он перекладывает на нее свои обязанности и постоянно берет деньги на пьянки.

Анна

Анна образ

Анна – это женщина в возрасте 30 лет, которая столкнулась с тяжелой болезнью – чахоткой. Ее жизнь начинается в предсмертном состоянии, и она не доживает до конца пьесы.

Для всех персонажей ночлежки, включая Анну, это место становится символом неудачи и отчуждения. Анна остается в надежде на проявление любви со стороны своего мужа, Клеща, даже находясь на грани смерти. Она искала внимания, заботы и поддержки от него, но умирает в углу от безразличия, побоев и унижений, что может быть одной из причин ее болезни.

Актер

Актер пьеса на дне

Актер – это мужчина в возрасте около 40 лет. Так же, как и другие обитатели ночлежки, он неустанно вспоминает о своей бывшей жизни. Характеризуется добротой и высоким чувством справедливости, но часто угнетает себя чрезмерной саможалостью.

Главной целью Актёра становится избавление от алкогольной зависимости после того, как Лука рассказывает ему о лечебнице для алкоголиков в неком городе. Он начинает копить деньги, надеясь на возможность изменить свою жизнь и вернуться к прежнему образу существования.

Однако несчастья продолжают его преследовать. Когда Лука уходит из ночлежки, оставив Актёра без информации о местонахождении лечебницы, герой погружается в глубокое отчаяние. В конечном итоге, под давлением безысходности, он принимает решение о самоубийстве.

Костылев

Костылев образ

Костылев – мужчина в возрасте 54 лет, человек, собравший в себе множество противоречивых черт. Он является содержателем ночлежки, но скрывает свою истинную сущность за маской благотворителя. Костылев считает, что все жильцы обязаны ему благодарностью за кров и крышу, при этом охотно напоминает им о долгах. Его отношения с женой Василисой складываются не лучше, чем с другими постояльцами, и он подозревает её в романе с Пеплом.

Несмотря на свою жесткость и жадность, внутри Костылева существует иное желание – он мечтает о возвращении к нормальной жизни, оправдании своего прошлого. Этот внутренний конфликт делает его персонажем с множеством сложных фасетов. В конечном итоге его жизнь завершается трагически из-за драки с Пеплом, которую он сам начал, чем показывает его глупость и безрассудство.

Василиса Карповна

Василиса Карповна образ

Василиса Карповна – молодая женщина в возрасте 26 лет. Ее жизнь в ночлежке не отличается от супруга Костылева, но в ее душе таится непримиримая ненависть к мужу. Она считает его обременением и источником всех своих несчастий. Несмотря на то, что она тайно изменяет мужу с Пеплом, ее отношения с любовником тоже не являются идеальными, так как она подговаривает его на убийство супруга, обещая, что его не посадят в тюрьму. Василиса хладнокровно использует свои чувства в своих интересах.

Кроме того, Василиса не проявляет никаких чувств к сестре, Наташе, кроме зависти и злобы. Она ревнует сестру к Костылеву и стремится получить максимальную выгоду для себя. Василиса – это персонаж, готовый пойти на все, чтобы улучшить свое положение, и она не останавливается перед ничем, чтобы достичь своих целей.

Наташа

Наташа образ

Наташа – двадцатилетняя женщина, и она является самой доброй и невинной душой в ночлежке. Вопреки окружающей агрессии и издевательствам со стороны Василисы и её мужа Костылева, Наташа сохраняет свою невинность и доброту. Она терпеливо переносит жизненные трудности и старается помогать жильцам ночлежки безвозмездно.

Несмотря на свою доброту, Наташа не может довериться Пеплу, осознавая всю подлость и жестокость людей вокруг неё. Она понимает, что, уйдя с Пеплом, может столкнуться с опасностью и потерять свою невинность.

В то время как Наташа собирается пойти навстречу Ваське, чтобы начать новую жизнь, она неожиданно попадает в больницу после гибели Костылева и исчезает без вести. Её судьба остается загадкой, исчезнув в бескрайних просторах большого города.

Квашня

Квашня образ

Квашня – сильная и независимая женщина в возрасте 40 лет, которая пережила длительное насилие со стороны своего мужа, который бил её в течение восьми лет брака. Этот опыт сделал её более стойкой и решительной в жизни.

Она занимается продажей пельменей и помогает жителям ночлежки, иногда стараясь привести ее в порядок. Она часто вступает в споры с другими жильцами, выражая свою собственную точку зрения. После тяжелых отношений с бывшим мужем, она больше не собирается выходить замуж и часто вспоминает своего покойного супруга-тирана.

В течение пьесы развиваются её отношения с Медведевым, их взаимодействие меняет обоих персонажей. Однако в самом конце пьесы Квашня выходит замуж за полицейского, который также имеет пристрастие к алкоголю. Этот поворот событий показывает, что даже сильные и независимые женщины могут оказаться в сложных ситуациях в своей жизни.

Медведев

Медведев образ

Медведев – 50-летний полицейский и дядя сестер Василисы и Наташи. С самого начала пьесы он проявляет интерес к Квашне и стремится свататься к ней. Он уверяет ее, что не будет таким тираничным, как ее бывший муж, и стремится создать с ней семью.

Медведев хорошо осведомлен о том, что племянница Наташа терпит насилие со стороны старшей сестры Василисы, но, несмотря на это, он не вмешивается в семейные конфликты. Он также хорошо осведомлен обо всех махинациях Костылева, Василисы и Пепла.

В конце пьесы Медведев женится на Квашне, но в процессе совместной жизни начинает погружаться в алкогольную зависимость. Его жена Квашня, несмотря на свою силу и независимость, начинает бить его из-за его пристрастия к алкоголю.

Алешка

Алешка

Алешка – молодой сапожник, ему всего 20 лет, но жизнь уже оставила на нем свой отпечаток. Он считает, что ему больше ничего не нужно в этой жизни и выглядит как человек, полностью разочарованный всем вокруг. Его дни наполняются пьянством, которое, кажется, единственным способом справиться с безысходностью его положения.

Алешка проявляет свой бунт и буйство через частые выпивки и игру на гармошке. Его жизнь кажется бесцельной и лишенной перспектив, и он не видит смысла меняться. Частые посещения полицейского участка стали для него обыденностью, и он, по-видимому, привык к этому образу жизни.

Татарин

Татарин

Татарин – человек, который обитает в ночлежке и занимается работой ключника. Он отличается прямолинейностью и честностью, которые сразу бросаются в глаза в окружении нечестных игроков, таких как Сатин и Барон. Татарин любит играть в карты, но всегда возмущается, когда кто-то из его собутыльников использует нечестные методы, чтобы выиграть.

Этот персонаж проявляет глубокое уважение к закону и часто разговаривает о важности соблюдения правил. Он стоит на стороне справедливости и не понимает жульничества и обмана.

В конце пьесы Татарин становится жертвой насилия со стороны Кривого Зоба, что подчеркивает его характерную черту – верность своим убеждениям и принципам, несмотря на жестокость и опасности окружающего мира.

Кривой Зоб

Кривой Зоб – загадочный обитатель ночлежки и ключник, обладающий собственными моральными нормами, которые, возможно, не всегда совпадают с общепринятыми правилами. В отличие от более честных персонажей, к примеру Татарина, Кривой Зоб не видит проблемы в игре в карты, которая включает в себя нечестные методы, и, возможно, находит им какие-то оправдания.

Этот персонаж может быть непредсказуемым и склонным к насилию, как видно из его конфликта с Татарином, который закончился ломанием руки. Возможно, у Кривого Зоба есть своя личная мотивация или обоснование для такого поведения.

Важно отметить, что, несмотря на его недостатки, Кривой Зоб также проявляет социальную активность и появляется вместе с другими обитателями ночлежки, чтобы спеть песню в конце пьесы.

Краткое содержание пьесы «На дне» М. Горького

После знакомства с персонажами, давайте перейдем к краткому описанию событий в каждом из актов пьесы “На дне”.

Действие первое

Пьеса на Дне действие первое

Сюжет начинается в большой комнате ночлежки, где зрители переносятся в весеннее утро. В этой комнате, освещенной лучами утреннего солнца, расположен самовар, и владелица ночлежки, Квашня, начинает свой рассказ. Она делится с окружающими своими чувствами по поводу нового ухажера, но при этом явно не желает выходить замуж. Недавно овдовев, она счастлива, что избавилась от тирании своего бывшего мужа и не желает подчинять свою свободу другому мужчине.

Однако слесарь по имени Клещ утверждает, что она все равно выйдет замуж, несмотря на ее намерения. Это вызывает возмущение Квашни, и она обвиняет его в желании убить ее свободу и счастье.

В это время Актер, который только что проснулся, приходит на помощь больной женщине по имени Анна, чтобы она могла выйти на улицу подышать свежим воздухом. Они случайно встречают Костылева, который ищет свою жену, Василису. Он уверен, что она встречается с молодым человеком по имени Васька Пепел, но не имеет никаких доказательств. Актер предлагает Костылеву простить половину его долга, но получает отказ и быстро забывает о ситуации Анны.

В это время в ночлежку входит Лука, добрый старик, который приходит на помощь больной женщине, чтобы вернуть ее в комнату.

С другой стороны, сапожник Алешка, который набрался крепкого напитка, случайно встречает Василису, и она начинает расследование в отношении Пепла, который якобы бросает ее ради Наташи. Василиса вспоминает, что Алешка не оплатил свое пребывание в ночлежке, и выгоняет его на улицу. Там его задерживает полицейский Медведев за нарушение общественного порядка.

Василиса, всколыхнувшаяся от этой встречи, возвращается в комнату и начинает ссору с сестрой. Постояльцы ночлежки пытаются разнять сестер, и в обиталище нищеты начинается драка.

Действие второе

Пьеса на дне действие второе

В ночлежке наступает вечер, и постояльцы начинают коротать время различными занятиями. Группа из постояльцев играет в карты, в то время как Клещ и Актер следят за игрой. Бубнов и Медведев предпочитают партию в шашки.

Старый Лука, всегда пытающийся утешить и находить выход из ситуации для каждого из обитателей ночлежки, берет на себя роль душевного советчика. Он обращается к больной Анне, которая жалуется на ужасную жизнь и мучения, пережитые от своего мужа. Лука говорит ей, что после смерти она, наконец, найдет покой и освободится от страданий.

Актер, собиравшийся прочесть Луке свои стихи перед тем, как уйти пропивать выигрыш, забыл текст. Старик советует ему обратиться в бесплатную клинику для алкоголиков. Актер утверждает, что если ему удастся провести несколько дней трезвым, он все вспомнит без всякой помощи.

Дважды Лука пытается помочь Пеплу. В первый раз, когда Медведев грозится арестовать Ваську, старик убеждает его, что в Сибири сильные и умные люди живут комфортно. Во второй раз, когда Василиса предлагает Пеплу убить Костылева за деньги и получить Наташу взамен, Лука советует ему не слушать ее и уйти из ночлежки с любимой.

Дальнейшее развитие событий выглядит следующим образом:
  • Костылев обнаруживает жену с Пеплом и устраивает скандал. Васька готов избить его, но Лука останавливает его.
    Анна умирает, и Васька с Лукой отправляются в трактир, чтобы разыскать Клеща.
  • В ночлежку возвращаются пьяный Актер и Наташа. Актер обещает девушке, что он излечится от алкоголизма и вернется на сцену.
  • Клещ возвращается и объявляет, что пропил все деньги, которые у него были на похороны жены. Обитатели ночлежки обещают помочь ему и отправляются спать.

Действие третье

Пьеса на дне действие третье

События в пьесе “На дне” развиваются далее в третьем акте. Давайте представим краткое содержание этого акта в виде цепи событий:

  • Разговор на заднем дворе ночлежки, в котором участвуют Лука, Клещ, Наташа, Барон, и Настя, а также Бубнов. Настя рассказывает о студенте, который влюбился в нее, но Барон смеется над ее рассказом, утверждая, что это история из бульварного романа. Настя обижается и уходит, а за ней следует Барон. Наташа высказывает свои ожидания особенного человека, который спасет ее от сестры и ее мужа.
  • Лука рассказывает о том, как он отказался убивать каторжников, ворвавшихся на дачу, которую он охранял. Он приходит к выводу, что можно научить человека доброте.
  • Бубнов говорит, что предпочитает говорить правду. В ответ Лука рассказывает историю о человеке, который повесился, после того как узнал от ученого, что не существует праведной земли.
  • Ссора между Пеплом и Василисой. Васька просит Наташу помочь ему измениться. Наташа не испытывает к нему чувств, но соглашается, при условии, что Пепел не будет бить ее. Василиса наблюдает за их разговором из окна, упрекает Наташу и отправляет ее ставить самовар.
  • Костылев ссорится с Лукой. Хозяин ночлежки считает, что старик Лука не должен вмешиваться в жизнь постояльцев, а должен молиться за них. Лука утверждает, что есть люди, которых можно исправить, и те, кому нельзя помочь. Костылев выбрасывает старика из ночлежки.
  • Василиса выливает кипящую воду из самовара на ноги Наташе, что приводит к ссоре. В ходе ссоры Пепел толкает Костылева, и тот падает и умирает. Василиса обвиняет Ваську в убийстве и напоминает ему, как она предлагала деньги за это. Наташа уверена, что ее изувечили, чтобы избавиться от нее, и проклинает Пепла.

Действие четвертое

Пьеса на дне действие четвертое

В последнем акте произведения “На дне” герои обсуждают исчезновение Луки. Клещ считает его хорошим человеком, Настя жалеет его, Сатин называет мягким для слабых, а Барон – просто пластырем для своих наружных ран.

Далее события развиваются следующим образом:
  • Ссора между Настьей и Бароном. Настя объявляет о своем желании уйти от Барона, а Сатин сравнивает ее решение с тем, как Актер обещал уйти в лечебницу. Барон начинает вспоминать своих знатных французских предков, и между ним и Настей возникает ссора. Актер, выпив стакан водки, покидает комнату.
  • Появление Бубнова и Медведева. Друзья приносят водку и закуску. Медведев был уволен из полиции и теперь зависит от Квашни. Постояльцы ночлежки начинают веселиться, петь песни и пить. Внезапно появляется Барон и сообщает, что Актер покончил с собой. Сатин возмущен, что веселье было нарушено такой вестью.

Критика

После публикации “На дне” интерес к Максиму Горькому резко возрос. Горький сам происходил из простых людей и знал, что значит начинать с нуля и подниматься в обществе. Его творчество стало популярным, его произведения читали с увлечением, а ожидание новых постановок в театрах вызывало нетерпение. К тому времени Россия переживала кризис монархии, и народ был подавлен властью, поэтому в творчестве Горького видели попытку раскритиковать нынешний режим.

  • В своей работе “Конец Горького” Дмитрий Философов отмечал: “Драма «На дне» была высшей точкой в творчестве Горького; после нее начался упадок”.
  • Сергей Адрианов писал о пьесе: “Разнообразные персонажи выписаны с характерным для Горького знанием этой среды, они оживают перед читателем”.
  • В статье “Драма на дне” Иннокентий Анненский утверждает: “Внимательно изучите начальные и конечные сцены, и вы увидите, что «На дне2 – это не просто отрывок из реальности, украшенный блестками, а настоящее художественное произведение”.

Выводы

  1. Горький в своей пьесе «На дне» исследует тему низших слоев общества и их борьбы за выживание в жестких социальных условиях. Он наглядно показывает унижения, аморальность и деградацию персонажей, живущих на дне общества.
  2. Постояльцы ночлежки предстают перед нами как символы разрушения и морального упадка общества в России начала 20-го века. Их судьбы отражают общую картину бедности, алкоголизма и социальной несправедливости.
  3. Пьеса ярко демонстрирует человеческую жестокость и беспомощность перед тяжелыми обстоятельствами. В ней показаны различные формы насилия, как физического, так и морального, которым подвергаются герои.
  4. Максим Горький выразил в своем произведении осуждение социальной системы и власти, которые создают такие условия жизни для народа. Пьеса служит ярким образцом литературного натурализма и социальной критики.
  5. Несмотря на жесткий реализм и трагизм произведения, в нем также есть надежда на перемены. Лука выступает как символ доброты и возможности изменения, а Наташа как олицетворение надежды на лучшее будущее.
Произведения русских писателей
Добавить комментарий