Анализ романа «История одного города» (М. Е. Салтыков-Щедрин)

Анализ произведения

“История одного города” – это замечательный роман, созданный Михаилом Салтыковым-Щедриным. Название города, в котором разворачиваются события, – Глупов, уже намекает на то, что ожидает читателя внутри его стен. Этот город основали люди, чьей умностью сложно восхищаться. После победы над соседними племенами, они решили, что наступило время счастья и благополучия, каждый занялся своим делом, однако ожидаемых результатов так и не дождались. В суете и беспорядке они осознали, что нужен умный и мудрый правитель, который установит порядок и приведет город к процветанию.

Создать шпаргалку - нажми, чтобы скачать

Такого правителя оказалось не просто найти. Недостаток лидерства и зрелой политической мысли привел к бездействию и беспорядку. Наконец, кто-то дал князю заманчивое предложение – он мог стать правителем за деньги. Не сумев устоять перед искушением, князь взял на себя эту ответственность, но его управление принесло лишь разорение и несчастие.

Содержание

История создания

История написания романа “История одного города” Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина была довольно интересной и насыщенной. Писатель приступил к работе над произведением в период с 1869 по 1870 годы, однако его усилия были разрозненными из-за параллельной работы над другими проектами. Первые главы романа были опубликованы в журнале “Отечественные записки” под номером 1.

Важно отметить, что на тот момент Салтыков-Щедрин сам являлся главным редактором данного журнала. Это позволило ему представить свою новую работу публике и получить отзывы читателей и критиков.

Однако дальнейшая работа над романом была приостановлена в конце того же года. Писатель решил временно отложить “Историю одного города”, чтобы сосредоточиться на других проектах. В это время Салтыков-Щедрин занялся написанием сказок и завершением неоконченных произведений. Также он продолжал активно писать литературно-критические статьи, делая значимый вклад в литературную жизнь своего времени.

Затем, в 1870 году, продолжение “Истории одного города” было опубликовано в пяти номерах журнала “Отечественные записки”. И уже в том же году роман был издан отдельной книгой.

Жанр и направление

“История одного города” Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина – это произведение, которое трудно приписать одному определенному жанру и направлению. Автор сам определяет его как сатирический роман, и в этом нет сомнения. Однако, уникальность этого романа заключается в том, что он неуклонно нарушает грани между реальностью и фантазией.

Салтыков-Щедрин изобразил “Историю одного города” как летопись, что придает произведению атмосферу древности и достоверности. Но в то же время, герои и события романа представлены настолько эксцентричными и абсурдными, что они кажутся выходящими за рамки реальности и вплоть до грани фантастики. Это создает эффект смешения реальности и фантазии, делая произведение еще более неоднозначным и загадочным.

Салтыков-Щедрин был писателем-реалистом, что отражается в его произведениях, включая “Историю одного города”. Реалистическое представление событий и персонажей помогает автору глубже иронизировать над реальностью своего времени и выявлять социальные проблемы.

Некоторые критики трактуют этот роман как антиутопию, видя в нем своеобразный сценарий будущего.

Основная тема

Роман затрагивает глубокую и актуальную тему – несовершенство политического устройства и рабское положение народа. Автор открывает перед читателями картину общества, где народ оказывается полностью угнетенным и беспомощным перед системой, которая его порабощает.

Главная тема произведения – неспособность народа изменить сложившуюся ситуацию. Взгляды русского народа оправдывают рабское положение, и они смиренно принимают его как неизбежное. Салтыков-Щедрин приводит на примере небольшой глубинки, Глупова, яркий пример такого общества, где народ считает, что жесткий правитель необходим для существования порядка.

Образ

В романе “История одного города” Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина главным образом является коллективный образ города Глупова и его народа.

Как тебе учеба? Нравится или нет?






Глупов становится метафорой для всего русского общества того времени, где народ, представленный недалекими мещанами, страдает от безрассудных и неэффективных действий градоначальников и чиновников.

Город Глупов служит символом местечка, в котором живет и страдает русский народ. Автор искусно передает характер и особенности его обитателей, показывая их недалекость и зависимость от власти. Жители Глупова безропотно подчиняются воле своих управленцев, считая, что они неспособны справиться со своими проблемами и нуждаются в жестком руководстве.

Проблематика

Роман “История одного города” стал объектом споров и негативной оценки публикой из-за своей проблематики – искажения отечественной истории. Автор использует сатирический подход, чтобы высмеять и иронизировать над историческими личностями, представленными через образы градоначальников в Глупове.

Салтыков-Щедрин создает город Глупов как символическое отображение всего русского общества того времени, где исторические события и фигуры предстают в искаженном свете. Каждый градоначальник отражает определенную историческую личность, и через них автор иронизирует над недостатками и ошибками истории.

Главная идея

Главная идея произведения Салтыкова-Щедрина заключается в том, что многие правители склонны выставлять историю как простую последовательность правлений различных лиц, забывая о реальных людях и их жизненных судьбах.

Писатель высмеивает рабскую покорность жителей Глупова, что символизирует пассивность русского народа по отношению к своему будущему. Он призывает читателей к принятию активной жизненной позиции и разработке собственной философии.

Конфликт произведения

В романе “История одного города” М. Е. Салтыкова-Щедрина заложен глубокий конфликт между народом и властью, между простыми людьми и организованной государственной машиной.

Основной конфликт проявляется в противостоянии народа и его правителей, в котором каждый новый градоначальник продолжает тиранию, перенимая самые низменные черты предыдущих. Этот конфликт символизирует широкую проблему отношений власти и народа в русском обществе того времени.

Салтыков-Щедрин не жалеет ни градоначальников Глупова, ни простых людей, исходя из того, что раболепие, чинопочитание и угодничество народа-хамелеона создают плодотворную почву для тирании правителей. Автор раскрывает схожесть между глуповскими мужиками и представителями интеллигенции, подчеркивая, что все они подчинены общим условиям исторической жизни.

Композиция

Особенность композиционной структуры рассматриваемого произведения состоит в том, что автор избрал необычный подход и разделил роман на 16 глав, следуя принципу летописи. Каждая глава представляет собой как бы отдельный литературный эпизод, будто созданный разными авторами, и лишь первая и последняя главы принадлежат перу самого Салтыкова-Щедрина.

Главные герои и их характеристика

Главными героями романа «История одного города» являются градоначальники. Они играют важную роль в осуществлении идеи писателя о гротескном показе абсурдности их правления. Каждый из этих типажей отсылает к историческим личностям, а Салтыков-Щедрин с помощью смешных искажений фамилий и метких характеристик делает их более узнаваемыми.

Иван Матвеевич Великанов

Третий правитель Глупова, Иван Матвеевич Великанов, прославился своими странными решениями, такими как утопление директора по хозяйственным вопросам и введение налогов по три копейки с каждого человека. В этом персонаже отчетливо просматриваются черты исторической личности, которая была сослана в острог за роман с первой женой Петра I – Авдотьей Лопухиной.

Иван Матвеевич Баклан

Иван Матвеевич Баклан, шестой градоначальник, предстает перед читателем как яркая и забавная личность. Высокого роста и гордый своим происхождением, он считает себя последователем линии Ивана Грозного, и тут автор умело играет с многозначностью.

Баклан несет в себе символическое значение, и его связь с линией Ивана Грозного представляет собой игру слов. На первый взгляд, это может ассоциироваться с великим русским правителем, но на самом деле, читатель понимает, что речь идет о колокольне в Московском Кремле, которая именуется “Иваном Великим”. Таким образом, Баклан, выдающий себя за “последователя Ивана Грозного”, фактически становится обманщиком и смешным типажом.

Смерть Ивана Матвеевича Баклана находится в созвучии с гротескными событиями и искаженными образами, которыми насыщен роман. Бригадир был сломан пополам во время бури, что подчеркивает абсурдность его судьбы и вписывается в общую стилистику произведения.

Богдан Богданович Пфейфер

Богдан Богданович Пфейфер является ярким персонажем, символизирующим Петра III. Его характеристика “голштинский выходец” указывает на принадлежность к немецкому происхождению, что прямо отсылает к корням реального Петра III, который был немцем по национальности.

Стиль правления Пфейфера, как и Петра III, характеризуется определенной неудачливостью и некомпетентностью, что проявляется в его смещении с поста правителя “за невежество”. Подобно историческому Петру III, который не смог удержаться на престоле из-за своей неспособности эффективно управлять государством, Пфейфер стал жертвой своего же недалекоглазия.

Дементий Варламович Брудастый

Дементий Варламович Брудастый, известный как “Органчик”, обладает уникальной особенностью, которая делает его одним из самых запоминающихся героев в романе “История одного города” М. Е. Салтыкова-Щедрина. Прозвище “Органчик” он получил из-за необычного механизма в своей голове, который, вероятно, придает ему своеобразный вид и поведение.

Дементий Варламович держит город в страхе своим угрюмым и замкнутым характером. Его личность вызывает тревогу у жителей Глупова, и они стараются держаться подальше от этого загадочного правителя. Его механизм в голове может служить символом его непредсказуемости и нестабильности, которые вносят хаос в его правление.

История с попыткой отвезти голову градоначальника для починки к столичным мастерам подчеркивает его необычные особенности и внешний вид. Голова с механизмом внутри вызывает ужас у кучера, который, испугавшись, выбросил ее из экипажа. После его правления в городе воцаряется хаос на 7 дней.

Семён Константинович Двоекуров

Семён Константинович Двоекуров, девятый градоначальник, предстаёт перед читателем как интересный и необычный персонаж. Его появление приводит к краткому периоду благополучия для горожан, и это связано с его штатским советником статусом и новаторским подходом к управлению.

Семён Константинович заботится о внешнем виде города и предпринимает действия по улучшению его облика. Он занимается развитием медоварения и пивоварения, что приносит горожанам новые возможности и источники дохода. Его усилия направлены на привлечение новых индустрий и создание благоприятной атмосферы для развития экономики.

Кроме того, Семён Константинович стремится открыть академию, что говорит о его стремлении к развитию образования и науки в городе.

Василиск Семенович Бородавкин

Стиль правления двенадцатого градоначальника Василиска Семеновича Бородавкина напоминает великого Петра I.

Как историческая личность, Бородавкин проводит реформы и принимает решительные меры, направленные на просвещение народа. Его “славные дела”, такие как уничтожение Стрелецкой и Навозной слободы, а также проведение четырех войн за просвещение и трех против, указывают на его жесткость и решительность в достижении своих целей.

Тем не менее, отношения Бородавкина с искоренением невежества народа являются сложными и противоречивыми. Его решительные действия против невежества вызывали сопротивление и недовольство среди населения.

Василиска Семеновича ожидал трагический конец. Он решительно готовил город к сжиганию, но внезапно умер.

Онуфрий Иванович Негодяев

Происхождение Онуфрия Ивановича Негодяева из крестьянской семьи говорит о его скромном и неординарном старте в жизни. Его предыдущая работа – топление печей – подчеркивает его простоту и скромность.

Когда Онуфрий стал градоначальником, он разрушил вымощенные улицы и поставил на их место монументы, что указывает на его стремление оставить свой след и утвердить свою власть в городе.

Смещение Онуфрия Ивановича Негодяева произошло из-за его несогласия с триумвиратом насчет конституций. Это событие, а также его образ в целом, подчеркивают сходство с Павлом I, который тоже проявлял непредсказуемость и несогласие с определенными политическими решениями.

Эраст Андреевич Грустилов

Эраст Андреевич Грустилов, статский советник и градоначальник предстаёт перед читателем как типичный представитель бомонда, полностью погруженного в свои мирские удовольствия, игнорируя проблемы и нужды народа.

Характеристика Грустилова отражает сходство с эпохой правления Александра I, когда бомонд был занят роскошными балами и ночными собраниями, проявляя полное безразличие к нуждам народа, который страдал от бедности и голода.

Угрюм-Бурчеев

Угрюм-Бурчеев – главный антагонист романа “История одного города”. Он характеризуется как мрачный, злобный и идиотический персонаж с амбициями власти. Под прозвищем “Сатана” скрывается его зловредный и разрушительный характер. Его стремление построить вместо Глупова город Непреколнск приводит к катастрофическим последствиям. Действия Угрюм-Бурчеева приводят к “концу света” и весь город вместе с его правителем бесследно исчезает.

Другие персонажи

Другие персонажи в романе Салтыкова-Щедрина предстают перед читателем в роли простого народа, выступая как собирательный образ массы. Автор искусно передает их повиновение и терпение перед градоначальниками, несмотря на различные притеснения и странности своих правителей.

Простой народ описывается как безликая масса, которая безоговорочно следует указаниям своих правителей и привыкла терпеть их власть. Они не имеют собственного голоса и становятся активными только в критических ситуациях, когда происходят бедствия, такие как голод или пожары, их единственное оружие – бунт и протест.

Краткое содержание произведения «История одного города» по главам

“История одного города” – сатирический роман Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина, который представляет собой краткое и “подлинное” повествование о Глупове, охватывающее период с 1731 по 1826 годы.

От издателя

Автор стремится убедить свою аудиторию в реальности происходящих событий в романе. Он показывает, что история Глупова повторяет развитие Российской империи в период монархии. Содержание романа представлено как нечто “фантастическое” и порой даже “практически невероятное”. Автор объясняет структуру летописи по главам – каждая глава посвящена описанию правителя города.

О корени происхождения глуповцев

Корни происхождения глуповцев вклиниваются в древние времена и частично связаны с исторической “Повестью временных лет”. На территории Глупова обитали различные племена, и среди них выделялись головотяпы, которые в итоге стали предками современных жителей города. Головотяпы обладали силой и победили всех своих соседей, но им не хватало руководства и организации. Именно поэтому они приняли решение найти правителя “со стороны”.

Но все князья отказывались возглавить головотяпов из-за их глупости и неспособности. Тогда был найден самый глупый правитель, а на самом деле – вор-новотор, который стал править вместо него. Именно в это время на месте поселений племени возник город Глупов, и его жители приняли официальное наименование – глуповцы.

Глуповцы оказались послушными и подчиняющимися власти, практически безотказными рабами. Вор-новотор, однако, со временем был схвачен за воровство и приговорен к смерти князем. В ответ на приговор вор решил умереть своей собственной рукой и покончил с собой, перерезав горло огурцом. Этот эпизод знаменитого крика князя “Запорю!” воззвал к наказанию вороватых наместников и завершил эпоху в жизни глуповцев.

Опись градоначальникам

В данной главе произведения перечислены все градоначальники, которые правили Глуповым. Некоторые из них упомянуты всего в паре строк, в то время как жизнь других глубоко расписана. Примечательно, что все фамилии правителей “говорящие” и, возможно, скрывают в себе особый смысл. Некоторые из персонажей, вероятно, являются реальными людьми и служат прототипами для создания глуповских правителей.

Органчик

С 1762 года городом Глупов правит угрюмый и молчаливый Дементий Брудастый. Жители города полагали, что он сможет просветить их и улучшить жизнь, но их ожидания не оправдались. Внезапно один из писарей замечает странную особенность градоначальника: его туловище находится за столом, а голова – рядом на столе. Оказывается, в его голове находится маленький органчик, который ограничивает его способность говорить всего лишь несколькими фразами: “Не потерплю!” и “Разорю!”.

Жители Глупова обращаются за помощью к органным делам мастеру, чтобы исправить эту странную особенность. Однако неудачная попытка ремонта приводит к тому, что голова Брудастого должна быть заменена на новую. Но посыльный испугался говорящей головы и выбросил ее. С этого момента правление Брудастого завершилось, и в Глупове начинается хаос. Самозванцы появляются и исчезают, оставляя город в смятении и непонимании.

Сказание о шести градоначальницах

В романе “История одного города” Салтыков-Щедрин пародирует период Дворцовых Переворотов, перенося события на просторы Глупова, где власть тоже принадлежит женщинам. Эти шесть градоначальниц не смущаются бороться друг с другом за правление, прибегая к различным уловкам и аферам, чтобы привлечь внимание атаманов и получить их поддержку. Самой удачливой в этом деле оказывается немецкая градоначальница Штокфиш.

Глупов становится ареной постоянных перебранок и стычек между жителями, а городом царит анархия. Никто не может предсказать, какой поворот событий произойдет на следующий день. Каждая градоначальница стремится укрепить свою власть, и примечательной становится последняя из них – Дунька, которая захватывает власть на клоповом заводе. Она не останавливается ни перед чем и натравливает насекомых на всех горожан, кто осмелится противиться ее правлению.

Известие о Двоекурове

В период после смуты, когда Глуповом правили самозванцы и анархия, наступает время Двоекурова. Этот градоначальник правил городом в течение восьми лет и оказал значительное и положительное влияние на жизнь его жителей. Двоекуров ввел новые правила и инициировал просветительские инициативы.

Голодный город

В эпоху правления Петра Фердыщенко Глупов переживал период расцвета и процветания. Поначалу дела шли хорошо, и градоначальник успешно управлял городом в течение шести лет. Однако, в следующем году начались несчастья, которые пошли на попечение Петра.

Сердце Петра Фердыщенко пленяет любовь к Аленке Осиповой, жене ямщика. Влюбленный градоначальник начинает совершать глупости ради своей возлюбленной, не обращая внимания на возможные последствия.

Но в этот момент наступают времена неурожая и засухи, а вскоре наступает голод. Страдания и лишения глуповцев вызывают волнения в городе. Народ в отчаянии ищет виновных за столь тяжелые испытания и, недопонимая истинных причин катастрофы, казнит Аленку Осипову, считая ее ответственной за все страдания.

Чтобы подавить бунт и восстановить порядок, из губернии отправляются солдаты. Однако, глуповцы, истощенные голодом и страданиями, принимают солдат за гонцов, пришедших с провизией. На этом моменте глава романа заканчивается.

Соломенный город

Под властью Петра Фердыщенко Глупов сталкивается с новой бедой. Градоначальник, уже потерявший голову из-за своих страстей, обращает внимание на стрельчиху Домашку и страстно желает ее себе. Влюбленный в нее, он снова забывает о своих обязанностях и руководствует городом с опустившимся вниманием.

Безразличие Фердыщенко к делам города и отсутствие его нахождения у власти не проходят бесследно. В Глупове начинаются сильные пожары, которые угрожают жизням и имуществу жителей. Бунты и волнения снова раздуваются, и народ выражает свой гнев по отношению к безответственному правителю.

Фантастический путешественник

События в Глупове развиваются дальше, и Петр Фердыщенко решает отправиться в путешествие. Он отправляется навстречу приключениям, не покидая при этом пределов своего города. Несмотря на то, что он странствует по своим владениям, для него это представляется великим путешествием.

В ходе своих странных приключений, Петр гуляет по местам выгона скота, требует подарки и дары от простых жителей, ведет переговоры с пастухом и изучает известные места и богатства своего города.

Подобные действия градоначальника показывают его эгоизм и жажду власти, а также его нежелание заботиться о благополучии народа.

Однако такие поведение имеет свои последствия. Из-за своего безудержного желания получить подношения и богатства от жителей, Петр Фердыщенко погибает от переедания.

Войны за просвещение

После смерти Петра Фердыщенко на престоле Глупова восседает Василиск Бородавкин. Он является амбициозным правителем, вдохновленным реформами своего предшественника, Семена Константиновича Двоекурова. Из всех идей Двоекурова, Василиск решает воплотить лишь одну – сеять горчицу.

Но жители города не разделяют его энтузиазма по поводу горчицы и считают его реформы пустыми и неуместными. Отвергнутый населением, Василиск сталкивается с бунтом. Вспыхивает маленькая гражданская война, развернувшаяся на болотах.

В ходе битвы, Василиск Бородавкин обращает внимание, что его войска ушли, и оставили на своем месте оловянных солдатиков. Градоначальник в удивлении создает из этих маленьких оловянных солдатиков свои резервные войска. Он вооружает их и направляется на завоевание Стрелецкой слободы, одного из районов города. Посоветовавшись с оловянными солдатами, Василиск уничтожает избы горожан, добиваясь победы.

Эпоха увольнения от войн

После правления Бородавкина, на сцену выходят несколько последовательных правителей, каждый из которых приносит свои особенности и перемены в жизни Глупова.

Негодяев, следующий правитель, стал противником Конституции и был немедленно уволен, хотя причины увольнения остались неясными. Выяснилось, что он был истопником и поддерживал демократов.

После Негодяева пришел Микеладзе, который больше интересовался привлечением дам, чем делами города. Он замечал недостатки и лишения, которые возникли после правления Бородавкина, но перестал выпускать новые указы. Вскоре он погиб от истощения после своих страстей к дамам.

Затем правление переходит к Феофилакту Беневоленскому. Он составляет множество указов и законов, но выясняет, что не имеет права их выпускать. Под его правлением, горожане жили как-то самостоятельно. В результате, Беневоленского отстраняют за сотрудничество с Наполеоном.

После Беневоленского на сцену выходит Прыщ, которого жители считают колдуном. Несмотря на благополучие во время его правления, глуповцы недовольны и подозревают его в нечестных магических практиках. Оказалось, что он страдал от трюфелей в голове. Предводитель дворян, на одном из балов, съедает его голову.

Следующий правитель – советник Иванов, о нем практически ничего не известно, так как его правление было коротким и не оставило следов.

После Иванова приходит Викон де Шарио, родом из Франции. Он любит разные веселья и в результате становится женщиной. В это время, в городе происходят массовые неистовства и идолопоклонство, и эпоха становится известной как “Скоропреходящее глуповское баловство”. Постепенно, город становится языческим и строит “Вавилонскую” башню.

Затем появляется влюбчивый Эраст Грустилов, и в это время городом правят убогие и юродивые. Грустилов увлекается жизнью без труда и материальных забот. Он влюбляется в юродивую Пфейффершу, которая становится градоначальником. Глуповцы продолжают лениться и каяться в грехах.

По ночам, элита города собирается для прочтения критических высказываний Страхова, и это становится известно начальству штабс-офицера. В результате, Грустилов отправляется в отставку, заканчивая свое правление и открывая путь для новой эпохи в Глупове.

Подтверждение покаяния. Заключение

Последний градоначальник, Угрюм-Бурчеев, не проявлял особых характерных черт, но его жители всегда боялись. Летописец и издатель называют его идиотом, однако все равно испытывают страх перед ним.

Угрюм-Бурчеев интересуется только простыми, незамысловатыми вещами. В его голове зреет план установить тоталитарный режим в городе, который он намерен переименовать в Непреклонск. Кроме этого, нам ничего больше не известно о судьбе Глупова.

Оправдательные документы

Оправдательные документы — коварные маскировки и искажения истинных поступков, за которыми скрываются бывшие правители Глупова, пытающиеся оправдать свои действия и бросить ответственность за хаос на других. Их издатель приводит в последней главе романа.

Оправдательные документы воплощают ограниченность мышления глуповских градоначальников, их неспособность понять истинные потребности народа. М.Е. Салтыков-Щедрин иронично подчеркивает стремление правителей к подчинению глуповцев, фиксируя, что градоначальников заботит лишь их внешний облик и общие правила управления, игнорируя жизненные трудности и потребности простого народа.

Литературные приемы

  • Иносказание – главный прием, позволяющий рассказывать о событиях, не называя их прямо (например, царицы, соперничавшие за престол, представлены как шесть градоначальниц).
  • Гипербола (преувеличение) – подчеркивает пороки и негативные явления в городе (например, глуповцы обрастают шерстью и сосут лапы, лишивших их человеческих прав).
  • Фантастика, сказка и абсурд – добавляют комичности и снижают критику (например, градоначальник с искусственной головой или фаршированной головой).
  • Говорящие имена и фамилии – создают иронию и сатиру в отношении героев (например, Угрюм-Бурчеев, Василиск Бородавкин, Прыщ и др.).
  • Юмор, ирония, сатира, сарказм – разнообразные комические подходы, которые используются в произведении, чтобы смягчить критику и добавить забавных ситуаций.

Салтыков-Щедрин мастерски сочетает эти литературные приемы, чтобы создать яркую и смешную картину города Глупова и его градоначальников.

Значение романа «История одного города»

Роман “История одного города” Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина имеет глубокое символическое значение, раскрывая сложные взаимоотношения между властью и простым народом. Глуповцы, воплощая образы народа, оказываются пленниками своего бессознательного поклонения власти, лишившись своего собственного голоса и воли. Они подчиняются безусловно и безрассудно градоначальникам, которые наслаждаются своим самодурством и произволом.

Салтыков-Щедрин мастерски показывает, как власть использует свой аппарат подавления для контроля над народом, безразлично к его интересам и потребностям. Градоначальники играют роль исполнителей жесткой и несправедливой власти, а простой народ испытывает страх и благоговение перед этими капризными правителями.

Однако в романе также прослеживается надежда на перемену. Символическая концовка, где погибает деспотичный градоначальник Угрюм-Бурчеев, указывает на неизбежность упадка самодержавия. Это оставляет послание, что такая форма правления, приведшая к тирании и бесправию, не имеет будущего. В то же время, отсутствие определенности и постоянства в вопросах власти намекает на возможность изменений и наступление новых времен.

Критика

Роман “История одного города” Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина вызвал разнообразные оценки критиков, что свидетельствует о его многогранности и глубине. И. С. Тургенев отмечал, что в произведении присутствует нечто свифтовское – серьезный и злобный юмор, реализм, противопоставленный необузданной игре воображения. Автор сохраняет неколебимый здравый смысл и сдержанность в условиях неистовства и преувеличения формы. Он особо выделял очерк о городничем Угрюм-Бурчееве, узнавая в нем зловещий и отталкивающий образ Аракчеева, сильного влиятельного любимца Александра I.

С другой стороны, русский журналист А. И. Суворин дал произведению противоположную оценку. Он выразил мнение, что “История одного города” не отражает подобия с реальными историческими событиями или современностью.

Выводы

Произведение “История одного города” Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина принадлежит к жанру сатирического романа, в котором отражена критика русской истории и общества.

Автор использует иносказание, гиперболу, фантастику, сказочные элементы и абсурд для создания комического контекста и подчеркивания критической нагрузки произведения.

В произведении присутствуют говорящие имена и фамилии, которые символизируют характеры градоначальников и их роль в обществе. Также автор использует юмор, иронию, сатиру и сарказм, чтобы подчеркнуть глубокие пороки и негативные явления в обществе.

Образы градоначальников и жителей Глупова являются аллегорическими и символичными, представляя различные аспекты русской истории и общества. Каждый градоначальник олицетворяет определенный аспект правления и характеризуется своими особенностями.

Сюжет романа строится вокруг истории правления различных градоначальников, что позволяет автору проследить развитие общества и характеризовать его слабости и недостатки. Композиция произведения строится на основе эпизодических рассказов о каждом правителе, которые формируют общую картину и развивают тему критики власти и общества.

Произведение вызывает различные оценки критиков. Одни отмечают глубину и сатирическую характеристику общества, другие считают, что реализм произведения не соответствует историческим фактам.

Автор сайта
Кристина Залозная
Филолог, переводчик (славянские языки); учитель русского, украинского языка и литературы.
Задать вопрос
Произведения русских писателей
Добавить комментарий

  1. Наталья Лапина

    Я очень понравился этот роман История одного города М. Е. Салтыкова-Щедрина. Это настоящая артистическая литературная мастерская, где построены невероятно интересные и правдивые образы и сюжеты. Это произведение открывает глубокие психологические процессы и проявления человеческой натуры и показывает все неприятности и преграды, которые приходится преодолевать главным героям. Этот роман до сих пор актуален и достойно прочитать его каждому.

    Ответить